Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути сокращения бюджетного дефицита и методы сбалансирования бюджета






Для сокращения бюджетного дефицита государство предпринимает различные меры. В первую очередь стимулирует приток налогов. Для этого развивает производство, укрепляет финансовое состояние государственных и частных предприятий, активизирует предпринимательство. Одновременно проводятся мероприятия по сокращению государственных расходов: прекращается поддержка убыточных предприятий, уменьшаются расходы на управление и военные нужды, сокращается финансирование социальных программ.

Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег. Такой путь неминуемо приведет к инфляции, т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.

Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт. А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.

Бюджетный дефицит следует отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, что вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный бюджетный дефицит носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются при принятии.

Если финансовые ресурсы, привлеченные для покры­тия бюджетного дефицита, направляются на развитие эконо­мики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу от них, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирова­ния текущих затрат, субсидирования нерентабельного про­изводства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных про­цессов.

Сокращение бюджетного дефицита должно осущес­твляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

ü Повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюд­жета.

ü Разгосударствление и приватизация собственности (рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование).

ü Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйство­вания и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, побуждать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства — основы увеличения доходов бюджета.

ü Развитие территориально-регионального хозрасчета.
Укрепление самостоятельности регионов позволяет перес­мотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств.

ü Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов го­сударственного бюджета в целом, и в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля.

ü В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения неко­торых других расходов государства, в частности военных расходов, на управление и т.п. Это позволит профинансиро­вать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности насе­ления.

ü Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.

ü Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Имеется в виду, что в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и ограниченных возможностей государства обострится воп­рос об источниках финансирования социально-культурных учреждений и социальных программ, поскольку возможнос­ти перераспределения финансовых ресурсов в пользу соци­альных потребностей за счет сокращения других расходов имеют экономический предел.

ü Корректировка трансфертной политики, предполагаю­щая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфер­тных платежей.

ü Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте.

ü Принятие мер, направленных на привлечение в стра­ну иностранного капитала в форме инвестиций. С их по­мощью решается сразу несколько задач, не только фискаль­ного, но и экономического характера: сокращаются бюджет­ные расходы, предназначенные для финансирования капи­тальных вложений, расширяется база для производства то­варов и услуг, появляется новый налогоплательщик, а зна­чит, и увеличиваются платежи в бюджет.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Таким образом, разработка и последовательная реализа­ция мер, направленных на увеличение доходов и сокраще­ние расходов, регулирование бюджетного дефицита, целе­направленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения рес­публики.

Контрольные вопросы к теме №15

1. Что такое дефицит (профицит) бюджета.

2. Какой уровень бюджетного дефицита является допустимым?

3. В чем заключаются причины и последствия бюджетного дефицита.

4. Назовите внутренние источники финансирования бюджетного дефицита.

5. Назовите внешние источники финансирования бюджетного дефицита.

6. Перечислите методы снижения уровня бюджетного дефицита.

7. В чем разница между бюджетным дефицитом и кассовыми разрывами?

8. Какие меры по сокращению бюджетного дефицита должны осущес­твляться по специально разработанной программе?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.