Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь






В последние годы в Беларуси проделана большая работа по совершенствованию налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. Основной источник бюджета (около 70% от общего количества всех доходов консолидированного бюджета) формируется в Республике Беларусь за счет налоговых поступлений, контролируемых налоговыми органами.

По-прежнему центральное место в структуре доходов, контролируемых налоговыми органами, занимает налог на добавленную стоимость (НДС). В первом полугодии 2011 года его поступления составили 4, 4 трлн. руб., или около 22 % от всех доходов бюджета, налога на прибыль уплачено более чем на 4 трлн. руб., подоходного налога с физических лиц – 3, 7 трлн. руб., на долю акцизов пришлось 2, 2 трлн. руб.

Основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее пятилетие является повышение конкурентоспособности национальной экономики, совершенствование налоговой системы. В национальной налоговой системе предусмотрено дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.

В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику без учета взноса в фонд соцзащиты населения составила 27, 5% к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2, 6 процентного пункта. С 2011 года принят ряд значительных изменений порядка исчисления налогов, которые позволяют субъектам хозяйствования почувствовать уменьшение налогового бремени. С 2012 года Министерство по налогам и сборам предлагает внести в Налоговый кодекс положения, предусматривающие обязанность для организаций с численностью работников от 50 человек подачу налоговых деклараций в электронном виде. Кроме того, положением Директивы Президента Республики Беларусь №4 предусматривается завершение гармонизации налоговой системы республики с действующим налоговым законодательством в европейских странах.

В настоящее время предоставлена возможность переноса убытков на прибыль будущих периодов в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, в размере, не превышающем 50% налоговой базы текущего налогового периода.

Кроме того, предлагается снизить налоговую нагрузку по налогу на недвижимость. В частности, предложено отменить ставку 2% по налогу на недвижимость я организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, осуществляющих строительство новых объектов, сохранив ставку 1%.

Также предлагается упростить налоговое администрирование по земельному налогу. В частности, предложено отменить применение повышающего 10-кратного коэффициента к ставке земельного налога за самовольно занятый, своевременно не возвращенный либо используемый по нецелевому назначению участок.

С 2012 года предлагается ввести ограничение имущественного налогового вычета до 100 млн. руб, предоставляемого каждому налогоплательщику, состоящему в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющему строительство или приобретение жилья.

Необходимо унификацировать ставки основных налогов со странами Таможенного союза (России и Казахстана). Однако, Беларусь в отличие от партнеров ТС, которые обладают значительными сырьевыми ресурсами, не может позволить себе это сделать достаточно быстро, так как отсутствуют необходимые источники для компенсации выпадающих доходов бюджета. В то же время преимущества налогового администрирования в Беларуси позволяют частично компенсировать более высокие ставки налогов. Так, в Беларуси гарантированно в течение 35 дней выплачиваются налоговые вычеты по НДС при экспорте.

Кроме того, в Беларуси прорабатывается возможность изменения налогового законодательства при выплате налогов физическими лицами на недвижимость. В настоящее время в Беларуси физические лица являются плательщиками налога на недвижимость при наличии собственности, зданий, сооружений. Аналогичный налог есть и в России. Рассматривается возможность установления налога, объединяющего налог на недвижимость и налог на землю.

Беларусь в рейтинге Всемирного банка " Doing business-12" по показателю " Налогообложение" в нынешнем году продвинулась вперед на 27 позиций и заняла 156-e место. Впервые за несколько лет международные эксперты оценили реформы в сфере налогообложения как способствующие улучшению условий ведения бизнеса.

Республика Беларусь имеет следующие показатели по позиции «Налогообложение»:

· количество платежей налогов в год – 82;

· время – 798 часов в год;

· общая ставка налоговых изъятий – 80, 4%.

Вместе с тем, с учетом уже реализованных в 2010 году и принятых на 2011 год изменений налогового законодательства указанные показатели для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составляют величины, отраженные в таблице 3.

Таблица 3

Показатели по позиции «Налогообложение»

Наименование показателя 2010 год 2011 год
количество платежей налогов в год    
время, часов в год    
общая ставка налоговых изъятий 62, 7 60, 8

 

Всемирный банк — это далеко не единственная организация, которая оценивает налоговые системы государств. К примеру, в рейтинге экономической свободы, проведенном фондом «The Heritage Foundation» при участии и поддержке газеты «The Wall Street Journal», налоговая система Республики Беларусь получила достаточно высокую оценку: 85, 2 балла из 100 возможных.

Вместе с тем создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата заключается не только в предоставлении отдельных мер стимулирования, но и в упрощении процедур налогового администрирования и создании максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств.

Главная цель реформы – реально обеспечить эффективное, равное и справедливое налогообложение всех экономических агентов, как граждан, так и предприятий независимо от их организационно–правовых форм, видов собственности и отраслевой принадлежности. На практике это, прежде всего, означает существенное повышение роли индивидуального подоходного налога при одновременном снижении налоговой нагрузки непосредственно на производственные активы предприятий за счет перестройки налогов на прибыль и недвижимость и перехода к европейской модели налога на добавленную стоимость.

Построенная на таких принципах система должна, с одной стороны, за счет более высокой эластичности обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой, – быстро и адекватно реагировать на изменения в экономической конъюнктуре и создать благоприятные условия для восстановления темпов экономического роста, инвестиций и экспорта.

Контрольные вопросы к теме №13

1. Перечислите основные, зависящие от экономической деятельности налогоплательщиков, налоги Беларуси.

2. Какие основные мероприятия в области бюджетно-налоговой политики были реализованы в 2005-2011 гг.?

3. Какие положения в области налогообложения определяет Общая часть Налогового кодекса?

4. Когда вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь?

5. Какие положения в области налогообложения определяет Особенная часть Налогового кодекса?

6. Как рассчитывается налоговая нагрузка на экономику?

7. Укажите величину налоговой нагрузки на экономику без учета взноса в фонд социальной защиты населения в 2010 году.

8. Какие налоги доминируют в формировании бюджета?

9. Какие меры в области налогового регулирования необходимо реализовать в настоящее время?

 

ТЕМА 14. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ, ИХ РОЛЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.