Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания.






Рабочие записки-конспект (рукопись), которыми Л. С. Вы­готский пользовался при чтении лекций по психологии детей дошкольного возраста, были переданы им автору этой книги. Первые десять тезисов посвящены общим вопросам психичес­кого развития и как не имеющие прямого отношения к пробле-, мам психологии игры опущены.

Упоминание в нескольких местах фамилии Д. Б. Эльконина связано с критикой или положительной оценкой его доклада по игре, непосредственно предшествовавшего лекциям Л. С. Вы­готского.

Имеющиеся в записках ссылки на Спинозу связаны с тем, что Л. С. Выготский в это время усиленно работал над про­блемой соотношения аффекта и интеллекта.

Некоторые положения Л. С. Выготского, содержащиеся в записках, более подробно изложены в опубликованной стено­грамме его лекции по психологии игры (см.: Вопросы психо­логии, 1966, № 6).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамович Р. Я. Развитие предметных действий у ребенка на первом году жизни / Канд. дис. — Л., 1946.

Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобыт­ной культуры. — М., 1935.

Аркин Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1948.

Базанов А. Г. Вогульские дети // Советский Север, 1934, № 3.

Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. — Л., 1939.

Басов М. Я. Общие основы педологии. Изд. 2-е. — М.-Л., 1931.

Блонский П. П. Педология. — М., 1934. Богораз-Тан. Н. Г. Чукчи. — Л., 1934. Ч. I.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. — М., 1968.

Божович Л. И„ Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие моти­вов учения у советских школьников // Известия АНН РСФСР, 1951. Вып. 36.

Богуславская 3. М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидакти­ческой игры // Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 64.

Брайантп А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. — М., 1953.

Бутинов Н. А. Проблема экзогамии / В сб.: Родовое обще­ство. Этнографические материалы и исследования. — М., 1951.

Бюлер К. Духовное развитие ребенка / Пер. с нем. — М., 1924.


Вайян Дж. История ацтеков / Пер. с англ. — М., 1949. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. — М., 1913.

Виноградов Н. Д. Педагогическая психология в связи с об­щей педагогикой. — М., 1916. Ч. II.

Вундт Вильгельм. Этика. — СПб., 1887.

Выготская Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей / В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследова­ния. — М., 1956.

Выготский Л. С. Педология подростка. (На правах рукопи­си). — М.-Л., 1931.

Выготский Л. С. Проблема речи и мышления в учении Ж. Пиаже / Предисловие к русскому переводу книги Ж. Пи­аже «Речь и мышление ребенка». — М., 1932.

Выготский Л. С. Проблема развития структурной психо­логии / В кн.: Коффка К. Основы психического развития. — М.-Л., 1934.

Выготский Л. С. Предыстория письменной речи / В кн.:

Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л., 1935.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1966, № 6.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз­расте. Изд. 2-е. — М., 1957.

Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / В кн.: Психологическая наука в СССР. — М., 1959. Т. I.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтап­ном формировании умственных действий / В сб.: Исследова­ние мышления в советской психологии. — М., 1966.


Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

Гальперин П. Я; Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии мышления / Послесловие к книге Джона X. Флей-вела «Генетическая психология Жана Пиаже». — М., 1967.

Гаупп Р. Психология ребенка / Пер. с нем. — Л., 1926.

Гегель. Сочинения. Энциклопедия философских наук. Фи­лософия духа. — М., 1956. —Т. III.

Гроос К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. — Киев, 1916.

Гуг Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста / Пер. с нем. — Л., 1926.

Денисова М. П., Фигурин Н. Л. Экспериментальное изучение реакции на новое у ребенка до одного года / В сб.: Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества. — М.-Л., 1929.

Дунаевский Ф. Р. Попытка изучения развития высшей нервной деятельности при экспериментальном расширении возможно­стей ее проявления у детей первых лет жизни // Известия АПН РСФСР, 1956. Вып. 75.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. — Пг., 1919.

Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. — М., 1963.

Запорожец А. В. Изменение моторики ребенка-дошкольни­ка в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.

Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века (1771—1772). — М., 1947.

Игры народов СССР / Сборник материалов, составленный В. И. Всеволодским-Гернгроссом и др. — М.-Л., 1933.

Колоцца Д. А. Детские игры, их психологическое и педаго­гическое значение / Пер. с итал. — М., 1909.


Компере Габриель. Умственное и нравственное развитие ре­бенка. —М., 1912.

Королева Н. В. Роль игры в формировании положительно­го отношения к труду у детей старшего дошкольного возрас­та/В сб.: Психологические вопросы игры и обучения в дош­кольном возрасте. — М., 1957.

Косвен М. Осколок первобытного человечества. — М., 1927.

Косвен М О. Переход от матриархата к патриархату // Тру­ды Института этнографии им. Миклухо-Маклая. — М., 1951. Т. XIV.

Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. — М., 1953.

Коффка К. Основы психического развития / Пер. с нем. — М.-Л., 1934.

Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. (Путеше­ствия 1737—1741.гг.) — М., 1949.

Левингстон Давид. Путешествия по Южной Африке. — М., 1947.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной иг­ры // Советская педагогика, 1944. № 8—9.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. — М., 1965.

Лехтман-Абрамович Р. Я„ Фрадкина Ф. И. Этапы разви­тия игры и предметных действий в раннем детстве. — М., 1949.

Липе Юлиус. Происхождение вещей / Пер. с нем. — М., 1954.

Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / Докт. дис. — М., 1974 а.


Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возра­ста в процессе действий, совместных со взрослыми / В кн.:

Развитие общения у дошкольников. — М., 1974 б. Гл. IV.

Луков Г. Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры. / Канд. дис. — Л., 1937.

Мануйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у де­тей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.

Маркова Т. А. Влияние советской детской литературы на творческие игры. / В сб.: Творческие игры в детском саду. — М., 1951.

Менджерицкая Д. В. Игра // Дошкольная педагогика, 1946.

Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. — М., 1951. Т. III. Ч. I.

Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве / Канд. дис. — Л., 1975.

Неверович Я. 3. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.

Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления «центрации» в мышлении детей дошкольного возраста / Канд. дис. — М., 1972.

Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. — Но­восибирск, 1941.

Оберталлер П. М. Материалы о хантыйских куклах // Со­ветская этнография, 1935. № 3.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. — М., 1932.

Пиаже Ж. Психология интеллекта / В кн.: Жан Пиаже. Избранные труды / Пер. с франц.— М., 1969.


Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. — М., 1958. Т. V.

Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. — М., 1887.

Прейер В. Духовное развитие в первом детстве. — СПб., 1894.

Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера / Канд. дис. — М., 1948.

Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография, 1949. № 3.

Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в ран­нем детстве. — М., 1948.

Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. Изд. 2-е. — М., 1946.

Рубцова Е. С. Материалы по языку и фольклору эскимосов. — М., 1954.

Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. — М., 1948.

Селли Джеме. Очерки по психологии детства / Пер. с англ. — М., 1901.

Сикорский А. И. Воспитание в возрасте первого детства. — СПб., 1884.

Славина Л. С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.

Соколова Н. Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста / Канд. дис. — М., 1973.

Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подрост­ка к производственному труду в условиях домашнего воспи­тания / В сб.: Обучение слепоглухонемых детей — М., 1962.

Спенсер Гербарт. Основания психологии. — СПб., 1897. 350


Старцев Г. Самоеды. — Л., 1930.

Стебницкий С. Н. Коряцкие дети // Советский Север, 1930. № 4.

Стебницкий С. У коряков на Камчатке. — М., 1931.

Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1947. Т. 56.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. — М.-Л., 1950. Т. 8. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976.

Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения ребенка от рождения до одного года / В сб.: Вопросы генетичес­кой рефлексологии и педологии младенчества. Сборник 1. — М.-Л., 1929.

Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже / Пер. с англ. — М., 1967.

Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Гене­тические корни ролевой игры / Канд. дис. — Л., 1946.

Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем. — М., 1925.

Хайнд Р. Поведение животных / Пер. с англ. — М., 1975.

Харузин Н. Н. Русские лопари // Известия об-ва любите­лей естествознания, антропологии и этнографии. — СПб., 1890. Т. X.

Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. — Ростов-на-Дону, 1962.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Статьи об эстетике. — М.-Л., 1935.

Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма. Изд. 2-е.— Л., 1969.


Штерн (Стерн) Вильям. Психология раннего детства до ше­стилетнего возраста / Пер. с нем. — Пг., 1922.

Штернберг Л. Я, Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. — Л., 1933.

Щелованов Н. Н„ Аксарина Н. М. Воспитание детей ран­него возраста в детских учреждениях. Изд. 3-е. — М., 1935.

Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры / В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.

Элъконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дош­кольника // Труды всероссийской конференции по дошколь­ному воспитанию. — М., 1949.

Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте / В кн.: Психология личности и деятельности дошкольников. — М., 1965.

Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры / В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966 а.

Элъконин Д. Б. Символика и ее функции в игре // Дошколь­ное воспитание, 1966 б. № 3.

Элъконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание, 1976. № 5.

Alt R. Vorlesungen uber die Erziehung auf fruhen Stufen der Menschheitsent-wicklung. — Berlin, 1956.

Axline Virginia Мае. Play Therapy. — Cambridge, 1947.

Bruner Jerome S. Nature and Uses of Immaturity // American Psychologist, 1972. № 8.

Bruner Jerome S. Play is Serious Business // Psychology Today, 1975.№ 1.

BuhlerCh. Kindheit und Jugend. — Leipzig, 1931. 352


BuhlerK. Die Krise der Psychologie. — Jena, 1933. Buytendijk F. J. J. Wesen und Sinn des Spiels. — Berlin, 1933.

Chateau J. Le jeu de 1'enfant // «Psychologie de 1'enfant» sur la direction de Maurice Debesse. — Paris, 1956.

Chateau J. Le leu de 1'enfant apres trois ans, sa nature, sa discipline. — Paris, 1955.

Claparede Ed. Sur la nature et la fonction de jeu / Archives de Psychologie, 1934. Vol. XXIV.

Gallusser U. М. A First Survey of Research on the Play of Children below the Age of Nine Years. Copyright. London.*

Groos K. Die Spiels der Menschen. — Jena, 1899.

Groos K. Wesen und Sinn des Spiels / Zeitschrift Psychologie, 1934. В. 133.

Hartley Rush E„ Frank Lawrence K., Goldersson Robert М. Understanding Children's Play. — N. Y., 1952.

Hetzer Hildegard. Die symbolische Darstellung in der fruhen Kindheit. — Wien-Leipzig — New York, 1926.

Hubsch und Reininger. Zur Psychologie des Kinderspiels und der Geschlecht-sunterschiede im Kindergartenalter // Zeitschrift fur AngewandtePsychologie, 1931. Band 40.

Isaacs S. Intellectual Growth in Young Children. — London, 1936.

Isaacs S. Social Development in Young Children. — London, 1933. Klein М. The Psycho-Analysis of Children. — London, 1932.

Kollarits J. Quelques considerations sur la biologic et la psychologie du leu. Archives de Psychologie. — Geneve, 1940. Т. XXVII.

* Гектографированное издание, год не обозначен.


Levin К. A Dynamical Theory of Personality. — N. Y. and London, 1935.

Lowenfeld M. Play in Childhood. — London, 1935.

Manual of Child Psychology / Paul H. Mussen (Ed.) Third Edition. — N. Y., 1972.

Mead M. Growing up in New Guinea. — London, 1931. Millar S. The Psychology of Play. — London, 1969. Miller N. The Child in Primitive Society. — N. Y., 1928.

Fidget J. La formation du symbole chez 1'enfant. — Paris, 1945.

Fidget J. et InhelderB. Psychologie de 1'enfant. — Paris, 1966.

Play, its Role in Development and Evolution / Ed. J. S. Bruner, A. Jolly and K. Sylva. — London, 1976.

Sliosberg S. Zur Dynamik des Ersatzes im Spiel und Ernst-situationen // Psychologische Forschung, 1934. Band 19.

Schlosberg H. The Concept of Play // Psychological Review, 1947. № 57.

Volz W. Im Dammer der Rumba. Sumatras Urwald und Urmensch. 3 Auflage. — 1925.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.