Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телевидение






Эпитафия человеческой расе: Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают телевизор. Мы становимся расой созерцателей, а не созидателей.

Артур Чарльз Кларк

Время, место Событие
1842 г., Шотландия А. Бейн выдвинул принцип «факсимильной телеграммы»
1862 г., Россия Д. Козелли создал «химический телеграф»
1880 г., Россия Порфирий Иванович Бахметьев выдвинул идею разложения изображения на отдельные элементы для последовательной их передачи на расстояние
1884 г., Германия Пауль Нипков предложил устройство для разложения (развертки) изображения
1888 — 1889 г., Россия Александр Григорьевич Столетов создал фотоэлемент
1900 г., Россия К.Д. Перский ввел термин «телевидение»
1900 г., Россия А.А. Полумордвинов предложил трехкомпонентную теорию для получения цветного изображения
1902 г., Россия А.А. Полумордвинов запатентовал «Аппарат для передачи изображения и способ этой передачи в связи с одновременной передачей звука»
1906 г., 10 октября, Германия М. Дикманн и Г. Глаге зарегистрировали патент на использование электронно-лучевой трубки Брауна для передачи изображений
1907 г., 25 июля, Россия Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображения»
1923 г., Россия - США Владимир Зворыкин изобрёл иконоскоп – первую электронную передающую телевизионную трубку
1925 г., 16 декабря, Россия Лев Сергеевич Термен передает изображение движущейся руки
1928 г., СССР Осуществляется первая передача телевизионного сигнала из Москвы в Свердловск
30 апреля 1931 г., СССР Произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио
1932 г., 15 апреля, СССР Ленинградский завод «Коминтерн» приступил к выработке первых серийных 20 советских телевизоров
1936 г., США и Англия Началось телевещание по электронной системе
1938 г., СССР, Франция, Германия и Италия Началось электронное телевещание
1952 г., СССР Опытная передача цветного телевидения в Ленинграде
1953 г., 18 декабря, США Начато первое в мире цветное телевещание
1959 г., СССР Автоматическая межпланетная станция “Луна-3” впервые сфотографировала обратную сторону Луны
1963 г., США Запущен первый спутник радиосвязи TELSTAR
1965 г., СССР Запущен первый советский высокоэллиптический спутник связи «Молния», с которого осуществлена передача телесигнала из Владивостока в Москву
1967 г., СССР Выпуск первой партии советских цветных телевизоров «Рубин-401»
1967 г., СССР В Москве появилась Останкинская телебашня высотой 540 м
1976 г., США Генри Говард создал первое в мире домашнее спутниковое ТВ
Конец 1990-х Появилось цифровое радиовещание
1996 г., Россия Запущен первый российский оператор спутникового телевизионного вещания НТВ+

 

Желание человека видеть на расстоянии вместе с желанием летать известно с глубокой древности. Именно эти возможности люди приписывали всякого рода колдунам, ведьмам и всякой прочей нечисти, а потом из зависти сжигали их на кострах. Но как это бывает, мечта о передаче звука и изображения с помощью научно-технических достижений осуществилась постепенно и как-то буднично.

Сегодня телевидение – это не столько техническое средство «доставки картинки на расстояние», сколько самое влиятельное средство массовой информации, обладающее огромными возможностями по формированию общественного мнения. Телевидение – это огромная индустрия, состоящая из сотен и тысяч телевизионных каналов, вещающих во всех странах. Телевидение – громадный монстр, владеющий умами и душами миллиардов людей. Мы настолько привыкли к телевизору, что к любой новости, будь то цунами, катастрофа самолета или получение нового химического элемента, мы подсознательно ждем сопровождающей картинки в «прямом эфире», и что самое удивительное, мы ее чаще всего получаем!

Телевидение является самым наглядным примером того, как симбиоз технических инноваций рождает нечто новое, поначалу кажущееся забавным развлечением, а потом, когда «дитя» вырастает, оно меняет окружающий мир и самого человека. Надо сказать, что с «родителями» телевидению повезло: радио и кино сами в свое время наделали немало шума и по праву могут считаться великими инновациями. Вместе они позволили посредством радиосигналов передавать движущиеся изображения.

«Ребенок» получил имя благодаря штабс-капитану русской армии К.Д. Перскому. Он первым ввел термин «телевидение» в докладе «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)», сделанном в Париже на Всемирном конгрессе электротехников в 1900 году.

Но ещё почти 60 лет до этого, в 1842 г. шотландец А. Бейн выдвинул принцип «факсимильной телеграммы», на основе которого можно осуществить передачу неподвижных изображений на расстояние.

Этот принцип через двадцать лет (в 1862 году) был практически реализован работавшим в России итальянцем Д. Козелли. Чтобы передать изображение по «пантотелеграфу Козелли», изображение вытравливалось на медной пластинке, в принимающем пункте аналогичную пластинку подвергали такой же длительной химической обработке. Изобретение испытывалось на линии связи Петербург — Москва. Как оказалось, доставить депешу поездом оказалось не только дешевле, но и значительно быстрее! Изобретение Козелли оказалось на практике бессмысленным, но именно из таких, кажущихся современникам бессмысленными изобретений, в результате «естественного» отбора и появляется техническая инновация.

В 1880 году русский ученый Порфирий Иванович Бахметьев выдвинул идею разложения изображения на отдельные элементы для последовательной передачи их на расстояние. Такой теоретически возможный аппарат он назвал «телефотографом». Эту же идею о разложении изображения на элементы высказал португалец Адриану ди Пайва.

В 1884 году студент Пауль Нипков предложил интересное устройство, позволяющее практически осуществить предложение Бахметьева. Это был диск, имеющий ряд небольших отверстий, расположенных по спирали. При вращении этого диска можно получить разложение (развертку) изображения. Сам изобретатель, хотя и запатентовал диск, не придал своей находке должного значения и даже забыл про неё. Лишь в 1923 году на одной из международных выставок радиоаппаратуры, увидев в действии своё студенческое изобретение, он вспомнил его и весьма удивился, что кто-то его реализует на практике.

В 1888 — 1889 годах профессор Московского университета Александр Григорьевич Столетов, при изучении внешнего фотоэффекта создал фотоэлемент. Это достижение, хотя и, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к телевидению, оказалось очень важным, так как открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.

В 1900 году русский изобретатель А.А. Полумордвинов предложил смешивать три цвета для получения цветного изображения. Именно этот принцип и заложен в современную теорию цветного телевидения, а в 1902 году он запатентовал «Аппарат для передачи изображения и способ этой передачи в связи с одновременной передачей звука».

10 октября 1906 года изобретатели Макс Дикманн и Г. Глаге зарегистрировали патент на использование электронно-лучевой трубки Брауна для передачи изображений. Интересным представляется то, что сам Браун считал невозможным осуществлять передачу изображения с помощью его трубки, более того, саму идею передачи изображения он отвергал как ненаучную. Первый телевизионный приёмник был оснащён экраном в двадцать строк, размер экрана составлял 9 см2, и частота развёртки равнялась 10 кадр/с. Нашего современника вряд ли бы такое изображение порадовало, но тогда это представлялось чуть ли не чудом.

Первый патент на используемое сейчас электронное телевидение получил профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг, запатентовавший «Способ электрической передачи изображения» 25 июля 1907 года и получивший при этом «Привилегию № 18076». Идея эта состояла в том, чтобы преобразование электрических сигналов в светящиеся точки видимого изображения осуществлять с использованием катодной (электронно-лучевой) трубки. Б.Л. Розинг сконструировал трубку, в которой поток электронов (катодный луч), вызванный фотоэффектом, «бомбардирует» торец, покрытый изнутри слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Телевизионное изображение возникает как результат различного свечения определенных участков экрана. Этот патент практически был реализован только в 1911 году, и передать при этом удалось только неподвижное изображение, но, тем не менее, применяемая развертка изображения была положена в основу будущих телевизоров.

Русское техническое общество за это изобретение в 1912 году присудило Розингу золотую медаль и премию имени почетного члена общества К.Ф. Сименса.

В 1926 году в первом номере журнала «Наука и техника» (который выходит и сегодня) Розинг опубликовал работу «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения». В этой статье автор смог во всех подробностях описать телевидение наших дней.

Конечно, нельзя сказать, что именно Розинг может считаться отцом телевидения. Как в истории с изобретением радио, у телевидения нет единственного изобретателя. Много ученых и инженеров внесло свой, неоценимый вклад в общее дело развития телевидения. Поэтому каждый может найти убедительные доводы в пользу того или иного кандидата. Но заслуги Розинга являются весьма впечатляющими, поэтому есть все основания считать его одним из основоположников, точно так же как и Льва Сергеевича Термена. 16 декабря1925 года на V съезде русских физиков он сделал доклад «Видение на далекое расстояние» и продемонстрировал на экране изображение движущейся живой руки. По его настоянию Б. Грабовский, Н. Пискунов и В. Попов 9 ноября 1925 года подают заявку на патентование «телефота». Достоверно сегодня нельзя сказать, была ли тогда установлена телевизионная связь, но в некоторых источниках, причем зарубежных, именно «телефот» описан как предтеча современного телевидения.

В 1926 году Термен показывает в Кремле «Устройство электрического дальновидения» с экраном площадью 1 м2, это во много раз больше зарубежных аналогов, имеющих площади экранов не больше спичечного коробка. Первый телевизор тут же засекречивается и устанавливается в приемной Ворошилова, а передающая камера — перед входом в Наркомат обороны. Качество изображения было настолько высоким, что даже можно было угадать входящего человека.

И, наконец, в 1928 году осуществляется первая передача телевизионного сигнала через радиостанцию им. Коминтерна из Москвы в Свердловск.

А 30 апреля 1931 года «Правда» напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56, 6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии». В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории телевидения во главе с Павлом Васильевичем Шмаковым. Изображение было «немым», но зато движущимся. Оно состояло из 30 строк, имело 1200 элементов и светилось красным светом неоновой лампы.

1 октября 1931 года начались регулярные опытные передачи. Эти передачи эпизодически принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове. Журнал «Говорит Москва» сообщал с гордостью, что в столице работало более тридцати самодельных телевизоров!

15 апреля 1932 года в газете «Правда» сообщалось, что Ленинградский завод «Коминтерн» приступил к выработке первых серийных 20 советских телевизоров. В 1933-1936 годах было выпущено более 3 тысяч механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3x4см. Телевизор подключался к радиовещательному приемнику вместо громкоговорителя. Качество оставляло желать лучшего, но механические телевизоры были на грани своих возможностей.

В 1931 году советский физик С. И. Катаев, один из учеников Розинга сконструировал передающую трубку, названную «радиоглазом». За два месяца до этого другой ученик Розинга, Владимир Зворыкин (он в то время уехал из России и работал в фирме Radio Corporation of America) получил патент США на подобное устройство, названное им «иконоскопом». Иконоскоп – первая электронная передающая телевизионная трубка, позволившая начать массовое производство телевизионных приёмников. Это стало настоящим прорывом в чёткости изображения электронного телевидения.

В результате в 1936 году в США и Англии началось телевещание по электронной системе. СССР отстал совсем немного, и уже в 1938 г также началось электронное вещание, одновременно с Францией, Германией и Италией.

Далее телевидение развивается все стремительнее и стремительнее. Но все же оно ещё сильно отличалось от современного. Можно ли представить, что для просмотра телевизора необходимо залить в линзу перед экраном несколько литров дистиллированной воды? Именно таким был советский телевизор КВН -49, выпускаемый с 1949 по1960 гг.

В 1940-е годы в Северной Америке и Европе телевидение было приведено к единому стандарту, означает превращение телевидения из средства связи в средство массовой информации.

В СССР в 1952 году состоялась опытная передача цветного телевидения в Ленинграде, а в США 18 декабря 1953 года уже начинает работу первое в мире цветное коммерческое телевещание.

Если американцы открыли эпоху цветного массового телевидения, то в Советском Союзе открыли эру телевидения космического. В 1959 году советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны. Люди посредством «телеглаза» смогли увидеть то, о чем ещё недавно не мечтали даже фантасты.

Американцы в 1965 году запускают первый коммерческий коммуникационный спутник связи «Early Bird», в этом же году на орбиту запущен первый советский высокоэллиптический спутник связи «Молния», позволивший отправить телесигнал из Владивостока в Москву.

В 1967 году в Москве вводится в эксплуатацию Останкинская башня. Она имеет высоту 540 м, обеспечивает качественное эфирное телевещание в радиусе 120-150 км и становится символом советского телевидения.

В 1976 году американский профессор Генри Говард создал первое в мире домашнее спутниковое ТВ. Начинается время глобального телевидения, навязчивого и вездесущего, в общем, того, которое мы сегодня наблюдаем. Когда телевидение стало массовым, на него сразу же проникла реклама, затем начинают работу первые платные телеканалы без рекламы. Каналов становится все больше и больше, а мест, где не было бы телевидения – все меньше и меньше.

С 1997 года начинается новый виток технического развития средств связи, который снова возвращает нас из эфира к проводам, но уже не телеграфным, а волоконно-оптическим. В США из 60 миллионов домов пользователей кабельного телевидения 35 миллионов были переключены на модернизированные гибридные сети волоконно-оптического телевидения уже к началу 1998 года. Сегодня в развитых странах Европы до 90% всех домов подключены к подобным системам. Эра телевидения продолжается.

Еще в 20 — 30-е годы XX века американские социологи отметили, что огромную роль в изменениях обычаев, нравов, даже традиции, не говоря о манере поведения жителей небольших провинциальных городов США, сыграл кинематограф Голливуда. Телевидение имеет в этом плане значительно больше возможностей. Отдельные энтузиасты технического прогресса, всматривающиеся в красно-тусклые экраны первых телевизоров, сменились довольно большой прослойкой зажиточных жителей мегаполисов, имеющих возможность купить довольно дорогой телеприемник. И, наконец, телевидение стало даже не массовым, а всеобщим. Телевизионные передачи стали определять общественное мнение, формировать мышление, менталитет, мировоззрение населения, независимо от возраста и социального статуса.

В США этот процесс стартовал в начале 1950-х годов, в Западной Европе – во второй половине того же десятилетия. В нашей стране это стало происходить в 1960-е годы.

Сегодня телевидение дает уникальную возможность «присутствовать» при событии в прямом эфире одновременно миллиардам людей. Например, за спортсменом, зажигавшим факел на олимпиаде в Пекине, сразу одновременно наблюдало более 4 миллиардов человек!

Мир, благодаря телевизору, стал значительно доступнее и «меньше»: не выходя из комнаты можно побывать на северном полюсе, «присутствовать» на ловле анаконды в лесах Амазонки, и даже увидеть из космоса лесной пожар в Сибири.

Но самой главной проблемой для достижения такого результата был совсем не технический аспект. Снять обратную сторону Луны оказалось значительно проще, чем договориться между государствами на Земле.

Отсутствие единого технического стандарта в мире, особенно по радиочастоте, приводило к взаимным помехам в пограничных зонах и невозможности транслировать передачи из одной страны в другую. В результате долгих обсуждений на международных конференциях в рамках Международного Союза Электросвязи (МСЭ) были рекомендованы разработанный в СССР стандарт на 625 строк и действующий в США и ряде стран Америки и Японии стандарт на 525 строк.

В итоге стандарт 525 строк используют в 55 странах с населением 1 млрд жителей, а стандарт 625 строк — в 152 странах с населением 4, 2 млрд. жителей.

Есть ещё один параметр, разделяющий телевидения всех стран на три лагеря – по технике получения цвета. Существуют два стандарта цветного европейского телевизионного вещания: SECAM (Франция — СССР), PAL (ФРГ) и американский – NTSC-M.

Во второй половине XX века телевидение получило широкое распространение. Его роль в мире подчеркнула ООН, установив памятный день — Всемирный день телевидения – 21 ноября.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.