Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды инновационных рисков






Развитие инновационного предпринимательства в России на сегодняшний момент является достаточно рисковым делом. Это объясняется в основном многообразием внешних факторов по отношению к самой предпринимательской деятельности, которые не способствуют его инновационному развитию. Инвестирование в российские высокие технологии должно учитывать традиционные особенности формирования инновационного предпринимательства и специфику правовых и экономических условий российской действительности. Поэтому наряду с существующей классификацией традиционных инвестиционных рисков существует целый ряд рисков, связанных со спецификой развития российского инновационного предпринимательства.

Риск снижения доходности обусловлен снижением размера процентов (дивидендов) по кредитам, портфельным инвестициям и вкладам. Портфельные инвестиции – это пакет ценных высокодоходных бумаг (акций) или ряд инвестиционных проектов, включенных в стратегический план развития фирмы.

Риск упущенной возможности – это риск возможного наступления экономического ущерба (неполучения запланированного объема прибыли) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхования, хеджирования).

Риск прямых финансовых потерь - это риски связанные с потерей капитала.

Процентные риски – это потери инвестиционных институтов, коммерческих банков, кредитных учреждений в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым кредитам. Эти риски связаны с изменением выплат дивидендов по обыкновенным акциям.

Кредитные риски – это неуплата заемщиком основного долга и выплат по процентам кредита. Эти риски являются разновидностью прямых экономических и финансовых рисков.

Биржевые риски – это потери от биржевых сделок.

Риск банкротства – это полная потеря инвестиционного капитала в результате экономически невыгодного его использования.

Селективные риски – это риски выбора неудачного способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования средств, направленных на формирование реального или финансового инвестиционного портфеля.

Содержание дополнительных рисков, возникающие при инвестировании создания и развития инновационной деятельности, отражает отсутствие или не достаточно глубокую проработку на законодательном уровне критериев инновационной деятельности и инновационных продуктов.

Риск оригинальности заключается в том, что инвестирование в «прорывные технологии» является весьма рискованным с точки зрения гарантии получения планируемого результата, т.е. действительно новой интересной технологии или продукта. Наиболее рискованными являются инвестиции в фундаментальные исследования, именно поэтому они относятся, как правило, к трансфертной компетенции государства. Вместе с тем наиболее социально значимыми являются именно инвестиции в оригинальные технологии, ни только тогда, когда существует возможность их практического применения и отечественный рынок готов принять продукцию, связанную с использованием высоких технологий, но и для международного рынка. Такие инвестиции позволяют поддерживать развитие конкурентоспособности инновационных продуктов, как на национальном рынке, так и международном.

Риск информационной неадекватности. Содержание такого рискаобъясняется тем, что вРоссии был накоплен большой информационный банк данных о созданных, в свое время, технологических разработках, которые долгие годы были не востребованы по тем или иным причинам, но интерес к ним существует и по сей день.. Авторы таких разработок, вполне искренне, говорят о них как о реально существующих, и даже демонстрируют образцы, полученные 5–10–15 лет назад. Однако, зачастую оказывается, что оборудование, на котором были сделаны образцы, за прошедшие годы пришло в негодность, часть коллектива разработчиков уволилась, и технология не воспроизводима.. Часто разработчики для того, чтобы больше заинтересовать инвестора, пытаются выдать прототип за опытную партию, идею за лабораторный образец и т.д., не понимая, что до того, как инвестор даст хотя бы рубль (доллар, юань, марку...), он обязательно проверит, что же есть на самом деле. И если он увидит, что с самого начала отношения складываются информационно неадекватно, вряд ли он будет вникать в суть технологии. Если же инвестор видит, что реальное состояние соответствует тому, о чем ему говорят, то но может инвестировать такой проект.

Риск технологической неадекватности. Существует принципиальная разница между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования. Технология становится инвестиционной привлекательной не тогда, когда она есть, и даже не тогда, когда она может быть реализована промышленно (что не всегда возможно обеспечить), а тогда, когда она будет востребована потребителями рынка. Когда разработчик с гордостью сообщает, что его уникальная технология не имеет аналогов, возникает естественный вопрос, а может быть эта технология вообще не нужна, если в этом направлении никто в мире не работал. Всестороннее сопоставление предлагаемой технологии с мировым научно-техническим уровнем в этой области позволяет определить не только степень оригинальности и эффективности предлагаемого решения, но и вероятность ее технологической реализации и коммерческой ценности. Рынок может оказаться неготовым к восприятию предлагаемой технологии не только в прагматическом смысле, но и в психологическом. Хорошо известны классические примеры с застежкой «молния» и шариковой ручкой, которые были изобретены раньше, чем они получили реальное воплощение в производство. Востребованность инновационной технологии является основным фактором для уменьшения риска технологической неадекватности.

Риск юридической неадекватности. Сочетание недостатков правовой защищенности интеллектуальной собственности с неопределенностью прав на разработки, и элементарной правовой безграмотностью зачастую приводит к случаям, когда авторы технологии или отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него, или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности. Неопределенность с правами на интеллектуальную собственность проистекает из Патентного закона, который определил права автора (изобретателя) и работодателя, но не государства, которое при советской власти финансировало все разработки, а сейчас их львиную долю. Поэтому когда речь идет о разработке, выполненной за государственный счет, права разработчика сомнительны. Важно понимать, что технология не есть простая совокупность изобретений. Даже в случае, если автором получены патенты на свое имя, это еще не подтверждает его права на технологию в целом. Достаточно распространенным является подписание автором соглашений об эксклюзивности одновременно с несколькими компаниями в расчете на то, что тем самым он повышает для себя вероятность успеха, а победит тот, кто придет, т.е. подпишет контракт первым. При этом автор не понимает (так как не имеет ни соответствующих знаний, ни собственного опыта), с какими неприятностями он может столкнуться.

Достаточно часто возникают взаимные непонимания при изменении уровня отношений между российским и зарубежным партнерами.
Например, вы работали с иностранной компанией, и ваши отношения строились на определенных устных договоренностях, аккуратно соблюдаемых обеими сторонами. На определенном этапе развития вы с партнером решили оформить ваши отношения письменно. После того, как договор подписан, иностранная компания будет руководствоваться только им, и ваши ссылки на предыдущие устные договоренности, не внесенные в текст договора, будут встречаться с непониманием. Не потому, что вас хотят обмануть, а потому, что это не принято. В мире принято к договору относиться в изначальном смысле этого слова: стороны договорились. Нужно адекватно понимать также роль юриста при составлении договора. Юрист не может за вас придумать содержание договора, т.е. то, о чем вы хотите договориться с вашим партнером. Юрист только может облечь ваши договоренности в адекватную форму, предусмотреть и предупредить о возможных рисках, следующих из текста договора, и предложить варианты их минимизации.

Риск финансовой неадекватности с остоит в несоответствии содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации. Основные причины возникновения финансовой неадекватности следующие. Первая состоит в том, что авторы технологии не умеют считать деньги, переоценивая собственный вклад и недооценивая другие расходы. Автора разработок зачастую плохо понимает, что в себестоимости готового изделия на рынке технологическая часть составляет в лучшем случае единицы процентов. Кроме того, разработчики часто переоценивают желание инвестора вложить средства именно в их технологию. У инвесторов наверняка есть альтернативные предложения по вложению средств. Поэтому инвесторы всегда определяют для себя требования по уровню рисков и доходности, но лишь, изредка сферу инвестирования. Наконец, очень важно понять психологически разный уровень рисков инвестора и разработчика. Первый в случае неудачи теряет деньги, второй же – только собственное время и иллюзии, оставаясь со своей технологией. Перечисленные причины являются общими для разработчиков во всем мире, поскольку отражают общие закономерности человеческого характера творческих личностей. Следует отметить российскую специфику, которая состоит в умышленной тактике «затягивания» инвестирования в проект, которая предполагает сознательное занижение или исключение ряда статей расходов в расчете на то, что проект станет более привлекательным, и инвестор начнет вкладывать деньги. После того, как инвестор втянулся в проект, ему постепенно показывают истинные размеры бедствия, предполагая, что отступать уже некуда. В то же время, известно достаточно много случаев, когда иностранный инвестор, как только понимает, что разработчику было заранее известно о предстоящих расходах, которые сегодня выдаются как непредвиденные, тут же отказывается иметь дело вообще с данным проектом, независимо от степени его выгодности. Потому что нечестный бизнес слишком дорогое (в прямом смысле этого слова) удовольствие. Другой проблемой является разная скорость принятия решений на Западе и в России. Российский бизнес часто страдает не четкой организацией, которая в большей степени тормозит реализацию инвестируемого проекта.

Риск неуправляемости проектом. Как известно, одинаково значимыми составляющими, необходимыми для успешной реализации инвестиционного проекта, является оригинальность и проработанность самого проекта, квалификация и сплоченность команды, которая будет проект реализовывать. В России, да и не только эти составляющие находятся в определенном противоречии друг с другом, поскольку профессиональные качества, необходимые для разработки оригинальной технологии и промышленного ее внедрения, очень разные. Сбалансированное же сочетание специалистов разной квалификации в одной команде встречается достаточно редко. Научный лидер, который вел свою команду к разработке уникальной технологии, вполне может оказаться несостоятельным как лидер в бизнесе, где от него потребуется способность решать совершенно другие проблемы. Достаточно часто заниматься техническими (тем более – финансовыми) вопросами научному лидеру становится неинтересно, он по-прежнему основное внимание уделяет научным исследованиям. Все остальное получается как-нибудь и заканчивается ничем. Поэтому важным является также личная мотивация разработчиков в реализации проекта. Коммерческий успех на рынке, создание высокорентабельной компании во многом коррелируют с целями инвестора. Стремление любой ценой увидеть свою идею реализованной может при определенных условиях вступить в противоречие с интересами инвестора. Риск неуправляемости проектом встречается не только в молодых компаниях, но и в крупных. Это объясняется во многом отсутствием на предприятии четкой организации труда и спецификой экономических условий функционирования.

Риск неуправляемости бизнесом с остоит в том, что возможны разногласия между целями инвестора и руководства предприятия, реализующего проект. Инвестор, как правило, преследует стратегические цели, а руководитель проекта – тактические или оперативные. Инвестору необходимы достаточно серьезные усилия для проведения своей стратегии на предприятии.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.