Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии инновационного развития организации






Государственная стратегия инновационного развития России требует переориентации всех производственных структур на инновационный путь, т.е. разработку индивидуальных стратегий инновационного развития. Исходя из классификации инноваций, каждая организация формулирует свою стратегию, отвечающую ее стратегическим целям, ресурсным возможностям и конкурентным преимуществам на целевом рынке.

Улучшающие инновации предполагает качественные изменения во всех или отдельных видах деятельности, приводящие к повышению эффективности производства и конкурентоспособности.

Стратегические инновации – это создание новых видов или направлений деятельности, позволяющих улучшать существующие виды на долгосрочный период.

Опережающие инновации должны создавать предпосылки для успешного развития финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых (прогнозируемых) изменений внешней среды. Опережающие инновации в организации могут быть не столь уникальными для данной отрасли, но они позволяют трансформировать внутренние условия для устойчивого развития в соответствие с динамикой изменения факторов внешней среды.

Последующие инновации создаются как реакция на фактическое изменение факторов внешней среды.

Определение сроков реализации инновационной деятельности играет важную роль для стратегического планирования инвестиционной деятельности, т.к. эти виды деятельности взаимосвязаны между собой.

Локальные инновации касаются качественных изменений в одном виде деятельности или одной бизнес-единицы.

Комплексные инновации затрагивают нескальной видов деятельности или направлений. Комплексные инновации отражаются в корпоративной стратегии. В диверсифицированной компании существуют два вида стратегий: стратегии бизнес-единиц и корпоративная стратегия (для организации в целом).

Основные инновации затрагивают производственные, технологические, снабженческие и сбытовые процессы, т.е. всю производственную систему.

Дополнительные инновации касаются всей системы обслуживающих подсистем производства, включая и организационно-управленческие структуры. Они сопутствуют реализации основных инноваций.

Базисные (фундаментальные) инновации радикально трансформируют существующие направления деятельности или позволяют создавать новые виды деятельности, что способствует усилению конкурентоспособности организации в целом.

Модифицирующие инновации сопутствуют реализации базисных инноваций и развитию бизнеса в целом.

Псевдоинновации относятся внешние изменения продуктов или процессов, не несущие качественных изменений, а, следовательно, новизны для потребителя. Они являются основой для изменения ассортимента товаров и инструментом для маркетинговой политики.

Анализирую существующие модели инновационной деятельности и виды инноваций, следует отметить, что инновационные процессы в той или иной степени затрагивают все виды деятельности: организационной, управленческой, производственной, финансовой и инвестиционной. Поэтому, разработка стратегии инновационной деятельности носит комплексный и системный характеры.

Комплексность заключается в том, что разработка стратегий инновационной деятельности требует всестороннего анализа, как всех внешней политических, экономических, социальных, научно-технических факторов окружающей среды, так и внутренних факторов производства (всю систему внутренних ресурсов). Учитывая весь комплекс факторов внешней среды, руководителям организации следует четко определить систему конкурентных преимуществ, а уже на этой основе выбирать тип и формулировать индивидуальную стратегию развития, включая и направления инновационной деятельности.

Системный характер разработки стратегии инновационной деятельности заключается в том, что любая организация является простой или сложной хозяйственной системой как единое целое. Любая система состоит их элементов или подсистем (организационно-управленческой, производственной, сбытовой, финансовой и т.д.). Связь между подсистемами носит системный характер, т.е. результаты деятельности одной подсистемы влияют на результаты деятельности другой подсистемы. Динамика этих взаимодействий отражается на качественные характеристики, как промежуточных результатов, так и конечных. Поэтому, изменения в одной из подсистем всегда влияют на изменения в другой. Цепочка качества результатов всех видов деятельности создает цепочку ценностей, которая в конечном итоге формирует новое качество конечного продукта в качестве результата деятельности организации в целом. Следовательно, любой вид инновационной деятельности должен как реакция влиять на формирования цепной реакции изменений во всех видах деятельности.

В условиях динамичного изменения рыночной ситуации разработка стратегии носит сугубо индивидуальный характер и суть ее заключается в том, что каждая хозяйствующая организация должна находить свою уникальную позицию на рынке исходя их системного анализа своих конкурентных преимуществ. Иерархия стратегических целей определяет и иерархию стратегий, то есть правил по достижению этих целей. На основе этого принципа можно произвести следующую группировку стратегий (рис.1.).

 

Рисунок 1. Иерархические уровни стратегии предприятия

Корпоративные стратегии разрабатываются для компаний, действующих в нескольких сферах бизнеса, то есть для корпоративных организаций. На этом уровне принимаются решения о направлениях инновационной деятельности, закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами и инвестиционной деятельностью.

Стратегии сфер бизнеса, представляющих собой недиверсифицированные организации, или совершенно независимые. Как правило, на этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане или индивидуальной особенности видов деятельности.

В сущности, эти два уровня иерархии можно было бы объединить в одну генеральную стратегию функционирования, что и происходит в случае недиверсифицированности фирмы.

Функциональные стратегии руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д.

Линейные стратегии разрабатываются на уровне руководителей подразделений организации или её представительств, филиалов.

Последние два уровня стратегий принято называть производными генеральной стратегии, так как стратегии более высокого уровня обусловливают общее направление и правила поведения фирмы, которые учитываются и определяют соответствующие функциональные и линейные стратегии.

Выбор стратегии инновационной деятельности зависит от выбора тех инноваций, которые могут укрепить устойчивое состояние организации на профильном рынке и изменить качественные характеристики конечного продукта (тов) или экономические параметры хозяйственной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.