Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение нового товара для решения задач товарной политики.






Без точного раскрытия понятия «новый товар» вряд ли возможно следить и правильно оценивать процессы обновления ассортимента, удовлетворения спроса.

Слово «новый» в русском языке многозначно. Это и впервые сделанный, и недавно появившийся, и пришедший на смену прежнему, и просто следующий. Соответственно под «новинкой» понимается и товар другого сорта, и товар, недавно появившийся на рынке, и неизвестный ранее продукт. Такая многозначность понятия – отражение реально существующего многообразия свойств и характеристик нового товара.

Известны не менее 50 трактовок понятия «новый товар». Они имеют в основном либо узкую одностороннюю направленность (например, с позиций производителя), либо напротив, носят абстрактный характер (как товар, удовлетворяющий потребность). Уязвим для критики и подход, при котором товар считается новым до тех пор, пока его потребление не достигнет половины уровня рациональной нормы, равно как и попытка установить конкретный срок (два года, три года и т.д.), в течении которого товар следует считать новым. Малообоснован также подход, в соответствии с которым товар считается новым, если его приобрело менее 50% потенциальных покупателей.

Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый товар».

1. Исходит из временнó го критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в этом случае – не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.

2. Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности. Близка к этой точка зрения, согласно которой новым товаром следует считать лишь изделие, удовлетворяющее принципиально новые потребности. Новым товаром называют также любое прогрессивное изменение, отличающее товар от ранее известных. Эти изменения могут затрагивать сырье, материалы, конструкции, технологии, внешнее оформление и др.

3. Базируется на следующей посылке: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара:

изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;

частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления;

принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;

появление товара, не имеющего аналогов.

Приведенные систематизации выявляют общий для многих классификаций такого рода недостаток – смешение критериев и оснований. В них включены различные критерии – временные, чисто производственные и качественные. Особую сложность вызывает вычленение четких критериев новизны. Для формулирования общего определения необходимо четко разделить и выделить такие понятия, как «новое изделие», «новый товар» и «новый предмет потребления».

Новым изделием можно считать такое серийное или массовое изделие, производство которого впервые освоено предприятием, при условии, что его разработка и постановка на производство осуществлялись в соответствии с ГОСТ 15.001. Иначе говоря, любой продукт, выпускаемый данным предприятием, можно считать новым. В этом случае речь идет о производственной новизне изделия с точки зрения времени его освоения.

Новый товар – это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств. Данное определение подчеркивает товарную новизну продукта. Здесь важен сам факт появления товара, который не имеет полных аналогов на данном рынке и пользуется спросом. При этом границы рынка также служат критерием новизны.

Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей. Тем самым подчеркивается потребительская новизна вещи. Существующий критерий в данном случае – появление и удовлетворение новой потребности или, по крайней мере, нового, более эффективного способа удовлетворения уже имеющейся потребности.

 

Тема 5. Инновационная экономика (среда)

Основными элементами формируемой структуры инновационной среды в России являются: система предпринимательства, система технико-технологических разработок и система науки и образования (рис.1).

 

Рисунок 1 Обобщенная структура инновационной среды России

Таким образом, для российских условий важными предпосылками реализации концепции инновационного развития экономики, являются: разработка промышленно-технологической политики на национальном и региональном уровнях, реструктуризация промышленного сектора, техническая модернизация производства, развитие НИОКР и реформирование системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

С практической точки зрения инновационная экономика – это новый путь экономического развития, основанный на эффективном использовании накопленных междисциплинарных знаний и применении их в разработке промышленных технологий создания качественно новых продуктов (услуг) на основе ресурсосбережения.

Следует отметить, что по своей природе технологическое развитие имеет кумулятивный характер. Это означает, что необходимо поддерживать этот потенциал на минимально приемлемом уровне, а развитие этого потенциала возможно только при постоянном накоплении интеллектуального ресурса и формировании технологического задела. В настоящее время на мировом рынке высокотехнологичной продукции Россия занимает 0, 3%, в то время как США – 36%, Япония – 30%, Германия – 16%.

С экономической точки зрения понятие «технология» включает в себя способ преобразования «ресурсного входа» (input) в «продуктовый выход - результат» (output). В инновационной экономике появились такие новые понятия как «новые технологии», связанные с проблемой информатизацией и компьютеризацией; «инновационные технологии», связанные с разработкой и использованием новых методов организации и управления производством; «технологические инновации», связанные с проблемой преодоления конкретных ресурсных ограничений с целью получения коммерческого эффекта в определенном секторе рынка. Селекция технологий играет важную роль в процессе доведения их до коммерческого результата. Именно поэтому восточноазиатские страны-имитаторы достигли в свое время значительных коммерческих успехов по внедрению передовых технологий из других стран, но под заранее заданные национальные стратегические цели.

В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу. Производство, не опирающееся на новые знания и опыт, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным. Информационные технологии, компьютеризированные системы и высоко технологические производства являются базовыми системами инновационной экономики. Главным результатом инновационной экономики являются инновационные продукты, конкурентоспособные на международном рынке. Для сравнения следует отметить, что международных патентных заявок Россия оформляет в 7 раз меньше, чем Корея и в 70 раз меньше, чем США. Доля затрат на технологические инновации в стоимости промышленной продукции у нас составляет чуть более процента; в Германии - 5 процентов. Инновационная продукция занимает в ВВП России менее 1 %. В Италии, Испании и Португалии - от 10 до 20 %, В Финляндии - 30 %. Формирование инновационной экономики в России требует больших усилий и инвестиций; прежде всего, это касается проблемы технического перевооружения ведущих отраслей промышленности – машиностроения, станкостроения и приборостроения. По мнению ведущих российских аналитиков, износ оборудования практически во всех отраслях экономики достигает 70 - 90 %. Поэтому даже если возродить сегодня НИОКР и стимулировать изобретательскую деятельность, мы не сможем решить все поставленные задачи в ближайшем будущем, т.к. идею, изобретение надо реализовать на практике, довести до инновационного продукта. В этой связи предстоит создать сильную индустрию инноваций - множество средних, малых предпринимательских структур, венчурных фондов, технопарков, которые способны создавать и реализовывать прорывные технологии. Такие технологии обладают синергетическим эффектом, они потянут за собой обновление всех технологических цепочек за счет межотраслевых связей в процессе производства инновационных продуктов. По мнению экспертов для России к прорывным технологиям следует отнести биотехнологии, космические и атомные технологии, научное приборостроение, машиностроение, энергетическое машиностроение и нанотехнологии.

Следует отметить, что:

1. инновационная политика должна строиться не по традиционной схеме «государство - бизнес», а по схеме «федеральное правительство - региональные администрации - бизнес»;

2. инновационная экономика должна выстаиваться на основе не ресурсного, а технологического преимущества;

3. инновационная экономика – это, прежде всего, гибкая, динамичная экономика, в которой создаются новые, исчезают отжившие компании, идет поиск новых рынков, освоение новых рыночных ниш;

4. инновационная экономика страны должна быть конкурентоспособной, как на внутреннем, так и внешнем рынках;

5. стержнем инновационной экономики является региональная составляющая.

Поэтому разработка и осуществление инновационной политики в России должно первоначально осуществляться на региональном уровне.Наиболее кризисные, в том числе дотационные регионы, с которых, как показывает мировой опыт, начнется процесс реструктуризации, станут локомотивами инновационного процесса.

К основным предпосылкам инновационной экономики следует отнести:

· любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время должен иметь возможность получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных научных знаниях, инновациях, инновационной деятельности, инновационных процессах;

· наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания инновационной деятельности;

· процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления;

· наличие радикальных изменений социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;

· восприятие новых идей, знания и технологии, готовность к созданию и внедрению в широкую практику инноваций различного функционального назначения;

· наличие развитой инновационной инфраструктуры, способной оперативно и гибко реализовывать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях с целью создания конкурентоспособного инновационного продукта;

· наличие гибкой и опережающей системы подготовки и переподготовки кадров профессиональных руководителей и специалистов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующей комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

Следовательно, характерной чертой инновационной экономики является ориентация на получение новых знаний и поиск новых методов (технологий) наиболее эффективного сочетания всего разнообразия ресурсов, обеспечивающих производство конкурентного инновационного продукта.

Инновации принято разделять на: продуктовые, процессные, технологические и структурно-организационные, социальные. Структурно-организационные могут сопутствовать внедрению продуктовых и технологических инноваций.

Инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Социальные инновации представляет собой общий процесс планомерного улучшения социальной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В широком экономическом смысле инновация представляет собой завершенный процесс качественной модификации технологического базиса производства, характеризуемый, с одной стороны, неопределенностью и краткосрочностью для данного звена общественного производства, а с другой – долгосрочным и синергетическим эффектом, достигаемым суммой отдельных инновационных процессов, объединенных в непрерывный единый инновационный процесс.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.