Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Успешные инновации






Большинство исследователей, размышлявших о факторах, способ­ствующих успешным инновациям, соглашается с тем, что основной секрет здесь заключается в неком изменении (пусть небольшом) ка­кой-либо из сторон организации общества, возникшем в результате удовлетворения потребности, в которой покупатели, вероятно, до сих пор даже не отдавали себе отчета. Наиболее отчетливо это можно на­блюдать па примере инноваций, появившихся после Второй мировой войны: закусочных быстрого питания, фотокопировальных уст­ройств, текстовых редакторов, мобильных телефонов, персональных стереонаушников и, пожалуй, самый важной из всех — супермарке­тов. Каждая из этих инноваций в большей или меньшей степени по­влияла на изменение характера взаимоотношений между людьми.

Супермаркет, например, изменил отношение людей к процессу приобретения товаров, способам приготовления пищи и путешест­виям. Один-единственный магазин, находящийся за городом, где по­требитель может удовлетворить все свои пищевые и хозяйственные нужды, означает прекращение деятельности многих местных узко­специализированных торговых точек, точно так же, как и увеличе­ние количества владельцев автомашин и использования их для того, чтобы добраться до магазина и сделать необходимые закупки. И так как для большинства людей покупка товаров превратилась из незна­чительной, рутинной и ежедневной обязанности в важную деятель-кость, совершаемую раз в неделю, они стали прежде всего покупать те товары, которые остаются пригодными к употреблению в течение недели, что привело к увеличению количества замороженных про­дуктов и холодильников для их хранения, а также микроволновых печей для размораживания этих продуктов.

Текстовые редакторы помогли написанию намного большего ко­личества книг и статей, чем это возможно было сделать с помощью пишущей машинки. Они также повлияли на маркетинг, давая фир­мам, например, возможность осуществлять массовую рассылку ре­кламных проспектов перспективным покупателям и «персонализи­ровать» их, используя имя получателя.

Вес это яркие примеры нововведений, которые очень быстро мо­нополизировали старый рынок или создали новые секторы рынка. Но давайте обратимся к менее заметным нововведениям: в чем секрет их успеха? Другой знаменитый теоретик бизнеса, Том Петере, под­черкнул отсутствие достойных альтернатив идее максимального сбли­жения с потребителем и формированию с ним по-настоящему парт­нерских отношений [5].

Уже сама по себе идея о том, что производители и потребители могут стать участниками одного и того же предприятия, а не проти­воположными сторонами с противоречащими интересами, представ­ляет изменение в характере организации общества. Для производи­теля она означает, что должностные лица независимо от их положе­ния должны тесно контактировать с потребителями в тех сферах, где в данный момент реализуется их товар или услуга. Это также гово­рит о том, что профессиональные рыночные исследования потреби­телей, которые они заказывают, будут одним из ключевых средств в решении поставленной им самими задачи: необходимость живого, непосредственного, личного контакта со своими потребителями.

Наиболее успешные новаторы поступают, по-видимому, именно так. Campbell's Soup Company, например, обязывает своих высших менеджеров самих делать домашние закупки. Совет директоров ре­гулярно встречается в служебном помещении супермаркета, чтобы обсудить то, что они перед тем слышали из разговоров покупателей универсама о продуктах Campbell. Это лишь одна из тех вещей, на которые тратит свое субботнее утро исполнительный директор. Од­нажды компания успешно продвинула через супермаркеты на рынок 42 новых продукта за год, резко повысив свои рейтинги [6].

Инновации подобного уровня — одна из форм постоянного усо­вершенствования, похожая на то, что пришло к нам из Японии, где это называлось kaizen. Помимо прочих, ключевая идея этой програм­мы — полная идентичность требованиям заказчика, пример которой мы видели в предыдущей главе (велосипеды Matsushita, создававшие­ся полностью по индивидуальной мерке покупателя). Крупнейшие британские топ-менеджеры недавно подтвердили коммерческие пре­имущества этого подхода для инноваций: «Крупный скачок прино­сит значительно больше пользы, нежели мелкие последовательные изменения. Однако получение прибыли от крупного новшества, как это ни печально, процесс медленный и сложный. Небольшие же из­менения, направленные на конкретные нужды индивидуального по­требителя, дают быструю и довольно щедрую отдачу» [7].

Жизненный цикл продукта

Часто утверждается, что все рыночные продукты имеют ограни­ченный срок, когда они приносят прибыль. Сам по себе успех на рын­ке, делающий какой-либо товар прибыльным, гарантирует, что этот товар может стать объектом конкуренции, и соответственно чем вы­ше прибыльность товара, тем выше конкуренция. Некоторые товары устаревают вследствие развития технологий (ламповые радиоприем­ники), в то время как другие выживают и на резко уменьшившемся рыночном пространстве (подковы для лошадей), а третьи находят но­вые рынки сбыта (нейлоновые чулки).

Вместе с тем представляется, что определенные товары могут об­ладать неисчерпаемым временным ресурсом. Батончики Mars суще­ствуют уже больше полувека, а мыло Pears — более столетия. Мож но спросить, с какой такой стати мы считаем, что это те же самые про­дукты: под маркой Mars сегодня продается мороженое, а мыло Pears с XIX в. перешло в разряд дешевых товаров. Справедливости ради надо признать, что даже если легко узнаваемый продукт и существу­ет на рынке довольно долгое время, то периодически, по мере тече­ния времени, изменения вкусов и технологий, появляется необходи­мость в его обновлении.

Жизненный цикл продукта часто изображается графически в ви­де равномерной распределенной «нормальной кривой» (рис. 3.2), на которой можно выделить пять различных его стадий.

Зрелость Насыщение рынка Время

Рис. 3.2. Жизненный цикл продукта

В математической статистике «нормальная кривая» служит од­ним из простейших способов графического описания имеющегося Набора данных. Например, разные показатели роста мужчин можно

изобразить графически в виде нормальной кривой со значениями от 1, 52 до 2, 13 м при среднем показателе, равном примерно 1, 82 м. Та­кие же нормальные кривые можно построить для показателей веса, возраста и любой другой характеристики человека.

Между тем если говорить о кривой жизненного цикла продукта исходя из объема его продаж, то на самом деле в ней нет ничего «нор­мального». Все продукты имеют пять стадий жизненного цикла, но формы их кривых будут различаться в зависимости от конкретного продукта, конкретного рынка и всей совокупности факторов внеш­ней среды. Это просто удобный способ мысленного изображения про­цесса, однако он имеет такое же отношение к конкретному продукту, как модное платье к конкретной женщине.

Производители, как правило, одновременно имеют на рынке целый ряд товаров, находящихся на разных стадиях их жизненного цикла. Количество затрат на маркетинг, рекламу и продвижение товара на­прямую зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находит­ся данный товар. Наиболее высокая активность в этом смысле про­является на стадиях выведения на рынок и роста продаж, но она по­степенно снижается, по мере того как товар принимается рынком на стадии зрелости, и достигает пика продаж на стадии насыщения рын­ка. В определенный момент, когда наступает спад, производитель вы­нужден принимать решение о том, целесообразно ли дальше продол­жать выпускать данный товар или пришло время снять его с произ­водства.

Эти стадии выглядят довольно разумными, и было бы естествен­ным ожидать от компаний выведения на рынок новых товаров в тот момент, когда начинает снижаться уровень продаж старых товаров. Это было бы вполне логичным и рациональным. Между тем органи­зации, и особенно крупные, до сих пор иррациональны и инертны в своей работе. Это обусловлено тем, что в них работают все-таки люди, а не роботы, и наиболее правильное маркетинговое решение может оказаться так и не принятым или же принятым (или приве­денным в исполнение) позднее, чем нужно [8].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.