Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и социализация






 

Личность изучается рядом наук. Социология в этом ряду выступает как решающая, определяющая наука. Социология опирается на размышления самых разных наук, но концентрирует свое внимание на одной стороне изучения личности – личность как источник, как неразделимый элемент социальной жизни и реальный ее носитель.

 

В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека. И только личность рассматривается в социологии как результат сложной и длительной биологической эволюции, субъект культурной эволюции. Биологическая эволюция длилась несоизмеримо дольше культурной – 2 миллиона лет.

 

40 тысяч лет назад у человека сформировались те фундаментальные признаки, которые отличают его от животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение оружием труда и многое другое. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел последние сорок тысяч лет связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений.

 

При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

1) природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя и не все биологическое наследственное);

4) социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

 

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющие:

а) собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

б) специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

в) нравственное – высшее проявление социального и культурного начала в человеке, связанное с соблюдением норм как абсолютных требований.

 

Социологические концепции личности достаточно ясно оформились во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Все они признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из различных социальных факторов. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

 

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает у личности наличие самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

 

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

 

Личность возникает внутри системы, состоящей из трех моментов, раскрывающих суть человеческого отношения:

1) созданная для человека человеком вещь;

 

2) другой человек, который относится по-человечески к этой вещи, а через неё – к другому человеку;

 

3) сам человек, находящийся в особом социальном отношении к самому себе, но не прямо, а опоследовательно через созданные человеком орудия общения.

 

Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опоследовательно через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность – как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.

 

Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как в зеркало в глаза другого человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку.

 

Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например в фасоне пиджака или причёски, в манере, мимике, словах, то есть в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительно личность, напротив, обнаруживает себя в создании социально значимых результатов, которые называют ещё «всеобщим результатом».

 

Процесс социализации проходит стадии, которые называют ещё основными жизненными циклами. Это детство, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную или раннюю социализацию, охватывающую период детства и юности, и продолжительную или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

 

В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян и волков. Но передачи смысла и значения социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет. Сколько учёные ни бились с обезьянами, но так и не смогли их научить тому, что может пятилетний ребёнок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Видимо обучение – простейший базовый элемент социализации и имеет одно эволюционное направление. Таким образом, процесс обучения носит универсальный эволюционный характер. Но в отличие от животных обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании материала. Волк, собака, или кошка остаются представителями своего вида не зависимо от того, где они воспитывались. Так сильно у них генное наследство.

 

У человека всё иначе. Он становится человеком не потому, что произошёл от человеческого существа, а лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, профессии др. Они-то и составляют материал социализации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу – человеческая культура.

 

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает правилам жизни другую, называется становлением социального «я».

 

Человеку приходится жить в сложном мире. Он всю жизнь ищет себе социальное пристанище. Но не физическую крышу над головой, а социальное место в жизни. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

 

У большинства взрослых есть свой социальный дом – устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно назвать статусом, должностью, профессией и т.д. Но важно то, что это место кормит, поит, даёт независимость и уверенность в завтрашнем дне. У ребёнка нет своего социаль-ного места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей. Обретение вначале политической самостоятельности (получения права голоса), затем эко-номической (устройства на работу, которое может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей). Самостоятель-ность означает качественную границу между 2 типами социализации – начальной (ранней) и продолженной (поздней).

 

Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.

У новорождённого нет личности. Ребёнок не способен различать своё собственное «я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «я». Он не знает границ между собой и не собой. Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве от 2 до 5 лет, затем приобретение навыков сложной деятельности (рисования, познания, труд), обучение в школе – всё это стадии одного процесса - осознания своего «я».

 

Проявляя ослушание, ребёнок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы, социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею я право на собственное мнение? Что такое дружба и предательство? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

 

Когда подросток задаёт подобные вопросы, что верхний признак завершающего этапа становления социального «я»: сквозь индивидуальность уже «проклёвывается» личность.

 

Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться довольно долго. Наука не установила ни каких границ, их нет. Социализация начинающаяся во младенчестве и заканчивающаяся в глубокой старости – процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом. Ведь человек, взрослея, в свёрнутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной революции. Ни один биологический вид не научился свёртывать этап своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детёнышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

 

Социализация – такой процесс, который не поддаётся искусственному управлению, либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребёнка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве свой предмет, но примеров ускоренной социализации нет.

 

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно, если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей и т.п. Тем не менее это не социализация. Можно сократить её этапы, ускорить их прохождение, удлинить или сократить процесс социализации нельзя. Процесс социализации личности неразрывно связан в социологии со статусом.

 

 

11)Семья как социальный институт.

 

Семья - группа людей, связанных отношениями родства или брака, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие значимые потребности.

Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья является одной из главных социальных институтов в обществе. С увеличением размеров племен появляется необходимость в формальной политической организации. Появляются новые институты, которые берут на себя часть семейных функций. Как все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления важных для общества функций.

Функции семьи:

1. Функция сексуального регулирования. С помощью семьи общество упорядочивает и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Часто после заведения семьи хаотичная интимная жизнь превращается в стабильные супружеские отношения.

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы.

3. Функция социализации. Семья занимает центральное место в процессе социализации. Семья для ребенка является первичной группой, с нее начинается развитие личности. У человека навсегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.

4.Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится общение с близкими людьми. Врачи считают, что важной причиной трудностей в общении и даже болезней является отсутствие любви и тепла в семье. Преступления чаще совершают те, кто был лишен заботы в семье.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследства статусы, близкие статусам членов его семьи. Это принадлежность к определенному социальному слою, национальность и пр. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

6. Защитная функция. Семья осуществляет физическую, экономическую, психологическую защиту своих членов (хотя в разных обществах с разной интенсивностью). Мы привыкли к тому, что, задевая интересы человека, мы задеваем интересы его семьи.

7. Экономическая функция. Члены семьи ведут общее хозяйство. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Исторические типы и формы семейных отношений:

1. Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений, бывают нуклеарными (наличие в семье только двух поколений: родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители супругов, другие родственники). Процессы урбанизации в современном мире привели к преобладанию нуклеарной семьи.,

2. По типу лидерства и распределения семейных обязанностей выделяются 3 типа семьи:

1) традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей живут как минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: экономическая зависимость женщины от супруга; признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства; закрепление женских и мужских обязанностей: муж - кормилец, жена - хозяйка;

2) неотрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных объективных оснований. Такой тип семьи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом зарабатывать деньги, женщина получает " исключительное право" на домашний труд;

3) эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие важных для семьи решений (в западноевропейских странах частыми являются случаи когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком).

3. По критерию значимости власти:

1) патриархальные - верхнее положение во властной структуре занимает отец;

2) матриархальные - верхнее положение занимает мать;

4. По социальному положению супругов до вступления в брак:

1) гомогенные - супруги из близких или одинаковых социальных слоев;

2) гетерогенные - супруги из разных социальных слоев. 5. По принципу наследования:

1) патрилинеальные. Наследственные права передаются по отцовской линии;

2) матрилинеальные. Наследственные права передаются по материнской линии. 6. По количеству детей:

1) многодетные;

2) малодетные;

3) бездетные.

 

Тенденции изменения и развития семьи в современном обществе. Сёмья - достаточно изменчивый социальный институт. Изменения семейных отношений на протяжении длительного времени очень заметны. Существует различная классификация этих изменений. Например, российский социолог А.Г. Эфендиев использует следующую классификацию.

Во-первых, семья движется по направлению от традиционной к современной. При традиционализме прежде всего бросается а глаза родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально-экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических" и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное равноправное распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом демократизации семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются оптимальные модели семейного равенства. Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на демократизацию семьи не согласуется с законами функционирования малых фупп.

В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме контрастируют с резким размежеванием дома, и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурёнтности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и геофафическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей а условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей. Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становятся менее престижными; уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижении, самоактуализации и т.п., что вызывается сменой основного типа семьи — расширенную семью меняет нуклеарная семья.

В-шестых, переход от централизованной, расширенной семейнородственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовыхродительских, причем в самом супружестье интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-врсьмых, от " закрытой" к " открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и траднций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом)

В-девятых, переход от традииионной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности.

В-десятых, исходя из предыдущих признаков, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реапьные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на какомто безопасном для общества уровне).

 

12)Молодёж как особая социальная группа

 

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

- Переходность положения.

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.