Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментирование






Взамен терпеливого поиска затерянных в прошлом гипотетических причин расстройства, Перлз предлагал начинать экспериментальный поиск путей его разрешения: не стремиться " узнать почему", а при помощи метафорических проигрываний (enactments) " поэкспериментировать каким образом". Проигрывание, через реально " воссозданное" и исследованное во всех его " полюсах" действие, благоприятствует осознаванию (awareness). По своему смыслу проигры­вание противоположно импульсивному, защитному действию (acting out), которое по справедливости изобличается психоанализом; в резуль­тате такого действия, внезапно подменяющего вербальный анализ, про­исходит " короткое замыкание" осознавания.

Хотя во французском языке существует только одно слово для обозначения как " активной" (англ. - to experiment), так и пассивной форм (англ. - to experience) действия по экспериментированию, но все же можно экспериментировать с пережитым чувством (например, от­чуждения или одиночества), одновременно получая актуальный опыт этого чувства.

Эксперимент дает возможность " сначала попробовать, а потом съесть целиком", а также бороться с родительскими и социальными предписа­ниями (различные утверждения типа " тебе нужно, " ты должен"), пита­ющими интроекты, парализующие нашу спонтанность и сковывающие нашу оригинальность... включая интроекцию тех новых норм поведения, которые навязчиво предлагаются самими гештальтистами, например, " необходимо отбросить все необходимости" (double-bind), " свободно вы­ражайте ваши эмоции", " стремитесь удовлетворять ваши потребности" (эготизм) и т. д. Впрочем, каждый сам выбирает то, с чем ему экспе­риментировать, на этот выбор влияют его история, образование, соци­альное окружение, а также избранная им идеология. Перлз сам неоднократно обличал тех, кто старался идентифицироваться с ним, ко­пируя все, вплоть до его недостатков и экстравагантных привычек -неизбежный соблазн ревностных учеников, наивно полагающих, что, подражая учителю, они смогут проникнуться его гением; нечто подобное происходило с теми конкурентами Лакана, что нацепляли галстук-бабочку и жонглировали французской грамматикой...

В наше время, в ходе обучения поощряется поиск каждым будущим терапевтом своего особого стиля через экспериментирование в различ­ных образах, отвечающих его собственной, самобытной манере поведе­ния. При этом речь идет не об абстрактном ортодоксальном следовании " испытанным" техникам (" устойчивые Гештальты"), а о создании своего собственного подхода путем длительного экспериментирования " на ощупь", при уважении к фундаментальным принципам метода.

13. ПРАВО БЫТЬ ДРУГИМ, НЕПОВТОРИМОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

Гештальт выделяет право человека отличаться от других людей и ценит своеобразие каждого человека с позиции экзистенциализма, а не конформизма. Современные гештальтисты в своем большинстве совсем не похожи на тех воинствующих анархистов, какими были Перлз и Гудман, но они сохранили культ свободы самовыражения, уважения и внимательного отношения к индивидуальным ритмам и потребностям своих клиентов, веры в неповторимость пути взросления человека - ибо в каждом человеке продолжает сохраняться его собственное простран­ство свободы, несмотря на двойную - историческую и географическую - обусловленность его прошлым и окружением. Ведь важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам сделаю из того, что сделали из меня. Мое человеческое достоинство формируется в зависимости от моего лич­ного отношения к тому, что произошло со мной в моей собственной жизни.

Поэтому исчезает необходимость систематического исследования каждым отдельным клиентом всей стереотипной последовательности ста­дий развития и экзистенциальных кризисов, которая, видимо, служит общим фоном для всего человечества. Я сам пополняю смыслом каждый поступок своей жизни. И если я стремлюсь измениться, то оставаясь только самим собой, именно самим собой и никем другим. Прежде стать собой и только потом стать другим - таков смысл знаменитой " парадоксальной теории изменения", предложенной гештальтистом Ар­нольдом Бейсером (Arnold Beisser) (1970). Эта теория по сути развивает мысль, высказанную Карлом Роджерсом еще в 1956 г.: " Только тогда, когда я принимаю себя таким, какой я есть на самом деле, я становлюсь способным меняться".

Гештальт предлагает " двигаться вперед по течению" (" Не толкай реку" - говорила Барри Стивенс) и в случае затруднений даже поощряет амплификацию симптома, а не его сглаживание. К примеру, психосо­матические проявления тревоги могут быть усилены так, чтобы бессо­знательное заговорило языком тела. Таким образом, бессознательное можно услышать (и даже увидеть) намного лучше, благодаря " эффекту увеличительного стекла". Этот эффект создается сочетанием катарсиса, возникающего при усилении эмоциональных проявлений, с возникаю­щими у клиента личными ассоциациями. При этом терапевт любой ценой избегает интерпретаций; уважение к своеобразию психического функ­ционирования каждого человека - еще один опорный камень Гештальт-подхода. Оно точно также проявляется в работе со сновидениями, где Гештальт-подход исключает любую систематическую опору на архетипический символизм.

14. ОТНОШЕНИЯ " СИМПАТИИ"

Гештальт-терапевт предстает как внимательный спутник своего кли­ента, разделяющий его тревоги и радости от тех постоянных открытий, что совершаются в ходе полного приключений путешествия в экзоти­ческую и мало изведанную страну. Ему чужда роль " эксперта", кото­рому заранее известна карта психических областей. Он не стремится уйти на позиции благожелательного, но нейтрального постороннего, но и не обязан всегда следовать за своим клиентом в " безусловном при­ятии" всех его рискованных выходок или хронических избеганий. Он остается дорожным попутчиком своего клиента, активно участвуя в его внутреннем продвижении. Он разделяет, по мере необходимости, его ощущения и впечатления, его чувства удивления, нетерпения и удов­летворения, внимательно наблюдая за своим дорожным попутчиком, за эффектом подобного соучастия. Таковы отношения " симпатии", которую Перлз противопоставлял в несколько карикатурном виде психоаналити­ческой 'апатии" и роджерианской " эмпатии". Я здесь (или, как чаще бывает, рядом с тобой), я не нахожусь ни в каком другом пространстве когнитивного мира, я не вместо тебя на твоем месте, и я не сливаюсь с твоими эмоциями. Я остаюсь самим собой, вступая при этом в ау­тентичные отношения типа " я/ты" (Бубер, 1923). Ведь сама терапия опирается на постоянный анализ того, что происходит в данный момент в коммуникативном пространстве, на границе-контакт между клиентом и терапевтом.

Часто делясь своими личными ощущениями, осознанно пользуясь собственным контрпереносом, терапевт использует таким образом важ­ный, характерный для Гештальта прием (см. Жюстон (Juston), 1990). Сам Перлз охотно использовал его, хотя и несколько " дикарским" образом, в ходе провоцирующего и мобилизирующего непосредственного прямого обращения к клиенту. Многие современные терапевты, осоз­навая очевидность риска, который возникает при всякой излишней спон­танности, как с агрессивным, так и с аффективным оттенками, стара­ются внимательно отфильтровывать проявления своего контрпереноса (который подвергается тщательному анализу, - a priori - в ходе супервизорских и контрольных сеансов). Это означает, что я не говорю и не показываю то, что я ощущаю, но, однако, максимально использую и даже сообщаю своему клиенту то, что, как мне кажется, поможет продвижению терапии.

15. ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ.

Непрерывный диалог " клиент - терапевт - клиент" подразумевает использование всех находящихся в распоряжении участников терапев­тического процесса языков; слова, а кроме того позу тела, все жесты и полуосознанные микрожесты, проявленные или оставшиеся невыра­женными подспудные эмоции. Фундаментальное правило психоанализа - " говорить всё" - оказалось расширенным не за счет дикарской и некон­тролируемой " вседозволенности", а благодаря полному самовыражению через разнообразные каналы. Это могут быть движения тела, и даже, в случае необходимости, прямой телесный контакт (довольно редкий в индивидуальной терапии, но широко практикуемый в групповой работе), выражение эмоций (слезы, крики, вспышки гнева), использование ху­дожественного языка (рисунок, лепка и т. д.) и подручного материала (метафорическая работа с окружающими предметами).

Пути проявления ассоциаций различны. Они зависят от состояния конкретного человека в данный момент времени; клиент может идти от тела к эмоции, от эмоции к вербальному языку, от вербального языка к социальному контакту, или наоборот: от самих социальных явлений к их вербализации, от слова к эмоции и от испытанной эмоции к ее телеснод выражению.

Человек проявляется в системном взаимодействии всех его пяти ос­новных измерений: физического, аффективного, рационального, соци­ального и духовного, которые, в свою очередь, связаны с окружающей человека средой и с космосом; именно в этих связях обнаруживаются глубинные смыслы человеческого бытия (см. Пентаграмма Гингера, 1983).

16. ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ПОЛЯРНОСТИ

Глобальное представление о человеке уже само по себе подразуме­вает необходимость разнонаправленного движения: от одной выделен­ной оси к другой и вдоль по самим осям, внутрь и наружу.

Поиск равновесия не может ограничиваться только лишь гомеостатическим, а значит, консервативным приспособлением, которое, усредняя всё окружающее, ведет в то мифическое серое и душное простран­ство, где выхолащиваются инициатива и оригинальность. Состояние рав­новесия любого живого существа - это неустойчивое, изменяющееся сочетание механизмов жизни и механизмов выживания, которое обес­печивает " постепенность процесса изменения". Так, канатоходец находит равновесие в движении, расширяя или сужая при этом веер своего балансира. Гештальтист, подобно канатоходцу, использует новый опыт. полученный в ходе продвижения вперед и обогащенный за счет иссле­дования противоположных, но взаимодополняющих полярностей, таких, как: интроекция/проекция, адаптация/творчество, подчинение/бунт, интроверсия/экстраверсия, любовь/ненависть, нежность/агрессивность, фрустрация/благодарность... Можно до бесконечности продолжать спи­сок тех противоположных, но взаимодополняюгцих способов поведения, в которых клиент будет экспериментировать и опыт проживания кото­рых придет к клиенту в ходе его терапии.

Не стоит всякий раз выбирать " самое лучшее" и таким образом ограничиваться идеальным " меню", наоборот, лучше вместе с сидящими с вами за одним столом отведать все разнообразие блюд, представлен­ных в карте ресторана.

Перлз отдавал особое предпочтение работе с полярностями, нередко используя технику " монодрамы" 12 с последовательной сменой ролей.

17. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ТЕЛЕСНОЕ УЧАСТИЕ

Символом перехода из одной полярности в другую, комплиментарную ей полярность может служить взаимодействие обоих полушарий нашего головного мозга. Теперь стало известно, что, в противополож­ность широко распространенному мнению, левое - аналитическое, ра­циональное и вербальное полушарие, не является " доминантным" (хотя именно оно " берет слово"); оно находится под контролем правого -синтетического, эмоционального, невербального полушария, связанного с работой воображения. Перлз как бы предугадывал этот факт, вос­клицая: " Loose your head, come to your senses! " (" Отбросьте вашу голову, вернитесь к чувствам! ").

Современные гештальтисты больше не следуют за Перлзом во всех его крайностях: чтобы избежать " гемиплегии", ставшей характерной чер­той нашей культуры (которая отрицает и атрофирует правое полушарие головного мозга), следует вовсе не " терять голову", а, наоборот, создать союз головы, сердца и тела. Даже через двадцать лет после смерти своего создателя, Гештальт продолжает страдать от привитого Перлзом презрения к любого рода теоретизированиям, которые он охотно на­зывал " bullshit" (" чушь собачья или буквально " бычье дерьмо"), и даже тоит " дьявольским" силам: для своего самовыражения он использует образный, " поэтический", а не " научно-математический" язык14.

Еще предшественники и пионеры Гештальта (Отто Ранк, Гудман, Зинкер и др.) выделяли его творческий, креативный аспект, не поте­рявший своего значения и в наши дни. Гештальт был и продолжает оставаться скорее искусством, чем наукой.

20. ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ ЛЮДЕЙ

Экзистенциальная оригинальность каждого человеческого существа и его способность к творчеству особенно проявляются в отношениях отдельного человека с окружающими его людьми, на границе между индивидуумом и окружающей его средой. Гештальт-подход не нацелен на интеграцию индивидуума в ту или иную социальную подгруппу, на­оборот, он позволяет человеку яснее увидеть в чем он непохож на других. Гештальт - это не групповая терапия, а индивидуальная терапия, проводимая в группе15. Участники группы являются свидетелями инди­видуальной работы своих товарищей: как правило, они вмешиваются в нее только по просьбе терапевта или самого клиента, а в ходе " обратной связи" (" feed-back") по окончании терапевтического сеанса они говорят о самих себе, не интерпретируя то, что происходило с клиентом. Таким образом, группа служит чем-то вроде резонатора всех проблем каждого отдельного участника группы, она помогает как их более эффективному разрешению, так и их дедраматизации.

 

Перлз - гений с неустойчивым и взрывчатым характером - никогда не проводил со своими клиентами длительной глубокой терапии. А в возрасте 63 лет он покинул Нью-Йорк и в течение последних четыр­надцати лет вел бродячую жизнь, колеся по Соединенным Штатам и по всему миру, пропагандируя свой метод на лекциях и демонстраци­онных терапевтических сеансах. Он отказывается от представлений об углубленной индивидуальной терапии в пользу идеи терапевтических групп и даже открытых для широкой публики краткосрочных регуляр­ных групп. В конце своей жизни Перлз индивидуальной терапии пред­почитал групповые ее виды, но наибольшее значение придавал терапии в общине (Гештальт-киббуц"). Такого рода психотерапевтическую общину Перлз с группой своих учеников из Исалена основал на острове Ванкувер озера Ковичен. Община прекратила свое существование через несколько месяцев после его смерти, наступившей 14 марта 1970 года

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.