Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самара 2011

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Урока по информатике и ИКТ

В 4 классе

«Информационные процессы»

Студент:

Шубнякова К.А.

Группа: 41

 

Самара 2011

Тема урока: «Информационные процессы».

Цель: формирование информационного мировоззрения.

Планируемые результаты:

· Предметные:

- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы решения задач практического характера;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях;

· Личностные:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

· Метапредметные:

- умение оценивать правильность выполнения задачи, находить собственные возможности решения её решения;

- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

Используемое программное обеспечение и дополнительное оборудование:

· Компьютерный класс;

· Мультимедийный проектор;

· Интерактивная доска;

Организационные формы и методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, поисковый.

Длительность урока: 40 минут.

 

 

Этап урока Содержание этапа Педагогическая целесообразность этапа
Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку. Этап направлен на подготовку учащихся к восприятию информации, активизацию их внимания.
Повторение изученного - Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Но сначала ответьте на вопросы: - Что такое информация? - Какие виды информации вы знаете? - Приведите примеры различных видов информации. - С помощью каких органов чувств мы получаем различные виды информации? (учащиеся отвечают на вопросы)   Этап позволяет выявить степень осознанности учащимися пройденного материала, подготовить их изучению новой темы. Приведение собственных примеров учащимися способствует актуализации их опыта, ранее полученных знаний.
Информационная минутка - Подумайте, какими способами мы передаем друг другу информацию каждый день. - А какие из этих способов вы будете использовать, если потребуется передать информацию на большое расстояние? - Давайте представим, что мы с вами оказались в древности, когда еще не было ни телефона, ни интернета. Как же тогда отправить важное сообщение? - А как могли передавать свои сообщения мореплаватели? (бутылочная почта) - А вы знаете, как возник такой способ передачи информации?     - Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий ученый (философ) Теофраст, который примерно в 310 году до нашей эры бросил за Гибралтаром несколько запечатанных сосудов с записками, чтобы доказать, что вода в Средиземное море попадает из Атлантического океана. Спустя несколько месяцев один из сосудов был найден в Сицилии. С той поры в истории описано множество случаев использования бутылочной почты. Что интересно: в Англии с 1590 года и до конца 18 века существовал закон, по которому каждого, кто осмелиться самостоятельно разбить выловленную в море или найденную на берегу бутылку, ждет смертная казнь. Для чтения подобных посланий при дворе была учреждена должность «откупорщика океанских бутылок». Вот так ответственно и серьезно относились к информации в то время. Об этом должны помнить и мы с вами, осознавать значимость информации и ее роль в нашей жизни.   Целью информационной минутки является формирование ответственного отношения к информации, осознание учащимися роли информации в нашей жизни. Представление различных ситуаций способствует развитию творческого воображения учащихся, а также способности находить решения задачи в нестандартной ситуации.
Сообщение темы урока - Как вы уже поняли, информация не существует сама по себе. Она постоянно участвует в различных информационных процессах. О них мы и поговорим на сегодняшнем уроке. (учитель записывает тему урока на доске)   Сообщение темы урока способствует более осознанному восприятию учащимися новой информации.
Изучение нового материала Вы уже знаете, что информацию можно создавать, передавать, принимать, хранить и обрабатывать.   Процесс получения информации может происходить в виде наблюдения, в ходе общения с помощью вопросов, при чтении. Обрабатывает человек информацию по правилам логики и в соответствии со своим опытом. Многие информационные процессы протекают с использованием приборов и устройств. Одно из таких устройств – компьютер. Компьютер принимает от приборов или от человека информацию, обрабатывает её, сохраняет и выдает результаты, которые вы видите на экране монитора. - Выделяют несколько видов информационных процессов: • Поиск информации; • Хранение информации; • Передача информации; • Кодирование информации; • Обработка информации. (название – на доске) - Поиск информации - один из важных информационных процессов. Скажите, какие методы поиска информации вы знаете? (учащиеся отвечают)   Методы поиска информации: • непосредственное наблюдение; • общение со специалистами по интересующему вас вопросу; • чтение соответствующей литературы; • просмотр видео-, телепрограмм; • прослушивание радиопередач и аудиокассет; • работа в библиотеках, архивах; • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных.   - В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности.   После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение.   - Хранение информации - процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации. Основное хранилище информации для человека - его память. Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.). все вспомогательные средства называются материальными носителями информации. (учитель записывает термин на доске). Какие материальные носители вы знаете? (учащиеся отвечают)   - Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.   В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи. Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.   Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.   Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное. - Процесс передачи информации происходит по этой схеме. (учитель рисует схему на доске).   - Обработка (преобразование) информации - это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными.   Например, вам задали задачу. Вы внимательно прочитали условие и поняли, какие действия нужно выполнить. Вы, таким образом, получили информацию. Решая задачу, вы обрабатываете информацию. Записанное решение будет примером хранения информации. Таким образом, решая задачу, вы участвуете в нескольких информационных процессах. Назовите их. (учащиеся называют информационные процессы: передача, обработка, хранение). На этом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, определениями. Важно приводить примеры, которые понятны детям, соотносятся с их опытом и ранее полученными знаниями. Вопросы учителя позволяют сконцентрировать внимание учащихся на изучении новой темы, включить их в активную деятельность.
Практическая работа - А сейчас вам предстоит работа с интерактивной доской. Посмотрите на первое задание: 1. Установите соответствие   - Какой пример представляет передачу информации? (письмо) - А где мы видим хранение информации? (диск) - На какой картинке изображен процесс обработки информации? (ребенок решает пример) - Правильно. Приступаем ко 2 заданию.   2.   - Сейчас мы поговорим о процессе хранения информации. Подумайте и ответьте на вопрос: что нужно хранить только в течение одной поездки? (билет) - А что нужно хранить в течение недели? (телепрограмму) - В течение года? (дневник) - А что хранят несколько столетий? (архивные документы)   3.     - Внимательно посмотрите на компоненты схемы и расставьте их в правильном порядке.   4.     - В этом задании нужно определить вид информационных процессов. - Что относится к хранению информации? - Что является примером передачи информации? - Что относиться к обработке информации? - А теперь приведите свои примеры хранения, обработки и передачи информации. (учащиеся приводят свои примеры)     5. - Прежде, чем выполнить это задание ответьте на вопрос: что такое источник информации? И что такое приемник информации? (учащиеся отвечают)       - А теперь найдите в каждом предложении источник и приемник информации. (учитель обращает внимание учащихся на второе предложения, в котором оба мальчика являются одновременно и источниками, и приемниками информации)   6.   - Представьте себе ситуацию: два человека разговаривают по телефону. Какой информационный процесс происходит? (передача информации) - Правильно, а теперь заполните таблицу. - Назовите источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приемник информации.   7.   - Внимательно прочитайте предложение и подумайте, названия каких информационных процессов можно составить из букв этого предложения. (хранение, обработка)     8. – А сейчас вам предстоит выполнить очень интересное задание. Представьте, что вам нужно отправить секретное сообщение. Как сделать так, чтобы послание не смогли прочесть, если оно попадет в чужие руки? (его можно зашифровать, закодировать) - Сообщение можно закодировать. Это будет примером еще одного информационного процесса – кодирование информации.       - Вам нужно закодировать пословицу. (во время работы с интерактивной доской, учитель поочередно вызывает учащихся по одному, остальные отвечают устно, контролируют действия ученика, выполняющего задание у доски) - Молодцы, справились со всеми заданиями.     На этом этапе осуществляется проверка первичного понимания новой темы, полученные знания применяются на практике. Задание позволяют проверить понимание учащимися сущности основных информационных процессов. В процессе работы с интерактивной доской учитель вызывает по одному учащемуся, остальные дают устные ответы, контролируют деятельность ученика, стоящего у доски. У учащихся развивается способность анализировать информацию, оценивать правильность выполнения задачи, находить собственные возможности её решения. Развиваются умения классификации, обобщения. Особое внимание нужно уделять заданиям, где возможно несколько вариантов ответа. (задание № 5) Каждый ученик может высказать свое мнение, затем в процессе коллективной работы выбирается правильный ответ. Происходит развитие критического мышления путем введения учащихся в проблемную ситуацию. Учащиеся включаются в активную поисковую и исследовательскую деятельность. Последнее задание способствует развитию познавательного интереса, мотивации к изучению новой темы.
Подведение итогов урока - Сегодня мы познакомились с основными информационными процессами. Назовите их. (поиск информации, хранение информации, передача информации, кодирование информации, обработка информации) - Что мы называем носителем информации? Приведите примеры. - А теперь скажите, что было самым интересным на сегодняшнем уроке, что вам больше всего понравилось? (учащиеся отвечают на вопросы)     На данном этапе происходит проверка правильности сформированных у учащихся представлений об основных изучаемых понятиях.
Домашнее задание - Дома придумайте свою систему кодирования информации и зашифруйте с ее помощью пословицу. Творческое задание способствует развитию у учащихся интереса к изучаемой теме, к предмету в целом.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задания для самостоятельной работы. | II. Сравнение бюджета СССР и бюджета РФ.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.