Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родители и дети 5 страница






Закон опережающего развития нравственности над интеллек­том был известен еще очень давно, но успешно был «забыт» после Октябрьской революции 1917 года. Отделением школы от Церк­ви, а затем от нравственной психологии в нашей стране в 30-е годы XX века было окончательно подорвано духовное основание педагогики.

Воспитание невозможно без опоры на фундамент нравствен­ности, что противоречит многим современным теориям воспи­тания, постулирующим относительность норм и правил и при­зывающим к опоре на свою «самость», потребности и желания. И если им вразрез идут общепринятые морально-нравственные критерии - нужно их обойти, они же мешают в достижении поставленных целей. Человек ведь должен быть свободен. Вот так все просто.

Однако о том, каков итог данного подхода, как правило, идео­логи подобных теорий умалчивают. Своеволие, безнравствен­ность, беззаботность плюс атеистическое воспитание или ок­культное мировоззрение, уродливые проявления женской эмансипации и мужской феминизации - все это плоды бездухов­ных и безнравственных современных подходов в образовании.

Итак, воспитание способствует формированию узнавания, раз­личения добра и зла, что влечет за собой обретение истинной свободы - свободы выбора, так как перед тем, как выбирать, нуж­но понять: из чего и что мы выбираем. Если ребенок в процессе воспитания получит представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, можно считать, что посажены очень важные семена, которые в определенное время дадут свои всходы.

Можно привести множество примеров того, как многие дети, вырастая, уходили с прямого пути православия, начинали блуж­дать по мирским лабиринтам и прилепляться к земным благам и страстям, однако это зароненное в детстве зерно могло совер­шенно неожиданно дать свои всходы даже тогда, когда, казалось бы, всякая надежда была уже потеряна. Огонек веры разгорался в сердце и приводил «в чувство» заблудшего. В качестве примера можно привести небольшую историю.

«...Знала я одну семью, в которой была благочестивая мать и молодой сын, офицер. На службе он, забыв Бога, повел разгуль­ную жизнь. Мать, сколько ни пыталась, не могла на него повлиять и лишь усердно молилась Божией Матери о спасении его души.

Умирая, она призвала к себе сына и просила его дать ей слово исполнить ее последнюю волю. Сын согласился. Мать заповеда­ла ему после ее похорон пойти в церковь и приложиться к чу­дотворному образу Царицы Небесной.

Поразила сына эта просьба умирающей матери. При его тог­дашней разгульной жизни и настроенности души исполнение этой просьбы казалось ему чем-то ужасным, так как вера в нем погасла еще не совсем, и он понимал, что такое кощунство.

Мать умерла. Несмотря на глубину падения и ужас перед свя­тыней, сын не считал возможным нарушить слово офицера и заставил себя пойти в церковь.

Чем ближе он подходил к церкви, тем труднее становилось ему идти. Но чувство долга, сохранившееся в нем, заставило его дойти до церкви. Он увидел ту икону Царицы Небесной, к кото­рой он должен был приложиться. С большим усилием сделал он шаг вперед и снова остановился. Расстояние до иконы в несколь­ко шагов он преодолел лишь через час, и когда, наконец, собрав остатки сил, он приложился к иконе, то тут же упал без чувств.

Когда пришел в себя, он был уже другим человеком. Он уви­дел всю глубину своего падения и всю горечь, которую причи­нял матери. Он совершенно изменил свою жизнь, стал посещать церковь и горячо молиться о прощении своих грехов и об упо­коении души своей матери, молитвами которой был спасен».

 

* * *

 

Важно связать воспитание с темой спасения, показать ребен­ку единственно правильный путь. Но сделать это с помощью лишь одних нравоучений, наставлений вряд ли удастся. Лишь живой родительский пример, совместные молитвы, посещение богослужений, праздников, да, по большому счету, вся родитель­ская жизнь, пронизанная верой, любовью, есть та матрица, ко­торая, часто бессознательно, закладывается глубоко в душу ре­бенка. Как отмечает игумен Георгий (Шестун), нельзя насильно научить верить, любить, можно лишь показать ребенку эту сто­рону жизни, зажечь его своим примером. И тогда детская душа сама потянется, останется только лишь немного в этом помочь.

Что касается второго вопроса о том, чего мы хотим добить­ся от ребенка с помощью воспитания?

По этому поводу святитель Феофан Затворник пишет: «...Нуж­но воспитать тело его, доведши до того, чтобы оно было и креп­ко, и живо, и легко. Мало предоставлять все природе; должно и самим действовать по плану с целью, пользуясь опытами других и пособиями здравой педагогики. Но еще больше нужно поза­ботиться о воспитании духа. Благовоспитанный духом и без крепкого тела спасется. Себе же оставленный будет страдать от тела крепкого. В сем отношении должно образовать ум, нрав и благочестие. Но всякого долг - научить символу, заповедям, мо­литве и дать познать христианскую веру».

Таким образом, в результате воспитания православный роди­тель хочет достичь целостности личности, о чем говорилось выше, но с ведущей ролью духа над душой и телом. Это и есть гармония. Большую ошибку совершают те родители, которые развивают отдельные стороны личности, например, души, же­лая видеть в своих чадах выдающихся музыкантов, художников; или тела - и тогда ребенок усиленно развивается физически, посещает различные секции, ездит на сборы. Все это прекрасно. Однако не стоит забывать о том, что никакое самое лучше вос­питание души и тела не заменит собой духовного стержня, ко­торый является определяющим и именно на него «нанизывают­ся» все остальные составляющие личности.

Очень часто родители, чрезмерно озабоченные всесторон­ним развитием личности ребенка, перегибают палку и отдают малыша во всевозможные кружки, художественные школы и сек­ции без учета его возможностей. При этом они бессознательно могут решать свои застарелые психологические проблемы: в дет­стве один из родителей хотел получить музыкальное образова­ние, не удалось, пусть теперь ребенок это сделает вместо него.

Итог такого подхода, как правило, плачевен: в лучшем случае стойкое отвращение у ребенка ко всяким «искусствам» и спорту, в худшем - невротизация и возникновение психосоматических расстройств.

Итак, подводя итог, можно отметить, что конечная цель вос­питания в рамках православного подхода к ребенку - форми­рование гармонии тела, души и духа с ведущей ролью духа.

Об этом прекрасно пишет святая мученица и страстотерпи­ца царица Александра:

«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны отказываться от своих жела­ний ради других людей. Им следует также учиться быть заботли­выми. Беззаботный человек всегда причиняет боль и вред, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж много и нужно - слово одобрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит пе­чальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети долж­ны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя дру­гим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться об­ходиться без помощи других, чтобы быть сильными и независи­мыми».

 

Гуманистическая психология

 

В настоящее время гуманистический подход является очень популярным как в психологии, так и в педагогике; он все шире и шире используется в качестве методологической основы при построении воспитательного процесса. Основоположником гу­манистического направления был К Роджерс, выступивший про­тив клинического видения человека, которое делало акцент на психопатологических аспектах.

К Роджерс опирался на позитивное видение человека: он по­стулировал, что человек от рождения является изначально пре­красным, добрым и обладает огромным личностным потенциа­лом. По мнению К. Роджерса, самое главное для человека - это самоактуализация, т. е. развитие себя, максимальное выявление позитивных качеств своей личности, заложенных в ней от при­роды. Как писал сам Роджерс: «Это стремление... - расширяться, распространяться, становиться автономным, развиваться, дости­гать зрелости, стремление выразить и реализовать все способно­сти...».

Проблемы возникают из-за неправильного воспитания, ди­ректив, запретов и суровых санкций, не позволяющих потенци­алу раскрыться. Поэтому основная задача - создать условия для того, чтобы этот потенциал раскрылся, и человек смог проявить себя с самых лучших сторон. Для этого родители, педагоги, с точ­ки зрения автора, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают безусловно, без ограничений и запретов. Это становится возможным в резуль­тате общения с ребенком на равных.

Однако все, наверное, не так радужно: многочисленные при­меры подобного воспитания показывают, что акцент лишь на позитиве в ребенке не позволяет увидеть его личность реально

и целостно, а создает некую идеализированную утопию. Подчас плодом такого воспитания становятся далеко не самые лучшие проявления детской души: жестокость, лживость, демонстратив­ность. Откуда все это? Как отмечалось выше, православие четко отвечает на этот вопрос: ребенок рождается с глубинным пер­вородным повреждением, искаженным грехом прародителей. Родившийся малыш наследует исходную искаженность, которую необходимо исцелять духовными методами и целенаправлен­ным воспитанием.

Если этого не делать, грех буквально прорастает в душу ре­бенка, давая глубокие корни и проявляясь различными страстя­ми и эгоизмом. Поэтому гуманистическое направление в пси­хологии и педагогике, чрезмерно оптимистично рассматривая природу человека, не уделяет должного внимания теневым ас­пектам человеческой психики, которые так или иначе дают о се­бе знать.

Таким образом, однобокое видение человека может оказывать медвежью услугу воспитателю, опирающемуся на подобные принципы. Личность человека намного шире; в каждом из нас есть и позитивное, и негативное. Важно это негативное видеть и с помощью церковных таинств исцелять.

 

Особенности воспитания мальчика и девочки

 

Воспитание девочки и мальчика имеет свои особенности, о которых важно знать родителям, приступающим к воспитанию ребенка. Длительное время в нашей стране культивировалась «бесполая» педагогика, базирующаяся на равенстве полов. Одна­ко все не так просто. Интересен взгляд на эту проблему доктора медицинских наук В. Базарного.

Более чем тридцатилетняя практика в области детского здо­ровья привела ученого к серьезным выводам, касающимся осо­бенностей воспитания мальчиков и девочек. Главная проблема современного времени, с точки зрения автора, - угасание муж­ского потенциала нашей нации, приобретение мужчинами сугу­бо женских характеристик Причину этого страшного явления доктор видит в смешанном воспитании, начинающемся в детских садах и продолжающимся в других общественных учреждениях.

Известно, что «девочки на 2-3 года духовно и физически опе­режают по своему развитию мальчиков и наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков неволь­но оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и по­добие» которого стал подстраиваться чувственно-подсознатель­ный мир мальчиков». И такое «перевоплощение» будущих мужчин очень опасно, отмечает автор, в итоге оно может приве­сти к подрыву всей генетической реализации физического и ду­ховного пола.

Проведенные В. Базарным исследования показали, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочка­ми, то у них оформляются патологические психические и сома­тические комплексы. Установлено также, что у одних мальчиков формируются сугубо женские черты, а у других складывается комплекс невротического неудачника. Постоянно переживаемое чувство обиды негативно сказывается на личностном развитии будущих защитников и глав семей.

Но страдают и девочки: у них формируются черты характера, свойственные противоположному полу. В итоге это серьезно искажает весь жизненный путь будущих жен и мам. В семье та­кие стереотипы создают серьезнейшие проблемы: искаженная полоролевая иерархия, где мать мужественна, а отец женственен, является главным «поставщиком» будущих проблем ребенка, ко­торый изначально усваивает неверные образцы для идентифи­кации и, вырастая, сам начинает путаться в полах и «обрастает» множеством психосоматических и невротических проблем. Та­кова плата за нарушение глубинных биологических и духовных законов.

В. Базарный приводит медицинские данные: согласно зару­бежным исследованиям, уровень гормона тестостерона (основ­ной гормон, определяющий мужскую зрелость) в крови моло­дых мужчин к концу XX века составил 24-50%. В то время как для обеспечения нормальных детородных функций он должен быть не ниже 80%!

В нашей стране ситуация не лучше. Были проведены обсле­дования девятиклассников Сергиево-Посадского района, кото­рые показали, что у 96% мальчиков антропограмма показывает развитие по евнухоидному типу. Какие семьи создадут в будущем эти мужчины, и какие дети от них родятся?

В целом, отмечает автор, у нас появилась целая популяция мо­лодых людей с «поисковой» сексуальной ориентацией. Их отли­чительная особенность - самоощущение в себе женского нача­ла. А духовно-экологическую нишу мужественности стали занимать женщины с противоположными гормонально-генети­ческими нарушениями. Все это итог эксперимента по бесполо­му воспитанию, который так плачевно закончился; война полов достигает апогея при попытке организовать семью.

Каков же выход из этой трагической ситуации? Как отмечает автор, выход один: как можно быстрее переходить на параллель­но-раздельный тип воспитания и обучения мальчиков и дево­чек в детских садах и школах, так как бесполая культура и воспи­тание - это культура зла, которая приводит к массовому уродству младенцев и бесплодию.

Поэтому воспитание мужества в мальчиках - задача не менее важная, чем поддержание армии в боеспособном состоянии. Иначе через два десятка лет в армии уже некому будет служить.

В. Базарный подчеркивает: «Спасем мальчиков, сбережем муж­чин - будет у нас народ. Дадим нашим девочкам идеалы красо­ты, добра, целомудрия - будет у нас крепкая семья. И родовое древо России будет иметь крепкие корни».

К сказанному профессором В. Базарным сложно что-то до­бавить - все предельно просто и четко, однако хотелось бы под­черкнуть роль семьи в формировании мужественности и жен­ственности, так как именно в семье закладываются ведущие полоролевые стереотипы. Поэтому родителям очень важно знать об особенностях воспитания мальчика и девочки. Об этом хо­телось бы поговорить более подробно.

Как отмечает протоиерей Борис Ничипоров, воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. От того, кого и кем мы воспитаем, зависит будущее страны, будущее нации. В любом случае родители, воспитывая мальчика, должны помнить о том, что растят они будущего вои­на, защитника, главу семьи. Это понимание поможет расставить верные акценты в процессе воспитания: дисциплинированность, собранность, умение преодолевать трудности, способность к самопожертвованию, патриотизм - все это стержневые качества личности будущего мужчины.

Позитивную роль окажут дополнительные формы обучения, где есть элемент воинского воспитания: спортивные кружки, секции, летние трудовые лагеря, летние православные лагеря, где с малых лет ребенку прививаются дух братства, послушание, тру­долюбие. Особенно важно это в период вступления мальчика в период подросткового возраста. Ведь именно атмосфера брат­ства является альтернативой дворовым компаниям, куда часто прибиваются подростки. В них культивируются цинизм, на­глость, своеволие, жестокость, которые бесстыдно выпячивают­ся как гиперкомпенсация внутреннего вакуума, пустоты, безду­ховности.

Важно в этот период знакомить подростка с нашей отече­ственной историей, идеалами героев-воинов, подвигами святого благоверного князя Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Ку­тузова, героев Великой Отечественной войны, современных ге­роев, которые проявили себя в сражениях с боевиками, терро­ристами на невидимых и неафишируемых войнах. Это Евгений Родионов, Андрей Трусов, Александр Железнов и Игорь Яковлев, которые в чеченском плену под пытками не отреклись от Пра­вославия, не сняли с себя креста.

Почему бы не познакомить молодежь с прекрасным приме­ром жизни и служения великого полководца Александра Васи­льевича Суворова, которого называли русским архистратигом. И называли не просто так тем солдатам, кто исполнял заветы Суворова, помощь Божия была так велика, что военные истори­ки удивляются. Только в итальянской кампании на каждого пав­шего русского приходилось по 75 убитых французов и их союз­ников, лучших воинов Западной Европы. За счет чего же достигался такой успех? В чем секрет успеха Суворова?

Первичным для Александра Васильевича было всегда: «С нами Бог, и кто переможет нас?», «Мы, русские, Богу молимся: Он нам помощник... Кого из нас убьют - Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы - нам честь, нам слава, слава, сла­ва!» И каждый из солдат жил и готовился к исполнению святого долга так, как это выражено в приказе Суворова перед штурмом турецкой крепости Измаил: «Сегодня молиться, завтра постить­ся, послезавтра победа или смерть». Такова была тактика велико­го полководца Суворова - наверное, в ней и заключается ключ к пониманию его грандиозных побед.


 

* * *

 

Не менее значимый и впечатляющий пример Федора Федо­ровича Ушакова, которого справедливо называли Суворовым на морях. Так же как генералиссимус Суворов, адмирал Ушаков не проиграл ни одного из сорока морских сражений, в которых он участвовал. Он всегда был удивительно храбр, мудр, силен духом, воздержан и целомудрен. Умел наступать по-суворовски, стре­мительно и напористо, и побеждал с минимальными потерями.

Он сочетал в себе качества морехода и воина, дипломата и заботливого отца для своих подчиненных. Где бы он ни был, он всегда удивлял иноземцев своим бескорыстием и великодуши­ем в отношении побежденных. В 1807 году Федор Федорович Ушаков вышел в отставку, но и удалившись от ратных дел, не ут­ратил своих нравственных качеств. Он долго жил в родовом име­нии (в Темниковском уезде Тамбовской губернии), все свои сред­ства расходуя на благотворительность. В годы Отечественной войны 1812 года в Темникове за свой счет он открыл госпиталь для раненых солдат и ополченцев.

Имя адмирала Ушакова навсегда осталось в памяти русского народа: орден его имени является высшей военной наградой рус­ского флота. В августе 2001 года в Санаксарском монастыре Рож­дества Богородицы, где был похоронен адмирал-подвижник, состоялись торжества, посвященные канонизации святого пра­ведного воина Феодора (Ушакова).

 

* * *

 

Об этом говорить нужно, и нужно говорить много, иначе за нас скажут другие, которые насаждают совершенно иные, де­структивные, разрушительные стереотипы: насилия, секса, все­дозволенности, азарта. Все это не прекращается ни на минуту, борьба идет буквально за каждую душу.

У мальчика, юноши очень важно сформировать патриотизм, любовь к Родине, которые являются фундаментом будущей лич­ности. Плачевную картину можно наблюдать среди молодежи сегодня, когда в первую очередь родителями предпринимаются различные попытки помочь избежать своим детям службы в ар­мии с помощью придуманных диагнозов, медицинских отводов, симуляций. О каком патриотизме можно говорить!

Большую ошибку допускают те родители, которые делают акцент в воспитании мальчика на душевных аспектах: интеллектуальном, музыкальном развитии. И, как отмечает протоиерей Борис Ничипоров, «упование родителей на то, что великая му­зыка сможет облагородить душу, тщетно. Великое искусство ве­дет к душевности, но не к духовности. А начитанность и осве­домленность не рождают светлого ума. Все это, будучи не подкреплено духовным опытом молитвы, рождает цинизм и над­менность».

Потому так много сегодня невротических расстройств, пси­хопатологии среди мальчиков, подростков: излишняя душев­ность рождает мечтательность, ранимость, излишнюю демонст­ративность и то, о чем говорил В. Базарный, - излишнюю жен­ственность. Именно уход от своего истинного предназначения порождает в душах ребят различные дезадаптивные проявления. Поэтому очень важно дать возможность мальчикам стать юно­шами, а юношам - настоящими мужчинами, все это возможно осуществить в своей семье.

Что касается особенностей воспитания девочки. Как отме­чалось ранее, векторы развития мальчика и девочки кардиналь­но противоположны.

Если для мальчика, мужчины на первом плане стоит защита, достижения, отечество, то для будущей женщины - семья, дети, быт, уют. И это не повод для размышлений о дискриминации мужчин и женщин: просто Богом мы так устроены. Поэтому де­вочка в семье должна получить совершенно другие образцы для подражания.

Главным и положительным идеалом для девушки должен стать идеал «добропорядочной жены и заботливой матери». А именно этого сегодня и не хватает. Почему бы не познакомить девушек с житием святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны, которая дает нам непревзойденный образец женственности, любви и благочестия. На этом примере хотелось остановиться подробнее.

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, супруга Великого Князя Сергея Александровича, брата императора Александра III... Она родилась в 1864 году. Младшая сестра ее Алиса стала впос­ледствии супругой императора Николая II - императрицей Алек­сандрой Феодоровной... Когда ей (Великой Княгине) было один­надцать лет, заигравшись, упал с балкона ее трехлетний брат и разбился насмерть. Она первая его, окровавленного, взяла на руки, внесла в дом. В этот день она дала обет Богу - не выходить замуж, чтобы никогда не иметь детей, никогда так страшно не страдать. В четырнадцать лет она похоронила мать. Великий Князь Сергей Александрович, вступая на пост генерал-губерна­тора Москвы, обязан был жениться, и сделал предложение прин­цессе Елизавете. Она сказала ему о своем обете, а он: «Вот и хо­рошо. Я и сам решил уже не жениться». Так состоялся этот брак, из политических соображений нужный России, в котором суп­руги обещали Богу хранить жизнь девственную...

Свадебное путешествие Сергей Александрович и его супруга совершили в Иерусалим, где он основал Императорское Палес­тинское общество для обслуживания и приюта многочисленных русских паломников... Кроме того, они заложили на Елеонской горе храм в честь святой Марии Магдалины.

Великая Княгиня по собственному внутреннему побуждению решила присоединиться к Православной Церкви... К началу японской войны она уже была хорошо подготовлена для того, чтобы сыграть главную роль в великом патриотическом движе­нии, в котором приняло участие все русское общество, постоян­но заботясь о раненых солдатах, как в госпиталях, так и на фрон­те, вдали от домашних очагов. Великая Княгиня была вполне поглощена этой работой, она всюду успевала, заботилась обо всем том, что могло восстановить силы и предоставить всякие удобства солдатам. Не забывала она и духовные нужды русских людей, посылала им походные церкви, снабжала всем необхо­димым для совершения богослужения. Но самым замечательным ее достижением, и только ее одной, была организация женского труда, в состав которой входили женщины всех слоев общества, объединенные ею в кремлевском дворце, где были устроены над­лежащие мастерские. С утра до вечера, за все время войны этот деятельный улей работал на армию, и Великая Княгиня радова­лась... Личность ее была до такой степени вдохновляющей, что даже самые холодные люди загорались пламенем от соприкос­новения с ее пылкой душой и с необычайной энергией шли на благотворительную деятельность. А через некоторое время ве­ликую княгиню постигло великое несчастье.

В обычное время, между 2 и 3 часами дня, 4 февраля Великий Князь Сергей Александрович выехал в карете, как всегда, один... через некоторое время раздался взрыв... Когда рассеялся дым, представилась ужасающая картина: щепки кареты, лужа крови, посреди коей лежали останки Великого Князя... Он был букваль­но разорван на куски... Великая Княгиня, упав на колени, стала собирать в свой платок остатки тела мужа. На второй или тре­тий день мученической кончины Великого Князя она, движимая христианским чувством всепрощения, решилась поехать навес­тить убийцу мужа - Каляева... С кратких слов Великой Княгини можно было заключить, что это свидание доставило удовлетво­рение ее христианскому чувству, что сердце Каляева было зат­ронуто: он взял от нее иконку и поцеловал руку.

По смерти своего мужа она разделила все свои драгоценнос­ти на три части... самая обильная часть пошла на пользу благо­творительной деятельности. Великая Княгиня ровно ничего себе не оставила, не исключая и своего обручального кольца...

Для общества решимость Великой Княгини распустить свой двор, чтобы удалиться от света и посвятить себя служению Богу и ближним, казалось многим соблазном и безумием. Презрев одинаково и слезы друзей, и пересуды, и насмешки света, она мужественно пошла своею новою дорогою. В Москве, на Ордын­ке, ею был куплен большой участок земли с домом и другими строениями. Все это целесообразно переоборудовано: была со­здана большая домашняя церковь, устроены больница, помеще­ние для сестер и службы. Себе Великая Княгиня оставила только три комнаты. Все было очень скромно. Ее маленькая светлая ке­лья была увешана образами, вместо кровати стояла узкая скамей­ка, на которой она спала без матраса.

Под руководством Елизаветы Феодоровны диакониссы шли в самые ужасные трущобы... обмывали, обшивали и кормили го­лодных или полуголодных детей, ухаживали за роженицами, чистили жилище, готовили теплую пищу... Она устроила обще­житие для мальчиков, где их нравственно и физически лечили и воспитывали...»

Не перечислить всех подвигов, совершенных Великой Кня­гиней. Смерть ее была мученической: ее вместе с другими муче­никами расстреляли в подвале и сбросили в шахты еще живой. На следующий день революционеры добивали своих жертв, бро­сая в шахту камни, бревна, но в ответ раздавалось только пение псалмов.

«...Расследование показало, что Великая Княгиня сделала пе­ревязку князю Иоанну Константиновичу, будучи сама тяжело ушиблена. Около тела великой княгини две неразорвавшихся гранаты, а на груди икона Спасителя... Она была подобна первым мученикам христианства, погибшим на римских аренах».

 

* * *

 

К сожалению, у нас сейчас культивируется все что угодно, но только не идеал доброй жены и матери. Как отмечает протоие­рей Борис Ничипоров, в наше время усиленно насаждаются не­сколько расхожих образов:

- девушка как фотомодель. В данном случае важны хорошая внешность, манеры, фигура, остальное все не важно. Исходной точкой является не сердце и ум, а «бедро». Как образно отмечает автор, «все должно быть от бедра - и мысли, и желания, и чувства»;

- девушка как блудница. Это все меньше и меньше порицается в нашем обществе. Итог такого поведения, как правило, плачевен, об этом подробно говорилось выше. Однако самое главное, что происходит в результате следования таким стандартам - утрата внутренней целостности, целомудрия, которое в принципе сей­час воспринимается как комплекс, невротическое проявление, атавизм.

Все это делается благодаря усиленной пропаганде порногра­фии, насилия, распущенности и блуда, которые буквально как раковая опухоль с метастазами разъедают наше общество и тела и души наших детей. Образом сегодняшнего массового созна­ния является девушка, у которой все просто и легко: ей просто вступить в половую связь, просто ее разорвать. Однако к 30 го­дам «просто» подкатывает чувство отвращения к самой себе, оди­ночество, опустошенность, депрессия. Но и тогда возможно ду­ховное возрождение - ведь дверь к покаянию и духовному возрождению всегда открыта.

Итак, для девочки, девушки ведущими являются совершенно другие качества, в отличие от мальчиков и юношей: это терпели­вость, милосердие, смирение, хозяйственность, эмоциональная отзывчивость. Все это девочка должна получить в своей семье.

Г. Михайлов отмечает, что девочка, начав говорить, сознатель­но живет тем, что переживает ее мама. Не сами слова, а внутрен­нее нравственное состояние матери, движения ее чувств (преж­де всего любовь или недостаток любви) запечатлеваются в душе дочери на всю жизнь.


Многие матери удивляются: откуда у дочери-подростка отчуж­денность, жесткость, черствость? Понятно, что это дали всходы те семена, которые были давно посажены в детскую душу.

В возрасте 3-5 лет начинается период так называемых пси­хосоциальных игр: мальчики играют в войну, в железную доро­гу, девочки - в хозяйку, маму, «варят обеды», нянчат кукол. Со стороны родителей в это время важно поддержать ребенка, большую ошибку совершают те мамы, которые говорят своим дочерям: «Ты бы лучше пошла почитала или в шахматы поучи­лась играть». Тем самым они налагают негласный запрет на раз­витие женских свойств души.

Что характерно, девочка в это время настолько эмоциональ­но близка к матери, что буквально говорит ее интонациями. Все стороны поведения матери (и хорошие, и не очень) запечатле­ваются в детской душе. И если девочка впитает в себя жалость, сочувствие, заботу, хозяйственность, то можно считать, что по­сеяны очень важные семена, которые непременно дадут позже свои всходы.

В более старшем возрасте (5-7 лет) девочки начинают осва­ивать труд уже по-настоящему, и если до этого момента все скла­дывалось благополучно, то девочка на пороге школы преодоле­вает праздность. Как отмечает Г. Михайлов, «...Все доброе, что уже заложено в ее нравственную память, отныне проявляется в пе­реживаниях совести, в сознательном послушании, в ограниче­нии себя ради потребности другого. Не самообеспечение (дей­ствие по удовлетворению личных потребностей), не развлече­ние, не игра, даже не работа (действие по способностям), а именно труд, отклик на нужду ближнего, (послушание из люб­ви) теперь становится вполне доступным. Теперь, если нрав­ственное воспитание идет так же правильно и столь же активно, пяти-семилетняя дочь достаточно легко откликается на мами­ны просьбы, старательно учится, испытывая чувство долга, про­являя сострадание и милосердие... труд, подвигающий девочку к терпению и смирению себя ради ближнего - это надежнейший фундамент любви, а, стало быть, и самой женственности».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.