Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Зачатие и рождение: биологические и духовные аспекты






Зачатие: светская и православная точки зрения

Формирование плода

Биологические и духовные аспекты родов

Младенчество

Крещение

Глава 5. ВОСПИТАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ

Православное воспитание

Гуманистическая психология

Особенности воспитания мальчика и девочки

Глава 6. НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ РЕБЕНКА

Наказание: общие понятия

Способ наказания

Мистификация

Виды наказаний, их влияние на личность

Виды поощрений, их влияние на личность

Глава 7. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ

Благие намерения

ЧАСТЬ IV СЕМЬЯ КАК ЦЕЛОЕ

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЬЮ

Семья как система

Пациент

Причины появления пациента

Глава 2. ДУХОВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЬЮ

Семейный уклад

Дом

Заключение

Предисловие автора

 

О чем эта книга? О том прочном основании, на котором по­коится здание брака и семьи, о тех духовных и психологичес­ких закономерностях, следование которым делает все счастли­вые семьи похожими друг на друга.

Потребность в написании этой книги обусловлена несколь­кими обстоятельствами.

Во-первых, болью и горечью, связанными с той ситуацией, которая царит во многих наших семьях. Утрата духовных кор­ней и традиций, следование принципу «бери от жизни все» де­лают свое черное дело, все дальше и дальше уводят современ­ного человека от ценностей брака, от крепкой многодетной семьи, от материнства. Им на смену приходят суррогаты-заменители («гражданский» брак, «свободная» любовь, выбор «парт­неров» и т. д.).

Во-вторых, размышлениями, которые возникли в результате многолетнего опыта работы в сфере медицины, психологии и образования в качестве врача, психолога, педагога. В частности, мы очень тщательно и всесторонне изучаем человека; в медици­не мы добрались до генетического и хромосомного уровней, проникли практически во все тайны человеческого бытия. В пси­хологии мы разложили по полочкам психику человека, его со­знательное и бессознательное, вычленили отдельные составля­ющие, но... В погоне за деталями мы утратили что-то очень важное, то, что служит объединяющим и интегрирующим нача­лом личности любого человека.

Что же это? Ответ прост и одновременно сложен: это духов­ность, это тот аспект, который позволяет человеку выйти за рам­ки своего «я», разбить свою эгоцентрическую «скорлупу» и выст­роить отношения с Богом. Именно эту связь мы зачастую утра­чиваем в повседневной суете, в заботах о хлебе насущном. Но эта утрата постоянно дает о себе знать...

Исследования подтверждают, что в основе большинства про­блем, как в сфере семейных, супружеских отношений, так и в сфере личностных дезадаптаций (неврозов, алкоголизма, пси­хосоматических расстройств) лежит вытеснение и подавление духовного аспекта бытия человека, от которого он бежит в «ра­дость жизни». Но чем быстрее человек пытается убежать, тем быстрее настигают его собственные проблемы, сложности, ко­торые являются не чем иным, как призывом остановиться, заду­маться: а куда и от кого я бегу?

Поэтому очень важно восстановить, укрепить, вернуть в лич­ность, в семейные отношения духовность, веру, жертвенность, которые помогают человеку действительно стать человеком как носителю образа и подобия Божия. Помочь в этом может, конеч­но же, в первую очередь Православная Церковь, пастырское сло­во; ведь, как известно, воцерковление человека, приобщение его к церковным таинствам и жизнь во Христе может исцелить, смяг­чить, скомпенсировать любые болезни и дезадаптации. Таких примеров можно привести сколько угодно.

А могут ли помочь в этом процессе психология, психотера­пия? Не так давно среди известных богословов по этому поводу развернулась дискуссия: нужна ли Церкви психология как наука? Ведь, по большому счету, все истины есть в православной вере, богословских дисциплинах, нужно только их использовать. И это действительно так. Церкви, теологам, богословам вряд ли нужна психология, но в какой-то степени ее знания могут сослужить добрую службу: помочь увидеть нюансы человеческой психики, причинно-следственные связи и закономерности, как правило, на уровне ветхого «я».

Конечно же, психология и психотерапия в большей степени нуждаются в поиске духовных основ, чем богословие в поиске психологических корней. Однако воцерковленный православный психолог, наверное, может оказать немалую помощь обративше­муся к нему человеку, испытывающему душевные страдания (а мы знаем, что таких людей обращается к специалистам немало).

Эта помощь состоит в открытии в себе духовного уровня, осознании голоса совести и того конфликта с ней, который час­то лежит в основе большинства проблем. Другими словами, пра­вославный специалист может выступить в роли своеобразного катализатора, способного помочь выбрать правильный вектор поисков, размышлений и поступков. Но для этого самому врачу- психологу важно иметь крепкие методологические основания.

Серьезной опорой в работе могут стать духовно-нравствен­ные христианские православные ориентиры, о которых в про­цессе профессиональной подготовки необходимо говорить бу­дущему психологу. Необходимо говорить и о том, что существуют универсальные нравственные законы, данные нам Богом, нару­шение которых влечет за собой психологические и соматичес­кие проблемы.

Важно опираться на внутренние и внешние нравственные законы, данные нам Богом в двух видах: ветхозаветном законе Моисея и полном и совершенном евангельском законе. Все де­сять заповедей актуальны и сегодня, когда повсеместно внедря­ются законы «живи одним днем», «бери от жизни все», «после нас хоть потоп». Подготовленность специалиста в этом вопросе мо­жет серьезно помочь человеку, обратившемуся за помощью.

Что касается евангельских заповедей блаженства, то они мо­гут являться ориентирами, показывающими, куда, в каком на­правлении нужно двигаться, стать фундаментом, на котором воз­можно построение крепкого здания психологического и духовного здоровья.

Необходимо оговориться, что деятельность психолога не дол­жна подменять деятельность пастыря, однако знание, глубокий анализ заповедей поможет создать нравственный ориентир, прежде всего для самого психолога. «Врач! исцели себя самого» (Лк. 4, 23). Особенно это относится к специалистам в области духовного здоровья.

Что касается еще одного серьезного основания в деятельнос­ти специалиста, в его понимании личности - им может выступить христианская антропология, христианское видение человека, основанное на многовековых традициях. Это видение можно на­звать универсальным вне зависимости от приверженности к той или иной теории. Человек в данном контексте рассматривается как носитель образа Божия, в то же время имеющий свободную волю и возможность перерастания в подобие Его.

Центральным положением христианской антропологии яв­ляется положение о троичности и иерархии личности. Это иерархия: дух - душа - тело. Об этих уровнях и их проявлениях в супружеских и семейных отношениях подробно говорится на страницах книги.

Знание духовных и психологических закономерностей семьи и брака, взаимоотношений супругов, родителей и детей может помочь любому человеку выстроить гармоничные отношения, построить крепкий дом, в широком смысле этого слова, обрес­ти духовное и душевное здоровье.

Хотелось бы выразить огромную благодарность тем людям, которые внесли большой вклад в написание этой книги: Архи­епископу Самарскому и Сызранскому Сергию; заведующему ка­федрой православной педагогики и психологии Самарской Пра­вославной Духовной Семинарии игумену Георгию (Шестуну); за­ведующему кафедрой теологии СамГУПС, протоиерею Димитрию Лескину; доценту кафедры православной педагогики и психоло­гии Самарской Православной Духовной Семинарии Подоровской Ирине Анатольевне; начальнику РИО СамГУПС Шиминой Ирине Александровне; редактору Красновой Елене Александровне; мое­му мужу Георгию и дочери Виктории; студентам Самарской Пра­вославной Духовной Семинарии, Самарского государственного Медицинского университета, Самарского государственного уни­верситета путей сообщения.

 

Кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии СамГУПС Е.А. Морозова


Вступительное слово

 

Книга посвящена актуальной проблеме - созданию и сохра­нению семьи. Особая острота этого вопроса связана с тяжелым кризисом, в котором находятся наши семьи: приоритет отдает­ся эгоцентрическим ценностям, растет число разводов, падает рождаемость, ужасает количество абортов, которые совершают­ся ежедневно - кризис дал глубокие корни. Поэтому важно воз­рождать ценность семьи и брака, актуализировать их духовные начала.

Как построить отношения между мужчиной и женщиной, как избежать вечного конфликта «отцов и детей», как сохранить эмо­циональные теплые отношения в браке, каковы духовные осно­вания брака и семьи, - эти и другие вопросы автор поднимает в своей работе.

Существует немало работ, посвященных семье и браку. Одна­ко большинство авторов делает акцент либо на их духовных ос­нованиях в контексте православия, либо на психологических ас­пектах, что не позволяет получить целостной картины. Однознач­но позитивным моментом является то, что автор данной работы предлагает рассматривать семью и брак в контексте двух взаимо­дополняющих друг друга аспектов: духовного и психологическо­го. Это позволяет получить некий стереоскопический эффект за счет более объемного видения этих вопросов. Принципиальным является то, что красной нитью в работе автора проходит базо­вое положение христианской антропологии о трехуровневом иерархичном строении личности: дух - душа - тело. При этом брак рассматривается как встреча именно двух личностей, но личностей разного пола (само слово «пол» может пониматься как половина целого), а целое и есть единение в браке.

В чем же важность учета трехуровневого строения личности? Если рассматривать человека в контексте телесно-душевном (что чаще всего и происходит в современной психологии), то, к сожа­лению, такая личность становится как бы урезанной, усеченной. При этом усекается самая важная составляющая - духовность. Духовность очень неоднозначно понимается в психологическом контексте, чаще всего как возможность выхода за рамки собствен­ного «эго». Только встает вопрос: а выхода куда, в какую плоскость? На этот вопрос в психологии ответа, как правило, нет. Чаще всего духовные люди в светском понимании - это люди, принявшие высшие образцы человеческой культуры, высшие ценности бы­тия как свои собственные. Другими словами, духовный человек в светском понимании - это культурный человек.

Духовные люди в православном понимании - это, скорее, не те, кто «включен» в мир человеческой культуры, а кто родился духом и стал человеком духовным, обладающим духовным умом, духовно открытыми очами. Человек, вставший на путь воцерковления, очищая свою душу покаянием, постом, смирением от стра­стей, становится все более чутким к духовному миру.

Таким образом, включение духовной составляющей в кон­текст личности позволяет рассмотреть вопросы семьи и брака под принципиально иным углом зрения.

Что же выступает в качестве духовных аспектов семьи и бра­ка? Глубокие православные корни брачно-семейных отношений, которые как никогда актуальны сегодня: жертвенность, правиль­ная иерархия, избавление от собственного эгоцентризма, еди­нение супругов, становление «одной плотью» на уровне духа, души и тела. Автор проводит мысль о том, что именно следова­ние этим принципам позволяет выстроить действительно проч­ное здание семьи, не зависящее от внешних влияний.

Психологические аспекты жизни в семье и в браке также под­робно рассматриваются в данной работе. Это те обстоятельства, которые кажутся мелочами, но, накапливаясь, способны служить поводом для разногласий и конфликтов: общение в семье, спо­соб разрешения конфликтов, сложившиеся эмоциональные сте­реотипы, особенности психологии мужчины и женщины... Зна­ние этих психологических закономерностей позволяет значи­тельно расширить способность членов семьи реально оценивать причины разногласий и увеличивает способности к их разреше­нию. Основным «инструментом» для этого является рефлексия, другими словами, постоянное внимание к себе, своим помыслам, эмоциям. В православном контексте отцы церкви говорят о трезвении как необходимом ежеминутном внимании к себе; именно оно позволяет глубоко познать себя и осознать страстные движе­ния души.

Интересным моментом в книге является параллель, проводи­мая автором между православными духовными закономернос­тями и психологическими аспектами. Например, в контексте важности эмоциональных позитивных отношений матери и ребенка, родительских директив. Характерно, что современные психологические исследования являются подтверждением ис­тин, высказанных отцами церкви, и не противоречат, а лишь подтверждают их с научной точки зрения. Другими словами, можно говорить о сопряженности светского (психологическо­го) и православного (духовного) взглядов на семью и брак. Та­ким образом, рассмотрение духовных и психологических аспек­тов семьи и брака значительно расширяет диапазон восприятия этих важных вопросов, помогает выстроить по-настоящему гар­моничную семью.

Настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии

игумен Георгий (Шестун)

 

* * *

 

Книга написана опытным психологом, кандидатом психоло­гических наук Морозовой Еленой Анатольевной, много лет по­святившей изучению проблем брака и семьи. Детально разра­ботав проблему на психологическом уровне, после своего воцерковления автор дополнила и переосмыслила труд, вклю­чив в него духовный компонент семьи и брака. В результате по­лучилась книга, с одной стороны, психологически добротная, грамотная и высокопрофессиональная, а с другой, освящающая духовные аспекты брака в русле православной традиции, право­славного предания. Это сочетание является несомненной удачей.

Автор - человек живой и искренний, вдохновенный и энер­гичный. Имея высокий профессиональный статус, она не побо­ялась снова стать студенткой, сесть за парту и получить теологи­ческое образование. Поэтому православное осмысление раскры­ваемой темы в книге выполнено богословски точно. Автор является доцентом кафедры теологии Самарского государствен­ного университета путей сообщения.

Студенты и слушатели ЕА Морозовой отмечают простоту и ясность изложения ею материала, иллюстрируемого примера­ми из многолетней психологической практики. Живой и яркий язык автор сохраняет и в своих печатных работах. Данная книга не исключение. Работа легко читается, сохраняя всю глубину, серьезность проблем, не упрощая их.

Работа публикуется в сложное время, когда институт семьи переживает острейший кризис. Люди мечтают о счастливой се­мье, так же как и много лет назад, но не умеют построить ее, со­хранить любовь, уберечь семейный очаг.

Книга будет полезна студентам вузов, практикующим психо­логам, широкому кругу читателей.

Доцент кафедры православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, кандидат психологических наук ИЛ. Подоровская

 

* * *

 

Монография Е.А. Морозовой представляет собой глубокое многогранное исследование семьи. В начале книги автор под­робно рассматривает причины кризиса, которые многообраз­ны и имеют глубокие корни. Как врач сначала ставит диагноз, а затем назначает лечение, ЕАМорозова последовательно вскры­вает и анализирует психологические и духовные проблемы се­мьи, показывает путь восстановления семьи через возврат к ду­ховным ценностям и традициям православия.

Книга интересна широтой охвата сложных вопросов семей­ных отношений и подробным их анализом с позиций православ­ной антропологии. Рассмотрен весь жизненный цикл семьи, дана характеристика стадий этого цикла и семейных кризисов, пред­ложены стратегии преодоления возрастных кризисов, рассмот­рены острые проблемы материнства.

Большим преимуществом книги является профессиональный психологический анализ нестроений в семейных отношениях на разных этапах существования семьи. Автор приводит в каче­стве примеров образы православных супругов, их семейных отношений, их любви, доверия, верности, как бы предлагая образ­цы выхода из сложных ситуаций, намечая пути преодоления кон­фликтов на духовном уровне.

Материалы книги могут быть использованы в различных учебных курсах для молодежи, посвященных семье и браку. Про­чтение книги поможет каждому в решении личных проблем.

Доктор психологических наук профессор кафедры методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена

Е.К. Веселова



Введение

 

«Умирает семья в России» - такую пессимистическую фразу все чаще и чаще можно услышать повсеместно. И постепенно из нашей жизни уходят такие слова и понятия, как честь, верность, мужество, целомудрие, достоинство. К сожалению, многое ока­залось утрачено, забыто, растоптано. Происходит переоценка ценностей, в результате которой некоторые вещи становятся сегодня не актуальными: хранить верность, иметь несколько де­тей, женщине заниматься домом и семьей.

Актуальным становится следование потребительским, эгои­стическим принципам, насаждаемым в наше сознание в первую очередь средствами массовой информации: «бери от жизни все», «удовлетворяй свои потребности», «живи здесь и сейчас». Все это на пользу семье, конечно же, не идет. Современная семья нахо­дится в глубочайшем кризисе. Тяжело болен и разрушается сам институт семьи. Причем, не лучшие времена семья переживает не только в России, но и во всем мире.

Семейный кризис стал глубоким, разветвленным, он, как ра­ковая опухоль, буквально разъедает весь институт семьи и име­ет различные уродливые проявления. Назовем некоторые из них.

Фактически оказались разрушенными нравственные пред­ставления о браке и семье. Супружеские отношения перестали восприниматься как проявление духовного единства и жертвен­ности, но переродились в эгоистическое удовлетворение соб­ственных потребностей в браке. Это привело к утрате чувства сопричастности, любви, доверия, нежеланию стать «одной пло­тью», поступиться чем-либо ради своего супруга.

Нередко критерием благополучия брака выступает именно чувство удовлетворенности или неудовлетворенности в основ­ных сферах семейной жизни. Мы забыли о том, что трудности и их преодоление являются необходимым компонентом семейной жизни и условием духовного роста членов семьи.

Почти полностью утрачено представление о верности супру­гов и нерасторжимости брака. Так, по статистике Самарской об­ласти за последние годы на 1 ООО образовавшихся пар приходит­ся 786 распавшихся. По сравнению с Россией начала XX века, число разводов в целом выросло на 700%! Сегодня, по данным ВЦИОМ, каждый четвертый ребенок в стране воспитывается в неполной семье, и все больше женщин рожает, не состоя в бра­ке. В 1994 году их было 20%, в 1997 году - 25%, сейчас это число приближается к 30%.

Направленность на создание семьи сменила направленность на свое «я». Система «семьецентризма» с ориентацией на ценно­сти долга, семейную ответственность, рождение и воспитание детей, заботу о старости родителей уступает место системе «эго­центризма», независимости, личных достижений, доминирова­нию ощущений сильного «эго».

В обществе возрастает количество молодых людей, стремя­щихся к так называемым альтернативным формам устройства собственной жизни. В частности, все больше молодых людей и девушек выбирают сознательную установку на одиночество. Бо­лее половины российских девушек и лишь пять процентов швед­ских считают, что замужество необходимо для женщины.

Одинокие люди принимают подобное решение по различ­ным причинам, среди которых психологи выделяют следующие:

- негативный опыт, вынесенный из родительских семей;

- рост образования женщины, что часто меняет ее взгляды на представления о самореализации. Она отдает приоритет про­фессиональному росту, карьере и эти установки, естественно, все дальше и дальше уводят ее от «обременяющих» семейных уз. Кро­ме того, получение образования, становление в качестве специ­алиста требует времени, поэтому женщина пропускает детород­ный период;

- распространенная точка зрения (чаще у мужчин), что лег­че прожить одному, в том числе и из экономических соображе­ний. Низкий материальный уровень, недостаточность государ­ственной поддержки семьи, неопределенность и нестабильность будущего - все это попытки рационального прикрытия соб­ственного нежелания брать ответственность за семью.

Распространенными формами альтернативных семейных отношений стали сожительство и так называемый гражданский брак. Объединяет их в первую очередь то, что мужчина и жен­щина строят свою совместную жизнь без официальной регист­рации и духовного соединения в Таинстве венчания. А различия связаны с двумя моментами: с продолжительностью и стабиль­ностью совместного проживания и с характером социальной представленности своих отношений.

В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровож­даться неоднократными разъездами и воссоединениями, семей­ные роли недостаточно определены и аморфны, границы такой «семьи» расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсут­ствие брачных обязательств.

Гражданский брак характеризуется длительностью и ста­бильностью отношений, наличием достаточно четкой структу­ры семейных ролей: пара может иметь совместных детей, и от­крыто признавать свои отношения как супружеские. Не хватает только самого главного - духовного и юридического соедине­ния. В итоге получается как бы игра в семью, где женщина и муж­чина живут семейной жизнью «понарошку». Почему же они пред­почитают такой вариант совместного существования (другими словами этот союз и не назовешь)?

На эту тему существуют психологические исследования, в ча­стности В.В. Кондратьева показала, что в основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготов­ность партнеров к принятию ответственности за семью. Сами «супруги» объясняют свой выбор тем, что семью они содержать не могут (не хватает денег), не уверены в правильности выбора (а вдруг встретят кого-то другого, но семья уже есть), желают «по­лучше узнать друг друга». Можно сказать, что в основе таких от­ношений лежит лукавство, недоверие друг к другу, желание под­страховаться. Хотя пользы от такой «страховки» не бывает, один только вред, так как, если люди живут в грехе, то страдают дети, разрушаются души.

Исследования подтверждают, что такого рода опыт совмест­ной жизни не оказывает влияния на благополучие последующе­го брака, то есть можно и «тренироваться», и «совмещаться», но никакой гарантии на будущее нет. Лишь пять процентов таких пар официально регистрируют свои отношения. Как правило, такие пары распадаются.

Большое количество супружеских пар предпочитает откры­тый брак, фактически узаконивающий право на измену. Сторон­ники такого типа брака считают, что если брак существует толь­ко на уровне долга, то он по сути себя исчерпал. А самое главное в браке, по их мнению - это свобода. Но свобода от чего? От дей­ствительно близких отношений, от любви, от заботы? Итог та­ких «свободных» браков в своем большинстве плачевен - смерть супружеских отношений, любви, опустошенность и депрессия.

Все более набирает силу тенденция - появление так называ­емых «двухкаръерных» семей. Это такие семьи, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессионального роста и самореализации. В таких со­юзах семейные ценности отходят на второй, третий план, а суп­руги превращаются в «партнеров», коллег, сотрудников.

Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют муж­чины, все чаще появляется так называемая «материнская семья», где женщина рожает ребенка «для себя» и семья состоит из мамы, бабушки и ребенка.

Попыткой построения искаженных альтернативных отноше­ний являются и гомосексуальные пары, свингерство, конкубинат. Эти грубые пародии на семью неизбежно завершаются глубоки­ми личностными расстройствами, депрессиями, психосоматичес­кими заболеваниями.

Это далеко не полный перечень «альтернативных» вариантов.

Повреждены устои семьи.

..Фактически разрушена традиционная семейная иерархия: зачастую муж не является главой семьи. В силу слабости и пас­сивности он вытесняется на периферию, эмоционально дистан­цируется, в то время как жена начинает занимать лидирующую позицию, становясь добытчиком и кормильцем. Но, как отмеча­ет игумен Георгий (Шестун), семья существует до тех пор, пока главой семьи является муж, и умирает - распадается тогда, когда жена «победит» своего мужа.

Утрачена система послушания детей. Традиционные отно­шения уважения, почитания старших сменились игнорировани­ем их мнения, «самостью», активным противостоянием автори­тету взрослых. В итоге оказалась утрачена старая истина: «ребенок, не почитающий своих родителей, не бывает долголетен»;

Нарушены связи между поколениями. Зачастую мы оказыва­емся «Иванами, не помнящими родства», «перекати-поле», забы­ваем и утрачиваем свои корни, традиции, ценности, разрываем духовные нити, связывающие членов семьи в единое целое.

Утрачено традиционное восприятие родительства и дет­ства.

Катастрофически упал престиж материнства и отцовства. Им на смену пришли культы жизненного успеха, эгоцентризма, про­фессионального роста. По своему составу семья из расширен­ной перешла к «атомарной», состоящей из родителей и одного ребенка.

Как отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на семинаре комитета по демографической политике, современные люди не хотят иметь несколько детей не потому, что они беднее своих родителей, дедов и прадедов, а, прежде все­го потому, что желают жить комфортно, не возлагая на себя до­полнительных обязательств... Человек не желает жертвовать со­бой, а ведь готовность к жертве ради другого - важнейший признак любви. Любовь и жертвенность - синонимы.

По результатам исследования ВЦИОМа, 51, 9% опрошенных считают идеальной семью с двумя детьми, но реально планиру­ют иметь двух детей лишь 20, 7%; идеальной считают семью из трех детей - 17, 9%, а планируют иметь трех детей только 3, 4% опрошенных.

Увеличивается число бездетных семей. Это те ситуации, ког­да супруги сознательно отказываются от рождения детей, отда­вая приоритет жизни «для себя». Родители все чаще видят в де­тях ненужную обузу и препятствие для достижения жизненных целей.

Продолжает снижаться рождаемость. С1979 по 1990 год сред­негодовой естественный прирост населения РСФСР составлял 769 тыс. человек А в период с 1992 по 2002 год убыль населения достигла одного миллиона человек в год. С учетом утраченного прироста общие потери нации за десятилетие составили около шестнадцати миллионов человек

Последствия подобной тенденции могут быть подобными ситуации, сложившейся в Косово. Академик И. Бестужев-Лада го­ворил о том, что сто лет назад на этом месте (в Косово) жило 2% албанского населения. Но сербские женщины сидели на собра­ниях и таскали шпалы, а албанские женщины сидели у люлек и таскали детей. К концу девяностых годов (притом, что никто туда не приезжал) албанцев стало 90%. И албанцы потребовали при­знания своих прав. Когда вымирает одна цивилизация, ее место тут же занимает другая. И мы не застрахованы от подобного фи­нала. Только политика, проводимая руководством страны в по­следнее время, внушает надежду, что все-таки с нами такого не произойдет, нация сумеет встать на ноги.

Однако пока статистика свидетельствует о том, что две трети всех беременностей в нашей стране заканчиваются абортами. Ежедневно совершается десять тысяч прерываний беременнос­ти. При этом 5% бюджета здравоохранения тратится на аборты. Как итог - ежегодно 50 тысяч женщин утрачивают способность к деторождению.

Здоровье детей также находится под угрозой. Отмечается значительный рост детской заболеваемости. Так, по статистичес­ким данным за последние годы, в России всего 14% детей здоро­вы, 50% детей имеют отклонения в здоровье, 35% - хронически больны. По данным ВОЗ, в высокоразвитых странах, к которым относится Россия, доля новорожденных, у которых фиксируют­ся признаки олигофрении (включая слабые и промежуточные формы) достигает 10-12%. В тяжелой форме болезнь поражает 3-3, 5% детей.

Нередко на первый план выступают не только соматические болезни, но и психологические дисфункции, так называемые антропогении. Часто эти нарушения носят латентный, субклинический характер. Как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Иса­ев, суть их состоит в подавлении и вытеснении духовного уров­ня, что влечет за собой обеднение личности, незрелость, утрату базовых ценностей. Отсутствие четких нравственных представ­лений о добре и зле толкает подростков на путь криминала, ал­коголизма, наркомании.

Семейный кризис проявляется и в особенностях семейного воспитания. Утрачено представление о воспитании как жертвен­ной родительской любви, добровольном «крестоношении», ежедневном труде. Зачастую родители, в силу духовной и пси­хологической безграмотности, откупаются от ребенка дороги­ми подарками: компьютером, одеждой... Тем самым они лишают детей духовной общности, эмоциональной сопричастности, жи­вого общения, обрекая их на одиночество в собственной семье.

Оказались прерванными и педагогические традиции. Дети на­ходятся в условиях постоянных непродуманных экспериментов в школе. Родители проявляют удивительную педагогическую не­подготовленность в вопросах развития и воспитания ребенка, не имеют элементарных представлений о духовно-нравственной сфере и особенностях ее формирования.

Причины кризиса семьи многообразны и имеют глубокие корни.

В первую очередь они связаны с утратой духовности и глобаль­ной ломкой социальных стереотипов. Современный человек заблудился в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», пре­сытившись вседозволенностью и свободой. Но свободой от чего? Все больше и больше напрашивается вывод, что свободой от сво­ей совести и тех духовных, нравственных законов, которые были всегда и которые никто не отменял. Формальная отмена про­изошла с момента октябрьской революции, когда все стало «мож­но», когда церковь, православие стали топтать, убивать, а вместе с этим стали убивать целомудрие, верность, любовь и, по боль­шому счету, весь институт традиционной семьи. Возвышенная христианская этика любви все более стала вытесняться представ­лениями о «свободе» секса и праве каждого человека потворство­вать своим желаниям.

Людям «разрешили» создавать и вторую, и третью семью, из­менять, отменили венчание. Была развернута целая программа по социализации женщин. Женщина стала «бороться» за равно­правие с мужчинами, эмансипироваться (как правило, в ущерб семье). Семья как институт начала умирать медленной и мучи­тельной смертью. Сколько лет потребуется на ее восстановле­ние? Этого никто не знает.

Следующая причина связана с глубинным духовным кризи­сом личности, наступившим в результате «экспериментов» со свободой. Об этом подробно говорил Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий на форуме, посвященном демографичес­кой политике в Самарском регионе. По словам Владыки, кризис личности порождает кризис семьи. Спасем личность, возродим духовность - спасем наши семьи.

В этой связи доктором медицинских наук, профессором Рос­сийской медицинской академии, экспертом Госдумы И.А. Гундаровым были проведены исследования по анализу причин суще­ствующего кризиса общества и депопуляции русского народа. Автор задумался о страшном росте смертности среди работо­способного населения, начавшемся в 1990-е годы. С этого вре­мени величина депопуляции (вымирания населения России) со­ставила примерно 0, 7% в год. Почему?

Для ответа на этот вопрос исследователем была проанализи­рован ряд различных факторов: ухудшение экологии, злоупот­ребление спиртными напитками, курение, бедность, гиподина­мия, стрессы, гипертония... Но в итоге значимость этих факторов не была подтверждена, оставался загадочный «фактор икс», ко­торый и отвечал за вымирание нации.

Автор задался вопросом, а не связан ли он с духовными при­чинами, которые ранее во внимание не принимались. В связи с этим Гундаров и группа исследователей стали изучать влияние нравственности, распространенности грехов на современное состояние в демографии и выяснили следующее. Да, действитель­но, эта связь существует. Доказано, что смертность в обществе всего на 30% определяется экономическими и другими причи­нами, а на 60-85% обусловлена именно духовными искажения­ми. В частности, ростом таких грехов, как гордыня (которая есть не что иное, как самость, амбициозность, нацеленность на ре­зультат любой ценой), уныние (депрессия), сребролюбие, жад­ность, когда материальное благополучие ставится во главу угла.

Существенное возрастание греховного неблагополучия в об­ществе дало толчок к резкому скачку смертности. Анализируя причины демографической катастрофы в России, Гундаров ут­верждает: «Наука не предполагала, что существует народ, обла­дающий столь высокой духовной организацией и реагирующий так драматично на нравственное насилие». И, по словам автора, выход один - это путь каждого из нас к Храму, духовное возрож­дение личности, которое приведет к духовному возрождению общества.

Другая причина семейного кризиса связана с агрессивной эк­спансией западных стереотипов и некритичным их усвоением. Насилие, секс, культ непрекращающихся развлечений в любых вариантах активно насаждаются средствами массовой инфор­мации, все более превращая людей в плоть.

В наших школах усиленно насаждаются очень тонко завуалиро­ванные деструктивные программы, такие как «Планирование се­мьи», «Ответственное родительство», «Умение сказать нет», програм­мы «толерантности» по отношению к сексуальным извращениям и «легким» наркотикам, которые являются не чем иным, как скры­тым методом негативного воздействия на души детей.

Одно из опаснейших западных движений, которое активно насаждалось в нашей стране и повсеместно внедрялось во всех школах - деятельность ассоциации «Планирование семьи». Под внешне благовидными целями - «безопасный» секс, контрацеп­ция - протаскивались идеи, направленные на развал института семьи и сокращение численности населения. Не так давно одна известная женщина-политик призывала к массовой стерилиза­ции малоимущих женщин, чтобы «нищету не плодить». И вот, мы «не плодим» уже почти никого.

Все идеи «Планирования семьи» можно представить в виде слоеного пирога. Самый верхний слой - коммерческий: фарма­кологические компании стремятся как можно шире распрост­ранять свою контрацептивную продукцию, аборты тоже прино­сят прибыль, источник заработков есть и в проведении школь­ных секс-программ. Второй слой - это слой нравственный, вернее, безнравственный. В «половом воспитании» весьма заин­тересованы дельцы от порнографии. Это позволяет им выращи­вать кадры потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг. Следующий слой - идеологический, геополити­ческий: снижение рождаемости ослабляет государство и в конеч­ном итоге ведет к его уничтожению. В самом низу находится потаенный, оккультный слой. Известно, что основателем движе­ния «Планирование семьи» является Маргарет Зангер, которая предлагала планировать численность населения, уничтожая не­полноценных, убогих, больных. И мы знаем, к чему привела эта точка зрения в годы Второй мировой войны.

Маргарет Зангер утверждала, что люди, оставшиеся на свобо­де, «создадут поистине рай земной» путем высвобождения сво­ей сексуальной энергии, которая в союзе с научным подходом позволит создать расу гениев. И тогда «человечество облагоро­дится и приобретет бессмертие», «откроет секрет вечной жиз­ни». «Старая традиционная мораль с ее представлениями о по­роке и болезни, с ее осуждением беспорядочных половых связей и проституции, постепенно отмирает... она слишком безответ­ственна и опасна как для отдельной личности, так и для соци­ального благополучия в целом», - провозглашала Зангер.

Основной постулат «Планирования семьи» - снятие всячес­ких запретов, ограничений, норм; ведь все это мешает раскры­тию внутреннего потенциала ребенка. «Каждый должен выраба­тывать свои собственные законы, которые бы действовали на определенном этапе его жизни...», «Устраните моральное табу, связывающее человечество и телесно и духовно, освободите индивидуума от рабства традиции» - такие призывы буквально пропитывают подобные школьные программы.

Слава Богу, в 2000 году эксперты МВД отнесли Российскую ассоциацию «Планирование семьи» к оккультным центрам. Од­нако экспансия Запада еще не окончена.

Еще одна причина кризиса семьи - разрыв родственных тра­диций и связей. Как отмечал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, с корнем оказался вырванным традиционный се­мейный уклад.

Молодые люди стремятся к самостоятельности и пренебре­гают родительскими советами, считая, что они-то уж лучше зна­ют, что им нужно. Утрачена традиция родительского благосло­вения, родителей перестали почитать. Юношей и девушек убедили в том, что можно иметь не одного мужа или жену на всю жизнь, а несколько «партнеров». Можно и изменять, можно, если разлюбил, полюбить вновь и разойтись с надоевшей супругой или супругом. Семьи распадаются, потому что ими не дорожат, они перестали быть ценностью.

Так есть ли выход из кризисной ситуации, сложившейся в на­стоящее время в сфере семьи и семейного воспитания? Каким бы кризис ни был глубоким, тем не менее выход из него суще­ствует. Помочь в преодолении кризисной ситуации в первую очередь может восстановление в общественном сознании тра­диционной ценности брака, семьи, престижа материнства и от­цовства, что неразрывно связано с православной традицией. По словам Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, наше спасение, спасение семьи состоит в возврате к духовным кор­ням, традиционным ценностям. То есть, к духовной личности, семье, патриотизму, ответственности перед Богом, опыту благо­честия.

Возрождение отечественной культурно-исторической и духов­ной православной традиции возможно через систему образования, преподавание курсов «Православная культура», «Православная семья» в вузах и школах. Вернем православие в образование - спа­сем будущее наших детей. Очень важно с детства, юности форми­ровать правильную иерархию ценностей, среди которых на пер­вом месте должна быть семья, уходящая своими корнями в духов­ные православные традиции, так как только через возрождение традиционного семейного уклада возможно сохранение и укреп­ление современной семьи. Другого пути нет, ибо «дом беззакон­ных разорится, а жилище праведных процветет» (Притч. 14, 11).



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.