Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категориальные структуры мышления и бытия. Категориальные законы (законы диалектики)

 

 

Философия в отличие от естественных и гуманитарных наук не связана с какими-то отдельными наблюдениями или экспериментами в отношении конкретных объектов или явлений. Философия, опираясь на результаты науки и вообще на весь человеческий опыт, пытается выстроить цельную картину мира. При этом философия использует свой собственный научный аппарат исследования – систему категорий.

Философские категории – это обобщенные и отвлеченные, т.е. абстрактные понятия. Они не соотносятся непосредственно ни с каким конкретным предметом или явлением. Для того, чтобы такое соотнесение произвести, эти категории необходимо преобразовать в конкретные понятия и образы чувственного познания, в понятия и умозаключения рассудочной и разумной деятельности, применимые именно к тому объекту или явлению, которое познает, изучает, исследует человек.

Мышление – это способ практического и теоретического познания человеком действительности. Размышляя, человек оперирует категориями. Категории – это элементы, кирпичики человеческой мысли. Человек думает и решает умственные задачи с помощью категорий, может быть, даже не вполне осознавая этого.

Категории мышления – это фундамент, на котором выстраивается множество понятий, выражаемых словами того языка, на котором говорит и на котором думает человек. Например, философская категория возможности в русском языке выражается понятиями «мочь», «быть способным», «иметь возможность», «реальная возможность», «хорошая возможность» и т.п., и их антонимами – «быть не в состоянии», «не мочь», «не иметь возможность» и т.п. Когда человек говорит: «Я могу», он, сам того не осознавая обращается к философской категории возможности. Точно также в своей обыденной речи и в научном языке человек выстраивает свои мысли и свой устный разговор на основе множества других философских категорий, подразумевая их: целое и часть, всеобщее, общее, частное, качество, мера, количество, движение, пространство, время, явление, результат, действительность и т.п. Понятия соответствуют категориям, но не существует четкой зависимости «одна категория – одно понятия». Понятий, относящихся к одной категории может быть много, как в прниведенном выше примере, когда к категории возможности относится целый ряд понятий

Мышление осуществляется посредством языка. И именно язык является основным способом выражения категорий и основанных на них понятий. Помимо этого категории могут выраждаться образами, возникающими в сознании человека без использования языка. Например, образ золотой середины – т.е. наилушей меры, или образ течения времени, т.е. всеобщего изменения, или образ брошенного жребия, т.е. случайного выбора, случайности.

Но мышление не осуществляется ни о чем. Оно осуществляется о бытии, о том, что окружает человека. Поэтому категории мышления одновременно явлются категориями бытия.

Фундаментальной философской категорией является категория бытия. Вся философская проблематика вырастает из категории бытия, причем вырастает также в своих собственных категориях - небытие, существование, сущность, сущее, субстанция, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера, конечность, бесконечность, реальность и т.п.

Сама категория бытия ничего не характеризует и не определяет. Эта категория фиксирует существование мира, человека, его мышления, а также указывает на всеобщую связь между зафиксированными объектами и явлениями. В этом смысле бытие – это сумма множества других категорий, с помощью которых фундаментальная категория бытия раскрывается и объясняется, познается. Это множество категорий называется категориями бытия, которые одновременно являются и категориями мышления, поскольку бытие не присутствует для человека как нечто запредельное. Бытие осмысливается и познается человеком. Благодаря категориям бытия человек способен анализировать отдельные происходящие в бытие процессы и явления, отдельные вещи или комплексы вещей, наполняющих собой бытие. Основные категории бытия – движение (способ существования материи), пространство и время (формы существования материи), качество, количество, мера, причина, следствие – характеристики бытия.

Категории бытия взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину.

Путем использования категорий мышления человек воспринимает самые различные стороны бытия, его закономерности. Все вместе категории мышления и бытия отражают единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие явлений, процессов, вещей и организмов, включая человека.

Категориальная структура мышления достаточно устойчива – значительная часть категорий была сформулирована еще в античной философии. С другой стороны, содержание категорий подвижно. Например, совершенно различно содержание категории времени в античной философии, в Новое время и в наши дни. Такое изменение содержания категорий связано с накоплением человечеством знаний, с успехами науки.

Категории мышления и соответствующие им категории бытия не являются хаотичным награмождением слов. Категории располагаются парами или триадами – например, «пространство – время», «необходимость – случайность», «причина – следствие», «качество – количество – мера». В философии пытаются установить связи между категориями еще более высокого порядка – не между отдельными категориями в парах или триадах, а между самими парами (триадами) категорий, между семействами категорий.

Каждая категория сама по себе является системой, поскольку в нее входят другие – более частные, более конкретные категории – субкатегории. Например, в категории пространства можно выделить субкатегории размерности, протяженности, взаиморасположенности, выражаемые, в свою очередь, в русском языке различными понятиями – длинна, ширина, высота, граница, горизонт и т.п.

Существуют также межкатегориальные понятия, т.е. понятия, относящиеся сразу к нескольким различным категориям, являющиеся связкой между ними. Например, понятие длинны одновременно относится и к категории количества, и к категории пространства. Аналогично – понятие объема.

Если посмотреть внимательно на все категории бытия и мышления, которые используются человеком для осмысления самого себя и окрыжающего его мироздания, то можно заметить, что эти категории могут переходить одна в другу, и уж во всяком случае они четко взаимсвязаны и взаимозависимы. Например, категория целого и категория части. Очевидно, что без одного не может быть другого. При этом то, что является частью одного, одновременно является целым для другого. Например, моя рука – это часть тела и одновременно она моя конечность, т.е. само по себе некое целое. Или категории действительности и возможности. Очевидно, что возможность может стать действительностью и наоборот. Или категории причины и следствия. Каждое следствие имеет свою причину, и, одновременно, является причиной для следующего следствия. Все категории плавно и органично переходят одна в другу. Каждая категория зависит от другой категории в своей паре. Без причины нет следствия и наоборот. Не может быть только действительности и не быть возможности и т.п.

Иными словами, категории связаны между собой какими-то закономерностями. Эти закономерности носят название категориальных законов или законов диалектики. Первооткрывателем этих законов явился великий немецкий философ Георг Фридрих Гегель.

Он рассматривал диалектику, т.е. связи, переливы и переходы одна в другую между категориями. Определял как одна категория может развиться в другую. В результате им было сформулировано три основных диалектических (или категориальных) закона:

1) Закон отрицания отрицания.

Данный закон утверждает, что в процессе развития каждая следующая ступень является отрицанием предыдущей ступени, и, одновременно, отрицанием самого этого отрицания, так как на новой ступени все равно воспроизводятся пусть и в изменившемся предмете (явлении) его прежние качества. Проще говоря, в любом развитии (и прогрессивном и регрессивном) в живой или неживой природе, в человеке и в обществе всегда сочетаются моменты разрушения старого и моменты преемственности по отношению к старому. Новое – есть обогащенное и измененное старой, напоминающее собой старое. Например, феодальное общество явилось отрицанием рабовладельческого и, одновременно, сохранило его черты, поскольку и в феодальном обществе существовал класс лично зависимых (крепостных) крестьян. Или, домашнее, прирученное животное есть отрицание дикой жизни его предков. Но при этом домашнее животное сохраняет многие биологические особенности своих диких предков.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон проясняет механизмы развития, утверждая, что в процессе развития накапливаются количественные изменения, которые при определенных условиях однажды переходят в качественные. Т.е. возникает новый объект, новое явление. Причем, это новое явление может как прогрессивным, так и регрессивным. Не обязательно количественные изменения обязательно приводят к прогрессу. Например, количественное увеличение какой-либо определенной группы людей, всегда приводит к ее качественному преобразованию. Например, такая группа может стать партией, т.е. политической силой. Дальнейшее увеличение количества ее членов может привести к ее перерождению, к утрате ею авторитета и возникновению власти узкой группы партийного руководства. Другой пример – количественные изменения внешних признаков собаки, вызванные естественно или искуственно (например, при разведении новой породы) действительно приводят к появлению такой новой породы, т.е. к возникновению нового качества.

3) Закон взаимодействия (единства и борьбы) противоположностей. Этот закон выражает саму суть развития, то, что является его движущей силой. Это – взаимодействие различных качеств и свойств предметов и явлений. Именно такое взаимодействие заставляет само явление или предмет развиваться. В человеческом обществе борються и одновременно взаимодействуют друг с другом, подстраиваются друг под друга индивиуальные желания и личные цели каждого и общая цель всех. В неживой природе одновременно действуют центробежные и центростремительные силы. Звездные тела одновременно испытывают притяжение друг к другу, но и отталкивание, поскольку обладают магнитным полем с разными полюсами. Противоположности – это противоречия. Победа одного из них ведет к переходу всей системы (явления или предмета) в новое состояние, т.е. к ее изменению, прогрессивному или регрессивному. Например, сопротивляющаяся вырубке лесов природа отвечает на это тем, что очищенные места заболачиваются или покрываются кустарником. Противоречия в обществе между индивидуальным и общественным могут разрушить все это общество путем революции, смены политической системы.

Законы диалектики не существуют в отрыве один от другого. Они проявляют свою силу одновременно в каждом явлении, в каждом процессе. Например, противоречия в обществе между индивидуальным и общественным приведут к разрушению старой политической системы в том случае, если будет накоплено необходимое количество недовольства старыми порядками. И возникшая новая политическая система будет новым качеством, а также отрицанием старой системы, но при этом вберет в себя многое из старого.

Гегелевская диалектика была идеалистична, поскольку он разработал ее применительно именно к категориям, т.е. к философским абстракциям. Иными словами, Гегель вывел свои законы путем только размышления и безотносительно к реальному миру, он - Но ведь каждая такая абстракция, каждая категория имеет свое отражение в реальной жизни. Через соответствующие им понятия все философские категории отражают реальный мир. В реальном мире ведь есть целое и части целого, явления имеют причины и следствия, реальный мир пространственнен и подчинен течению времени и т.п. Следовательно, категориальные гегелевские законы диалектики распространяются на явления и процессы реального мира, причем, любого. И мира живой природы, и мира неживой природы. Естественно, распространяются они и в отношении человека и человеческого общества. Такое понимание диалектики – не как мира движения и перелива одна в другу философских абстракций, а как реального мира во всем его многообразии, мира постоянно развивающегося – является материалистическим.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 7. Назовите полномочия прокурора при приеме сообщений о преступлениях: | По дисциплине «Методы математического и физического




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.