Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное и конституционное право






 

Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системы государства.

Своего рода " входной дверью" для норм международного права при влиянии на национальные отрасли служат принципы и положения конституций как опоры национальной правовой системы.

В ранних конституциях (США, Франции 1791 г. и др.) нормы, касающиеся внешней сферы отношений с другими государствами, проявлялись в закрепленных там принципах стремления к братству и сотрудничеству народов. В послевоенных конституциях ХХ в. расширяется применение формулы о примате норм международного права (ФРГ и др.), а в новейших конституциях России, Польши, Финляндии и других стран вырос удельный вес положений о признании высокой роли принципов и норм международного права и участии стран в межгосударственных объединениях (ЕС и др.). Интегративность норм стала еще более очевидной.

Первой конституцией, содержавшей статью о статусе международных договоров во внутреннем праве, была Конституция США 1787 года. " Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, которые будут издаваться в соответствии с ней, и все международные договоры, заключенные или которые будут заключены властью Соединенных Штатов, будут высшим правом страны" (ст.VI). Более того, Конституция прямо предписывала судам наряду с законами применять договоры (ст.III), которые таким образом признавались непосредственно действующими. Объяснение данных положений видится в стремлении федеральной власти лишить штаты возможности принимать правовые акты, противоречащие договорам федерации. Конституция специально оговаривает, что ни один штат не имеет права издавать " законы, уничтожающие обязательную силу договоров" (ст.I).

Конституция США была первой, ясно признавшей юридическую силу международных договоров и определившей их статус в праве страны. Соответствующее положение оказало влияние и на конституции, принятые на постсоветском пространстве. Так, Конституция Украины воспроизводит формулу Конституции США, устанавливая, что действующие международные договоры " являются частью национального законодательства Украины".

В конституционном праве России очень заметно влияние общих идей и принципов конституционализма. Акты Совета Европы и МПА СНГ о верховенстве права, разделении властей, о правах человека и демократических институтах все чаще преломляются в конституционном законодательстве.[7]

Для выяснения соотношения норм международного и конституционного права принципиальное значение имеет рассмотрение различий учредительной и законодательной властей.

Обе власти – и учредительная, и законодательная – закреплены в Конституции России. Учредительная власть регулируется ст.3, 12, 18, 32, 130, 135 Конституции, законодательная – ст.4, 5, 10, 11, 15, 66, 71, 72, 76, 94, 104, 105, 132, 136 Конституции РФ.

Президент России не наделен ни учредительной, ни законодательной властями. Федеральное Собрание и другие законодательные (представительные) органы не наделены учредительной властью. В то же время Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации являются субъектами международного права.

Важно не стирать различий между учредительными и законодательными властями, а также между ними и другими органами государственной власти - Правительством РФ, судами Российской Федерации, соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации. В противном случае нарушаются фундаментальные основы Конституции.

Анализ конституций зарубежных стран показывает, что многие их разделы, особенно те, которые регулируют отношения с международными организациями в процессе интеграции, являются более динамичными по содержанию, включают конкретные правовые механизмы взаимодействия этих организаций с национальными органами власти и управления. Примером может служить Конституция Французской Республики, текст которой пополнился новым разделом " О Европейских сообществах и Европейском Союзе".

Нередко развитие отношений национальных органов с международными организациями происходит в рамках конституционных законов и не затрагивает текста самих конституций.

Многие конституции зарубежных стран не допускают приоритета норм международного права над нормами внутреннего права. При этом выработана четкая и принципиальная позиция: международные договоры регулируют отношения между государствами, то есть между субъектами международного права, а нормы внутреннего права – отношения между субъектами внутригосударственного права.[8]

Конституции имеют положения о международном праве, а некоторые – и о внешней политике, о ее принципах, в частности, об отказе от агрессивных войн. Изредка подчеркивается приверженность общечеловеческим ценностям.

Некоторые конституции включают принципы международного права в право страны и тем самым делают их обязательными для всех органов государства, включая и те, которые осуществляют внешнюю политику.

Расширение конституционного регулирования взаимодействия международного и внутреннего права ведет к конституционализации международного права. В этом видится важный аспект конституционализации внешней политики путем закрепления ее принципов.

Ряд конституций придают особый статус международным принципам и нормам о правах человека. Некоторые конституции, например, украинская, не связывают права человека с международным правом

Высокий статус придан международным нормам о правах человека и Конституцией России.

Ряд конституций предусматривают учреждение конституционных судов, в компетенцию которых входит также решение вопросов о соответствии конституции заключаемых договоров. Наконец, новым конституциям известно и положение о возможности передачи государством осуществления части своих полномочий международным организациям (ст.79 Конституции РФ).

Новые конституции, принятые на постсоветском пространстве, отражают общие тенденции развития конституционного права относительно регулирования взаимодействия международного и внутреннего права.

Постепенно конституции государств обретают черты основных законов членов международного сообщества. Это находит выражение, в первую очередь, во все более широком признании приоритета международного права. Наблюдается тенденция к росту роли международного права.[9]


Заключение

 

Международное право как совокупность норм, регулирующих отношения между государствами, имеет много особенностей по отношению к внутригосударственному праву. Эти особенности таковы, что международное право рассматривается как особая система права. Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают главным образом суверенные государства.

Внутригосударственного права в виде совокупности юридических норм, оторванного от конкретного государства, в реальной жизни не существует; в жизни столько национальных правовых систем, сколько и государств. Но при всем их различии, иногда значительном, национальное право отдельно взятой страны имеет что-то общее с национальным правом других государств, например, наличие в них законодательных и исполнительных органов, обязательной юрисдикции и т. д. то общее хотя и основывается на внутригосударственном праве государств, но оно не привязано к праву какого-то конкретного государства. Общее – это те свойства и связи, которые присущи национальному праву любого государства, но которые отсутствуют в международном праве.

Углубление взаимодействия международного и внутреннего права государств ведет к образованию глобальной правовой системы или суперсистемы. В ее рамках национальные правовые системы активно взаимодействуют друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. В основе ее лежит принцип демократии, дающий возможность согласования различных правовых систем. Такая система не имеет ничего общего ни с мировым государством и соответствующим правом, ни с аналогичными концепциями. Этот факт отмечается не только учеными. В формировании глобальной правовой системы сделаны важные, но лишь первые шаги.


Список литературы

 

1. Анцилотти Д. Курс международного права. Том первый " Введение – общая теория". – М.: Издательство иностранной литературы, 2004. – 224 с.

2. Ллойд Деннис. Идея права. / Пер. с англ. – М.: ЮГОН, 2002. – 462 с.

3. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. – М., 1997 – 268 с.

4. Общая теория государства и права: Академический курс. – М.: Зерцало, 2001 – 386 с.

5. Вишняков В.Г. О соотношении норм международного и конституционного права. // Журнал российского права, № 9, сентябрь 2002 г.

6. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации. // Журнал российского права, № 3, март 2002 г.

7. Тихомиров Ю.А Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права. // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2002 г.

8. Шестаков Л.Н. Понятие международного права. // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, № 6


[1] Шестаков Л.Н. Понятие международного права. // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, № 6 – с. 22

[2] Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. – М., 1997. – с.35, 48.

[3] Тихомиров Ю.А Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права. // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2002 г. – с. 31

[4] Анцилотти Д. Курс международного права. Том первый " Введение - общая теория". – М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – с.7-9

[5] Ллойд Деннис. Идея права / Пер. с англ. – М.: ЮГОН, 2002. – с. 211-219

[6] Общая теория государства и права: Академический курс. Т.2. – М.: Зерцало, 2001. – с. 209-211

[7] Тихомиров Ю.А Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права. // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2002 г. – с. 24

[8] Вишняков В.Г. О соотношении норм международного и конституционного права // Журнал российского права, № 9, сентябрь 2002 г. – с. 12

[9] Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации. // Журнал российского права, № 3, март 2002 г. – с. 9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.