Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила Церкви для вдовствующих и разведенных христиан






 

Вначале приведем правила для вдов по Василию Великому.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание), 24, 19): «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть, от церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставить без попечения, если посягнет (выйти) за мужа. …Вдова шестидесятилетняя, если еще восхощет сожительствовать мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстной нечистоты».

А вот правила для вдовцов.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание), 24, 19): «А для мужа овдовевшего не положено никакого закона: довлеет для него епитимия двоебрачных. …Обет же мужчин нам и неизвестен, разве которые причислились к чину монашествующих, о каковых само собою предполагается, что приемлют на себя безбрачную жизнь. Впрочем, и в рассуждении их признаю приличным предварительно их спрашивать и принимать от них ясный обет; почему, когда обратятся к жизни плотоугодной и сластолюбивой, подвергать их одному наказанию с блудниками».

Климент Александрийский (Строматы, кн.3, 90, 1): «Апостол одобряет поведение тех мужчин, которые единожды вступили в брак, будь то пресвитеры, дьяконы или же миряне, лишь бы они своим поведением не подавали повода для осуждения».

Что касается разведенных христиан, то сейчас мы не будем говорить о разводе, а напомним, что в отношении его есть заповеди Ветхого Завета и Нового Завета.

Евфимий Зигабен (Толкование на Ев. от Матфея, гл.5, 31-32): «Древний закон приказывал, чтобы ненавидящий почему бы то ни было свою жену не удерживал ее, но отпускал, дав ей разводное письмо, чтобы не случилось убийство. Иудеи были почти непримиримы не только по отношению к женам, но и к детям. Посему Христос и сказал им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (19, 8), но дать разводное письмо, чтобы впоследствии, когда отпущенная выйдет замуж за другого, отпустивший не мог взять опять ее, как свою жену, и чтобы отсюда не происходили беспорядки и раздоры. Научая вышеупомянутыми словами быть более кроткими, Христос теперь повелевает не только не отпускать жены, «кроме вины прелюбодеяния», … – но и отпущенной не позволяет выходить за другого мужа. Кто отпускает свою жену не за вину любодеяния, тот делает ее прелюбодейною, если она соединится с другим мужем; а кто женится на отпущенной другим, тот прелюбодействует с чужою. Узаконив это, Он сделал и жену благоразумнее. Слыша, что никто не возьмет в жены отпущенную, она будет любить своего мужа и угождать ему. Таким образом, напоминая о вине прелюбодеяния и тому, кто без причины отпускает свою жену, и тому, кто женится на отпущенной другим, Он укрепил мир супругов и позаботился, чтобы не допускалось прелюбодеяние. Кто не отпускает и любит свою, тот не пожелает чужой. И тот, которому запрещается жениться на отпущенной другим, не отпустит своей».

В отношении второго брака разведенных христиан есть следующие Христовы заповеди.

Ев. от Матфея 5, 32: «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».

Ев. от Луки 16, 18: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует».

Посл. 1 Коринф. 7, 11: «…если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим».

Посл. 1 Кор.7: 12-13: «Прочим же я говорю, а не Господь: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то да не отпускает ее; и если жена имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, да не отпускает мужа».

Приведем краткое толкование этих мест Писания.

Василий Великий (п. 191 (199). К Амфилохию, о правилах, второе каноническое послании, пр. 48): «Жена, оставленная мужем, по моему мнению, должна оставаться безбрачною».

Бл. Августин (Трактаты о различных вопросах, в. 83): «Если Господь разрешил отпускать жену только в случае прелюбодеяния и не запретил разрывать языческое супружество, то, следовательно, язычество причисляется к прелюбодеянию. Ясно, что Господь, когда говорит в Евангелии о жене, которую должно отпускать, делает лишь одно исключение, а именно случай прелюбодеяния. А разрывать языческое супружество здесь не запрещено, поскольку, когда апостол дает совет по поводу того, чтобы не отпускал верующий желающую остаться с ним неверующую супругу, говорит: «Я говорю, не Господь». Поэтому думается, что Господь, разумеется, не приказывает, чтобы [жену-язычницу] отпускали, — иначе окажется, что апостол советует против Его повеления, — но все же разрешает [это], чтобы никто в этом деле не был связан необходимостью повеления, но мог поступать по совету свободной воли. Однако если кто-либо станет настаивать, что Господь относит к причине, по которой следует отпустить жену, лишь то прелюбодеяние, которое обычно зовется прелюбодеянием, то есть происходящее в незаконном сожительстве, то можно сказать так: Господь, говоря об этом, сказал о двух верующих, и муже и жене, так что если оба верующие, никому не должно оставлять другого, кроме как в случае прелюбодеяния; и здесь невозможно иметь в виду язычество, поскольку оба верующие. Ведь кажется, что так разделяет и апостол, когда говорит: «Тем же, кто пребывает в супружестве, заповедаю не я, но Господь, чтобы жена не уходила от мужа, но если уйдет, да останется незамужней или да соединится вновь с мужем своим» (Ср. 1 Кор.7: 10-11). И из этого понятно, что даже если жена уйдет от мужа по одной той причине, по которой допускается оставление супруга, должна она оставаться незамужней, или, если не удерживается, то лучше ей вновь соединиться с мужем или исправившимся, или, во всяком случае, подлежащим терпению, чем выйти замуж за другого. Далее апостол продолжает и говорит: «И муж жену да не отпускает» (Ср. 1 Кор.7: 11), кратко советуя в отношении мужа то же, что заповедал в отношении жены. Внушив это на основании Господней заповеди, продолжает так: «Прочим же я говорю, а не Господь: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то да не отпускает ее; и если жена имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, да не отпускает мужа» (Ср. 1 Кор.7: 12-13). И таким образом [апостол] дает понять, что Господь говорит о том, чтобы никто не отпускал другого, если оба супруга верующие».

Но со временем и по немощам человеческим установлено следующее Церковное правило:

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «…если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, - а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается. (Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые " запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной". При этом Священный Синод постановил " напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1 Кор. 7. 27-28, 39)"».

Архиеп. Аверкий (Литургика, ч.5): «Брак по смерти одного из супругов, или по разлучении их, может быть совершаем во второй и в третий раз, исключая священнослужителей. Не ставя второго брака в грех, св. Церковь, тем не менее, как бы с неохотой и допускает его, рассматривая его как «снисхождение», по выражению св. Григория Богослова, к человеческой немощи. Второй и третий брак в Древней Церкви рассматривались как врачевство против блуда. Это видно из того, что для двоебрачных назначено особое чинопоследование, более краткое и менее торжественное, включающее в себя молитвы покаянного содержания. На двоеженца налагается при этом епитимия (если первый его брак распался по его вине), — запрещающая ему на год или на два приступать к причащению св. Христовых Тайн, а троеженцу запрещается приступать ко причащению на целых пять лет».

Повторный брак «не может пользоваться похвалами»

 

А сейчас отметим разницу мнений о втором браке у первых христиан и современных.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Решимость на второй или третий брак): «Христиане первых времен, уважая целомудрие, избегали второго брака, и этому целомудрию их удивлялись язычники».

Что же касается современных христиан, то опыт говорит, что многие христиане, которые находятся в безбрачии по той или иной причине, очень сильно стремятся вступить в повторный брак, будто это великая добродетель и похвала. Но святые отцы четко говорят, что никакой похвалы, и тем более у второбрачных нет, и более того, по словам Христа, второй брак означает прелюбодеяние.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, К той же вдове, сл.2): «Не думай, будто потому, что блаженный Павел дозволил второй брак, он уже достоин и похвал и не осуждается многими. Хотя он не подлежит взысканию и наказанию, но не может пользоваться похвалами…».

Феофан Затворник (Толков. 1 Коринф. 7, 40): «Ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие, или однобрачие – второбрачия» (Феофилакт)».

Евфимий Зигабен (Толкование на Ев. от Матфея): «Женится ли он (разведенный) на неразведенной или же на разведенной, все равно прелюбодействует (Марк 10; 10, 11)».

Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди): «Брачный союз с разведенными супругами есть прелюбодеяние! Господь Сам дал точный ответ вопрошающим Его об этом: «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5, 32). А вы еще оправдываетесь: «Так она или он свободны, они разведенные»».

Христианское учение четко говорит, кто является прелюбодеем.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-й заповеди, грех: Самовольный развод): «…в полном смысле или решительно прелюбодеями считаются как тот, кто, отпустив или удалив от себя жену, берет себе другое женское лицо для сожития, так и те, которые живут с изгнанными женами, так равно и жена, после развода с мужем живущая нечестно (Мрк.10, 11-12). …Оставьте напрасное самооправдание, что «вы по­неволе делаетесь грешниками—прелюбодеями, так как сердце ваше кипит при одной мысли об обидах со сто­роны того лица, с которым решились развестись, и так как в то же время не можете воздержаться от беззаконного совокупления». Господь Бог никогда не поставляет человека в такое состояние, чтоб человек непременно грешил тяжкими грехами. Коли не хотите смириться друг пред другому, как огорченная так и огорчившая сторо­на, и в то же время не храните себя в целомудрии: то еще повторяем вам закон о правильном разводе».

Отметим и то, что, к сожалению, в настоящее время большинство людей, в том числе и христиан, очень легкомысленно относятся к разводам, и вот что говорит свт. Василий Кинешемский об этом.

Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл. 10, 1-16): «Как мало мы считаемся теперь с этими словами нашего Спасителя (о разводах), и какую жалкую картину представляет современная жизнь так называемых христиан в этом отношении! Разводы стали повседневным явлением. Особенно в первое время после введения у нас гражданского брака они приняли характер грозной эпидемии. Разводятся по всякому поводу и даже без всякого повода. " Не сошлись характерами" — вот обычная мотивировка современного развода, хотя в действительности эта фраза, как фиговый лист, часто прикрывает совершенно недвусмысленное желание внести лишь разнообразие в наслаждения любви. Разнузданная похоть требует новизны ощущений, и в жертву этому идолу прелюбодеяния приносится и семейное счастье, и будущность детей, и судьба покинутой жены. Легкомысленное отношение к браку и разводу иногда просто невероятно. К одному епископу является однажды женщина с просьбой снять благословение с ее церковного брака, то есть разрешить ей развод. Она желает оставить мужа и вступить в брак с другим человеком, бросившим незадолго до этого свою жену и разведшимся с нею в гражданском порядке. «Что же, тебе опостылел муж?» — спрашивает епископ. «Нет, Владыко!» «Или, может быть, ты слишком увлеклась тем... другим?» «О, нет... нисколько!» «Так в чем же дело? Почему ты ищешь развода?.. Смотри, твой избранник уже бросил одну жену... Он и тебя бросит!» «Может быть... Да видите ли в чем дело: мы завели с ним гусей... Если теперь его оставить и опять жить с мужем, надо гусей бросать!.. Разрешите, Ваше преосвященство!» Это не анекдот, а факт. Часто случается, что супруги, разведшиеся по минутному недоразумению, скоро примиряются, снова сходятся и живут, не зная сами, что они собой теперь представляют: не то муж и жена, не то совсем чужие друг другу люди! Многие ухитряются в течение одного года несколько раз развестись и переменить несколько жен! Разве это не разврат? Не прелюбодеяние?».

Кстати сказать, желание повторного брака вызывает у святых отцов определенное недоумение. Так, если первый брак сопровождался многими тяготами, то удивительно то, что человек желает их повторения.

Иоанн Златоуст (т.1, ч. 1, К молодой вдове, сл.2): «Нет ничего удивительного, что желают выйти замуж женщины, не испытавшие замужней жизни, мук деторождения и всего прочего, что брак вносит с собою в дома людей; и «война», это столь трудное дело, по пословице, «приятна для неопытных»; но когда женщины, которые перенесли тысячи горестей и часто тяжким опытом вынуждались считать блаженными свободных от мирских дел, и тысячу раз проклинать и самих себя, и своих свах, и тот день, в который они вошли в брачные чертоги, когда эти женщины, после таких огорчений, опять домогаются того же состояния, - это приводит меня в крайнее удивление и недоумение, и заставляет исследовать причину, почему они того состояния, которое прежде считали несносным, когда находились в нем, теперь, когда освободились от него, опять домогаются, как вожделенного».

А если брак был счастливым, то недоумения возникают по поводу того, что желание повторного брака как бы предает первую супружескую любовь.

Иоанн Златоуст (т.1, ч. 1, К молодой вдове, сл.2): «…если она нарушит верность к покойному и забудет любовь его, и тот вечер, в который он впервые соединился с нею, и рукоплескания, и песни, и брачные светильники, и первые объятия, и трапезы и прочее, в чем она всегда принимала участие, и речи, которые обыкновенно жена слышит от мужа; если все это вдруг отбросит, как будто этого и не было, отворив двери дома своего другому, и привлечет его к ложу покойного - этому свидетелю всего прошлого, - если она сделает это, неужели никто не будет укорять и осуждать ее?».

Также следует знать, что тот, кто повторно вступает в брак, отказывается от более легкого способа спасения.

Ап. Ерм (Пастырь, заповедь 4): «Если муж или жена умрет и один из них вступит в брак - согрешает ли вступающий в брак? - Не согрешает, но если останется сам по себе, то приобретет себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие - и будешь жить с Богом».

Исидор Пелусиот (Письма, п.1, 213): «Имел ты на себе узы - брачный союз, но Господь разрешил его к пользе и спасению души, потому что полезно все, что от Господа. Посему, так как супружеская жизнь предполагает попечение о мирском, а не о Божественном, освобожден ты от жены. Не ищи же жены, чтобы женский яд не заразил тебя, чародейно вовлекая в новое сладострастное общение и научая плотским ласкательствам, бессмысленным заботам и бесплодным замыслам, но «спасая спасай твою душу» на нашей горе (Быт.15: 17)».

Феофан Затворник (Толков. 1 Коринф. 7, 40): «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия». Снисходит на второй брак, но «блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак».

Тем более не стоит вступать в брак тому, кто или решил стать монахом после первого брака, или причислен к клиру церковному.

Иоанн Крестьянкин (Письма, гл. Искушения): «Нашло на Вас какое-то страшное, помрачающее всё Ваше существо искушение. И не играйте словами и понятиями - Бог не искушает никого, а Вы именно Ему приписываете помутнение своего сознания, в каком пребываете сейчас. Дорогой мой, Вы - воцерковленный человек, и мало этого - Вы причислены к клиру церковному, опять мало - Вы сделали заявку на монашество, когда была еще жива Ваша законная супруга К., и подтвердили эту заявку после ее кончины, приобретя монашеские одежды и приехав в наш монастырь с просьбой о постриге. И вот теперь новое заявление - о браке, зачеркивающее многие годы Вашей внутренней духовной жизни. А знаете ли Вы, дорогой мой жених-дедушка, что и по церковным канонам Ваш брак с Е. благословлен быть не может. И тот священник, который презрит канон, совершит кощунство. И если по гражданским правилам это и допустимо, то это всё не в Боге, а значит руководством врага Божьего. Молюсь, чтобы Вы опомнились и распрощались с идеей быть супругом особы, которой годитесь в отцы».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.