Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория богатства и денег






В отличие от меркантилистов, Пети считал, что богатство обра­зуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждениях по данному поводу он высказал весьма по­пулярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный прин­цип богатства, а земля его мать».

Петти считал, что для увеличения богатства страны вместо нака­зания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудить­ся. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство созда­ется прежде всего трудом и его результатами, т. е. отрицалась осо­бая роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризу­ет его упадок, бесчестность правительства, подрыв общественного доверия к деньгам. Он обращал внимание на бессмысленность и не­возможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных това­ров. В этих и других суждениях У. Петти проявил себя как сторонник количественной теории денег. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция в вопросе роли денег в экономике. С одной

 

 

1 Петти родился в г. Ромси, на юге Англии, в семье суконщика. В 14 лет, не восприняв отцовского ремесла, ушел из дома, нанявшись юнгой на корабль. На чужбине благодаря знанию латыни юный Пет­ти был принят в Каннский колледж, обеспечивавший слушателям полное материальное содержание. В колледже он овладел греческим и французским языками, математикой, астрономией. Возвратившись по окончании колледжа в Лондон (1846 г Петти не терял надежды продолжить свое образование. Спустя три года 20-летний У. Петти покинул Англию для изучения медицины за границей. В Амстердаме и Париже прошли первые четыре года учебы, которую необходимо было сочетать с различными побоч­ными заработками. Завершил свое медицинское образование Петти все же на родине, проучившись еще три года в Оксфордском университете. В 1650 г. в 27 лет он получил степеиь доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских колледжей. В 1661 г. 38-летний интеллигент-разночинец был возведен в рыцарское звание и получил право именоваться сэром. В дальнейшем положение состоя­тельного и практичного землевладельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на его новых занятиях, связанных с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства. В результате появились такие произведения как «Трактат о налогах и сборах» (1662 г «Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.), «Разное о деньгах» (1682 г.) и др. В них красной нитью проходит мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов.


стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства». С другой же стороны, У. Петти, а затем и другие авторы классиче­ской политической экономии не поняли, что эта теория, говоря сло­вами М. Блауга, «вела к игнорированию взаимосвязи между товар­ным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности».

Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма со­провождалась в трудах У. Петти и некоторыми тенденциозными со­ображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицал участие торговли и торгового капитала в создании национального богатст­ва, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У. Петти сравнивал с «игроками», занятыми распределе­нием «крови» и «питательных соков» государства, под которыми он подразумевал продукцию сельского хозяйства и промышленности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.