Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная информатика






Развитие новых информационных технологий, их глубокое про­никновение во все сферы жизни общества и изменения, происхо­дящие под их влиянием, требуют ознакомления с соответству­ющ­им кругом вопросов уже на уровне школьного образования.

Соответствующее направление в современной информатике — социальная информатика — охватывает следующий круг проблем:

· информационные ресурсы как фактор социально-экономи­ческого и культурного развития общества;

· закономерности и проблемы становления информационного общества;

· развитие личности в информационном обществе;

· информационная культура;

· информационная безопасность, а также другие проблемы, при­мыкающие к указанным.

В государственном образовательном стандарте основной шко­лы в содержании образования по информатике предусмотрен раз­дел «Информационные процессы в обществе» со следующим со­держанием: информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная бе­зопасность, информационные этика и право.

Стандарт полного среднего образования предусматривает на базовом уровне раздел «Основы социальной информатики», вклю­чающ­ий в себя проблематику: «Основные этапы становления ин­формационного общества. Этические и правовые нормы информаци­онной деятельности человека».

При планировании соответствующ­ей части учебного курса сле­дует иметь в виду, что если сама информатика — наука относи­тельно молодая, то данный раздел — самый молодой в этой на­уке. Многие его позиции являются объектами дискуссий, факты (и в особенности статистические данные), на которые эти пози­ции опираются, меняются очень быстро. В силу этих и иных при­чин в курсе информатики основной школы соответствующие вопросы обсуждаются нечасто, в лучшем случае на уровне дек­лараций, без привлечения фактического материала. Базовый уро­вень изучения информатики в старшей школе является именно тем, на котором к проблемам социальной информатики можно подойти с научных позиций, привлекая и анализируя факты и концепции.

В обсуждаемом учебном курсе отражены следующие вопросы социальной информатики:

· национальные информационные ресурсы (включая информа­ционные ресурсы России);

· информационные революции и информационное общество;

· проблемы информационной безопасности личности, обще­ства и государства;

· правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами.

Вопрос о методике изучения темы «национальные информа­ционные ресурсы» обсуждался ранее в основной школе.

Проблемы информационного общества являются центральными в социальной информатике. Их изучение позволяет отвлечься от отдельных проявлений информатизации и информационных тех­нологий и попытаться увидеть «лес в целом» вместо совокупности отдельных деревьев.

Начиная с 1980-х годов социологи, философы, экономисты, специалисты по иным сферам общественной жизни утверждают, что развитие и внедрение средств информатизации и информаци­онных технологий во все виды жизни общества в целом и боль­шинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние. Термин «информационное общество» определя­ет общество, в котором:

· любой его член, группа членов, любая организация или уч­реждение в любое время могут получить доступ к информацион­ным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельно­сти или в личных целях;

· доступны современные информационные технологии и сред­ства связи;

· создана развитая информационная инфраструктура, позволя­ющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресур­сы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Эти положения для учащихся (даже старших классов) могут оказаться излишне абстрактными. Вокруг понятия «информаци­онное общество» уместно провести дискуссию с привлечением доступных учащимся фактов. Уча­щиеся, их родители, ближайшее окружение — сами члены общества, и сформулированные ранее утверждения следует уточнить конкретными вопросами типа: у вас лично есть доступ к необходимым для учебы и досуга инфор­мационным ресурсам? у ваших родителей есть доступ к информа­ционным ресурсам, необходимым им для работы? этот доступ как-то связан с информационными технологиями? как вы думаете, ваши ровесники 50 лет назад имели такой же доступ к информа­ции?

Эти и тому подобные вопросы позволяют завязать дискуссию, в ходе которой признаки информационного общества приобрета­ют зримые черты, становятся не столь абстрактными. При обсуждении информационного об­щества важно выделить вопрос о продвижении к нему России. разумеется, современное российское об­щество далеко от информационного (и при этом требуется отметить, что ни одна страна в мире в настоящее время не находится в состоянии «завершенного» информационного об­щества). Важно проследить положительные тенденции происходя­щих в этой сфере перемен, тем более что они налицо: в кармане практически каждого — мобильный телефон, большинство школь­ников имеют возможность выхода в Интернет (если не дома, то в школе или компьютерном клубе), у многих дома несколько де­сятков телевизионных каналов и т.д.

Конечно, приземляя таким образом сложное понятие «инфор­мационное общество», нельзя впадать в крайность. статистиче­ские данные о динамике процессов информатизации общества доступны, и их целесообразно привести.

Анализируя закономерности информационного общества, важ­но подчеркнуть, что это понятие не связано напрямую с характе­ром политической и экономической систем и что жизнь в ин­формационном обществе не избавит человечество от разного рода противоречий, неравенства между людьми и т.д. голее того, по пути движения к информационному обществу нас ждут новые проблемы, одна из которых - проблема информационной безо­пасности.

Учащ­иеся, как правило, наслышаны об информационной бе­зопасности довольно односторонне: компьютерные вирусы, ха­керство. В ходе изучения соответствующей темы следует сформи­ровать у них более широкий взгляд на проблему, структурировав ее, объяснив на примерах, что проблемы информационной безо­пасности сущ­ествуют не только у отдельных лиц и фирм, но и у государства в целом, что национальные интересы страны требуют решения этих проблем.

Задача формирования у учащихся минимальных представле­ний о правовом регулировании проблем, связанных с информа­цией, является в нашем обществе более чем актуальной. Юриди­ческие проблемы в этой сфере велики, незавершенность законо­дательства имеет место, но понимание того, что неправомерный доступ к информации есть преступление, как и умышленная пор­ча чужой информации, должно быть достигнуто.

По каждому из указанных вопросов уместна разработка рефе­ратов, проведение уроков в форме диспутов (разумеется, после предварительной подготовки к ним учащ­ихся). Содержание прак­тической работы при изучении этой темы сводится к подготовке рефератов и презентаций с использованием Word, Excel, Power Point и т.д.

В результате обучения учащ­иеся должны:

· знать (понимать): характерные черты информационного об­щества, понятие права собственности на информационный про­дукт, этические нормы информационной деятельности, методы защиты информации от информационных угроз;

· уметь: сопоставлять уровни развития стран с позиции ин­форматизации, приводить примеры информационных ресурсов и услуг, классифицировать информационные ресурсы и услуги;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в целях соблюдения этичес­ких и правовых норм при работе с информацией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.