Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №1. Введение в специальность






БАЗОВЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

«Продюсер»

 

 

Авторы – составители: В.С. Калинин (темы №1-7, 10-12)

И.И.Сидоровича (темы №8, 9, Заключение)

 

 

Москва. 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Целью курса является повышение квалификации продюсеров и административного состава телекомпаний, имеющих определенный опыт работы на телевидении и в телепроизводстве. Рассмотрение основных компонентов телеиндустрии относящихся к персоналу, аудитории зрителей, финансированием, законодательству и вопросам организационно-технического обеспечения. Совмещение профессионального «реалистического идеализма»* с академической точкой зрения на творческий телевизионный менеджмент. Глубокое освоение творческих и технических принципов прямой трансляции во внестудийном вещании (OB - Outside Brodcasting), внестудийном видеопроизводстве (EFP – Electronic Field Production) и в рамках видеожурналистики (ENG – Electronic News Gathering) во всех форматах телевизионных программ и передач, связанных с многокамерным методом съёмки.

 

Курс представляет собой:

· цикл лекций и семинаров;

· просмотры и обсуждение материалов по тематике занятий;

· групповые, индивидуальные и практические занятия;

· практикум.

 

Курс охватывает следующие разделы:

 

ТЕМА №1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ТЕМА №2 ВНЕСТУДИЙНОЕ ВЕЩАНИЕ(ПРОИЗВОДСТВО) МНОГОКАМЕРНЫМ МЕТОДОМ СЪЁМКИ

ТЕМА№3 РАБОТА ПРОДЮСЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

ТЕМА №4 БЮДЖЕТ ПРОЕКТА. СМЕТА.

ТЕМА №5 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

ТЕМА №6 ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ТЕМА №7 РЕКЛАМА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММАХ И СПОРТИВНЫХ ТРАНСЛЯЦИЯХ

ТЕМА №8 СПОНСОРСТВО В СПОРТЕ

ТЕМА №9 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ. АККРЕДИТАЦИЯ.

ТЕМА №10 АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

ТЕМА №11 ПРАВОВАЯ БАЗА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

ТЕМА №12 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 

ТЕМА №1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«Будь лидером, будь последователем

или сходи с дистанции»

Тед Тернер.

Продюсер всегда, в принципе, остается за кадром зрительского внимания — его работа непосвященному не видна. Но для профессионалов и для критики продюсер всегда находится в зоне повышенного внимания. Не случайно с 2006 года строчка «Продюсер фильма/сериала/программы» заняла свое место в списке номинаций Национального телевизионного конкурса ТЭФИ. Так или иначе, но и публика и профессионалы прекрасно понимают — без продюсера реализация проекта невозможна.

Так кто же такой продюсер?

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 1263 п.4 дает четкое определение: изготовитель аудиовизуального произведения, то есть лицо, организовавшее создание такого произведения.

В английском языке producer означает и «изготовитель», и «поставщик», и «производитель», и «владелец киностудии».

Сегодня в массовом сознании и в практике экранного производства (от кинематографа до интернетвещания) профессия продюсера обрела две основные формы. Первая — продюсер, как предприниматель-инвестор, т.е. человек, создающий новый продукт на аудиовизуальном рынке и получающий прибыль от его реализации.

Вторая — исполнительный продюсер — правая рука продюсера, опытный производственник с высоким уровнем управленческих навыков, глубоким пониманием и знанием процессов, техники и технологии создания аудиовизуальных проектов. Исполнительный продюсер должен многое знать и уметь. Прежде всего, опираясь на креативные задачи программы, осмысливать, формулировать и воплощать стратегические решения по целому ряду проблем производства. Он должен владеть планированием производства, формированием, управлением и контролированием операционного бюджета проекта. Понимать принципы и методы продвижения экранного продукта. И, конечно же, работа исполнительного продюсера немыслима без умения грамотно и креативно управлять творческо-производственными командами, создаваемыми из множества специалистов самых разных профессий и сфер.

Сегодня эффективные продюсеры всех уровней сознательно или на интуитивном уровне придерживаются так называемых «четырнадцати принципов управления» Анри Файоля. Вот они:

1. Разделение труда. В определенных границах нужно чтобы каждый занимался своим делом.
2. Властные полномочия. Официальная власть должна быть подкреплена личным авторитетом и дополнена ответственностью.
3. Дисциплина. Это прежде всего соблюдение договоренностей и правил.
4. Единство командования. Работники не должны получать потенциально противоречащие друг другу распоряжения из двух разных источников.
5. Единое руководство. У тела не может быть две головы, говорит Файоль. Вряд ли можно на это что-либо возразить.
6. Подчиненность частных интересов общему. Для всех является обязательным, что интересы одной группы не ущемляют интересов других групп или организации в целом.
7. Вознаграждение. Вопрос всегда тяжелый в России, но опыт и трезвый подход продюсера к вопросу установления оптимальных ставок оплаты труда и вознаграждений позволяют ему балансировать между чрезмерностью, с одной стороны, и справедливостью, и достаточностью оплаты для мотивации к труду, с другой.
8. Централизация. Работники — не придатки производства, они также влияют на практическую реализацию принимаемых решений. Каждому типу решений должен соответствовать свой уровень. Однако продюсер — мозг организации и ему отвечать за весь ход процесса.
9. Скалярная цепочка. «Цепь начальников». Весь персонал должен быть распределен в строгом соответствии с разработанной иерархической структурой. Но чтобы коммуникации между уровнями иерархии не забивались, нужно уметь периодически делать две вещи: сокращать начальников и делать шаг в сторону от иерархии, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны.
10. Порядок. У каждого работника должно быть определенное ему место и каждый работник должен знать свое место.
11. Беспристрастность. Продюсеры всех уровней управления должны стремиться справедливо относиться к своему персоналу. Американцы называют это «thevalidityofregulations» — «справедливость распорядка» Это трудно, но этому нужно учиться.
12. Стабильность персонала. Вряд ли стоит пояснять, как влияет на организацию текучесть кадров.
13. Инициатива. Инициатива работников — отличное средство мотивации персонала, хотя иногда и вызывает уколы ревности: «жаль, что не мне пришло это в голову»
14. Корпоративный дух. Это, прежде всего, осознанная целостность всех частей организации. Сплоченность и единство силы. Кстати, Анри Файоля многие считают защитником бюрократического управления, а он выступал против системы докладных и служебных записок, столь любимой на телевидении. Считал, что они ведут к внутреннему разъединению сотрудников организации.

 

На этом, пожалуй, остановимся в постижении теории управления, добавим только, что управление (менеджмент) это не набор статических структур и процедур, а скорее система динамических взаимоотношений в духе сотрудничества между всеми членами компании.

«Кто такой менеджер, можно определить по человеческим качест­вам и тому вкладу, который от него ожидается. А также по особен­ности, которая ставит его выше всех других, и которая называется образованием. Вклад, который от него однозначно ожидается, — это то, что он может дать другим, а именно, видение или мировоз­зренческую концепцию и способность следовать ей. Видение и моральная ответственность являются именно теми критериями, которые …определяют руководителя» *

Работа продюсера спортивных передач с одной стороны носит общие для всякого производителя телевизионного контента черты, с другой — имеет существенные отличия.

Начнем …со сценария.

В том или ином виде он всегда существует на массовых мероприятиях, общественно- политических событиях, не говоря о шоу и концертах

Как правило, на подобных мероприятиях есть свой режиссер-постановщик, который и работает по литературной основе. Задача творческой группы экипажа ПТС — помочь раскрыться зрелищу на телевизионном экране. Для этого режиссер и оператор-постановщики, телевизионный продюсер досконально изучают сценарную основу действия и предлагают свои варианты ее фиксации или трансляции. Разумеется, приоритет здесь за группой постановщиков зрелища, но и они должны быть погружены в специфику телевизионной трансляции. Так же как и на трансляциях спортивных мероприятий формируется пакет документов и составляется техническое задание (ТЗ), которое подписывается соответствующим представителем зрелищной организации.

На спортивных мероприятиях продюсер имеет дело с регламентом проведения соревнований и рядом других документов, которые и образуют в конечном итоге экранное зрелище. Можно сказать, что драматургия действия «прописана» в спортивных соревнованиях заранее. И за нее творческо-производственный персонал ответственности не несет. Если, скажем, сборная России по футболу проиграла Гондурасу, ни кто не предъявит претензий продюсеру за плохого сценариста. Проигрыш вызовет негодование и огонь прессы, однако зритель все равно будет смотреть футбол, потому, что непредсказуемость игры, соревнования — главный козырь спортивного вещания. Разумеется, задача продюсера так организовать показ, создать такие условия, чтобы творческая группа, прежде всего режиссер и оператор — постановщики могли усилить драматизм события, сделать его еще более зрелищным, чем на месте событий, показать происходящее с уникальных точек, недоступных зрителю на стадионе. Развитие современных форм телевещания оказало огромное влияние на восприятие спортивных событий во всем мире. В то время как стадион может вместить тысячи зрителей, телевидение собирает миллионные аудитории. Трансляции соревнований Пекинской Олимпиады 2008 года собрали у экранов 4, 7 млрд. зрителей — это 73 % населения Земли!

Дэвид Хилл, генеральный директор «Фокс СпортсТелевижн» утверждал: «Спорт это важная часть общественной жизни, уникальное реалити-шоу, единственный вид телепрограмм, который гарантированно соберет обширные аудитории. Если тот или иной вид спорта не представлен на телевидении, если не привлекает аудиторию, то проблема связана или с теми, кто управляет этим видом спорта, или с теми, кто его показывает. Одним не удалось поддержать его развитие, по причине лени или неправильного руководства, а те, кому поручено освещение этих событий, делают свою работу лениво, небрежно и невнимательно»*

О взаимоотношении и взаимодействии спортивных федераций и организаций речь пойдет ниже, здесь же отметим — это одна из важнейших, если не самая важная часть работы продюсерской группы.

Без преувеличения можно сказать, что спортивное вещание сегодня единственная форма телевидения, отвечающая его исконному феномену — воздействию сиюминутности. Львиная доля спортивных программ идет сегодня в прямом эфире или с небольшим технологическим шагом в записи. Поэтому ответственность всех, кто работает здесь, очень высока. Это означает, что трансляция не имеет права на ошибку и должна быть сделана наилучшим образом с первого раза. Эта ответственность делает спортивное телевидение одним из наиболее сложных, если не самым сложным, видом телевизионного производства.

Одной из главных составляющих работы продюсера в кино и телевидении является определение сроков производства. Практика показывает, что сроки подготовительного, съемочного, монтажно-тонировочного периода «обычных» проектов постоянно корректируются. В спортивном вещании эта проблема не стоит так остро. Сроки соревнований и подготовки к ним жестко фиксированы и не могут быть перенесены. Однако в работе продюсера спортивного вещания определение сроков подготовительного периода и конкретность сроков проведения отдельных его этапов гораздо жестче, чем у коллег. Время сбора, развертывания, установки оборудования здесь должно быть рассчитано буквально по минутам. Не случаен и военный термин «развертывание» в практике спортивного вещания: иногда по количеству занятых машин и механизмов, количеству персонала разных специальностей можно сравнить подготовку к трансляции с военной спецоперацией.

 

Фото 1. Доставка телевизионного оборудования в горы с помощью ратраков.

 

Высока техническая и технологическая насыщенность спортивного вещания. Спортивные трансляции могут быть простыми, использующими 3-5 камер для показа соревнований по снукеру*, например, а могут быть и сложными, как мобилизовавшая 41 камеру CBS для трансляция матча за звание чемпиона США по американскому футболу или более 1000 HDTV камер со звуком DolbyDigital 5.1. для все той же Пекинской Олимпиады.* Основным средством внестудийного спортивного вещания является ПТС. Знакомству с ней посвящена отдельная глава.

Место, где сосредотачиваются производственные и технические ресурсы съемочной группы для проведения внестудийной передачи может включать:

— одну или больше ПТС;

— ПССС для передачи сигнала;

— автономные электростанции для постоянного или резервного источника питания;

— временные офисы и комнаты для совещаний производственного и технического персонала;

— временные фургоны, для пост-продакшн, графического дизайна, аппаратных видеомонтажа для новостных блоков;

— комментаторские кабины;

— фан и микс зоны;

— группу технической поддержки, включая ремонтные боксы;

— вспомогательные службы: персонал для организации питания, транспортировки, размещения и других смежных производственных задач;

— место для питания персонала;

— служба безопасности;

— туалеты.

Еще одной составляющей работы продюсера является расчет, управление и контроль за расходами. Бюджет является одним из ключевых документов любого проекта в области экранного производства. Это особенно существенно в сфере спортивного телевидения, где затраты, скажем, на освещение Олимпиад, достигают, что называет­ся, запредельного уровня. Следовательно, необходимо надлежащее осмысление того, что является приоритетным в этих затратах. Вообще говоря, составление начального, исходного бюджета не являет­ся прерогативой исполнительного продюсера. Однако, нельзя сказать, что его время от времени не будут привлекать к разработке калькуляций и определения себестоимости будущего проекта на самых ранних стадиях подготовки. Бюджет всегда порождает ряд вопросов: кто персо­нально собирается финансировать проект или каковы источники финансирования? Кто определяет объем бюджета (особенно, если деньги еще не выделены)? Это — вечная проблема и для опытного продюсера, и для продюсера, начинающе­го работать над своим первым самостоятельным проектом. Незави­симо от того, как она будет решена, настанет время в начальной стадии подготовительного периода, когда исполнительный продюсер должен будет подключиться к составлению сметы. Что первично: курица или яйцо? — ситуация, которая обычно возникает при определении концепции показа: «что первично — объем финансирования или творческо-производственная концепция трансляции». Чтобы ответить на него, необходимо предварительно соответствующим образом проанализировать замыслы творческого персонала. Очень часто творческая группа доказывает продюсерам, что им потребуются дополнительные камеры, а соответственно и персонал к ним, но в ходе трансляции ситуация складывается так, что материал не используются в монтаже. Деньги — на ветер. Работа с творческим персоналом — вопрос сложный. В конце концов, именно он делает зрелище. Но и денежки любят счет. В течение всего периода работы над проектом продюсер должен также сохранять надлежащий контроль за финансами, а это можно сделать только тогда, когда он способен сравнить затраты с теми количественными и качественными показателями, какие были определены изначально.

Телевизионная программа — продукт коллективного творчества, однако все очевидней становится тот факт, что в современной прак­тике существуют аспекты, которые касаются только вопросов продюсирования.

Осознавая трудности поставленной задачи, при создании данного пособия мы старались охватить наиболее важные вопросы, расширить круг примеров, обращаясь за ними как к отечест­венной истории телевидения, так и к зарубежной. Пусть вас не удивляют ссылки на амери­канский и европейский опыт, ведь именно там зародилось само понятие продюсирования.

Какими знаниями и качествами должен обладать человек, чтобы считаться современным продюсером многокамерной съемки? «Менеджер должен быть способен управлять неоднозначностью, неопределенностью и даже кажущимся хаосом» сказал один из ведущих американских теоретиков управления Томас Ретерс.*

Продюсер должен:

• уметь оценить потенциал идеи,

• владеть знаниями в области гражданско-правового регулирования,

• разбираться в авторском праве,

• обеспечить финансирование,

• формировать профессиональную съемочную группу,

• разбираться в специфике оборудования,

• заключать договоры и вести переговоры,

• понимать суть постановочного проекта,

• контролировать производство,

• разбираться в искусстве монтажа,

• анализировать законченный производством телевизионный проект,

• быть лидером,

• создавать благоприятный психологический климат,

• уметь держать удары обстоятельств.

Неплохо бы быть специалистом и в организации продвижения проекта и рекламы.

Значение теории всегда возрастает в переломные моменты развития общества. Для России начало XXI века как раз и является переломным периодом. Именно в этот короткий промежуток времени произошел коренной слом сознания россиян. Стремительные изменения в технике и технологиях, переход на цифровое вещание, декларированный властью курс на инновации допускают надежды, что все эти изменения позволят нам занять достойное место в мировом телевизионном пространстве.

Авторы данного пособия отдают себе отчет в том, что, даже дос­конально его изучив, продюсером можно и не стать. Любое пособие, даже толстый учеб­ник — это лишь маяк, помогающий увидеть в бурном море нужное направ­ление.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.