Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление.






1. Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них или между ними.

2. Мышление – психический познавательный процесс, который заключается в опосредованном обобщенном отражении предметов и явлений их существующих связей.

 

 

Виды мышления:

1. по форме осуществления

- наглядно-образное

- наглядно-действенное

2. по характеру решения задач

- абстракция

- практическое

- теоретическое

- рассудочное

- интуитивное

3. по степени развернутости

- репродуктивное

4. по степени новизны

- творческое

 

Механизмы мышления:

1. анализ

2. синтез

3. сравнение

4. абстрагирование

5. обобщение

6. классификация

7. систематизация

Формы мышления:

1. суждение

2. размышление

3. умозаключение

4. понятие

Индивидуальные особенности

1. критичность

2. гибкость

3. глубина

4. последовательность

5. скорость

Мыслительный процесс

1. в форме понятий, умозаключений

2. решения проблемы

Понятие – форма мышления отражает свойства связей и отношения явлений, которые образуют группу слов

Суждение – высказывания, содержащие определенную мысль

Умозаключение – форма мышления, в которой в одной или нескольких суждений вводится новое

Дедукция – логичный вывод, отраженный в направленности мысли от общего к частному

Анализ – процесс расчленения целого на части

Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру

Абстрагирование – выделение какой-либо стороны

Классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам

 

 

Речь.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

 

Функции речи:

1. экспрессивная

2. объективная

 

Виды речи:

1. внешняя

- устная

- письменная

- диалог

- монолог

2. внутренняя

- пустая

- полная

 

Этапы развития речи:

1. фонетический – до 2х лет

2. грамматический – к 3м годам

3. семантический – до 16ти лет

 

 

Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства – своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

 

Функции чувств:

1. регулирующая

2. сигнальная

3. отражательная

4. побудительная

5. подкрепляющая

6. переключательная

7. приспособительная

 

Типы эмоций:

1. астенические

2. стенические

Виды эмоций и чувств:

1. настроения

2. аффекты

3. страсти

4. стрессы

5. фрустрации

 

Высшие чувства:

- моральные

- интеллектуальные

- эстетические

- практические

 

 

Воля.

Воля – сознательная регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

 

Функции воли:

1. выбор мотивов и целей

2. побуждение к действию

3. организация психических процессов в систему

4. мобилизация психических и физических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий

 

Взгляды на природу воли:

- идеалистический – идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Идеалистическая концепция свободы воли ложна с философской и этической точек зрения.

- материалистический – материалисты считают, что воля наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов.

Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может не поддерживать, не продолжать жизнь. Воля, как и все сознание, есть отражение мозгом объективной действительности.

 

Волевое регулирование поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности.

Волевое усилие – это форма морального стресса и создание дополнительных мотивов к действию и достижению цели.

 

Физиологические основы воли

Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом => В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.

П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.

 

Волевые действия

Принято различать простые и сложные волевые действия.

Простые, как правило, имеют два звена- постановку цели и ее исполнения. В них одно звено следует за другим без промежуточных звеньев.

В сложном волевом действии обозначены три звена:

1. осознание цели – стимулы человеческого поведения многообразны. Это могут быть физические потребности (голод, жажда, сон), социальные потребности (знания, развлечения, общение). Зарождающаяся потребность отражается в сознании человека в виде смутного влечения. По мере возрастания потребности оно превращается в желание.

Желание - это существующее идеальное (в голове человека) содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию.

2. планирование – в сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи.

3. исполнение – как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.