Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Море пахнет синим






– Ты для меня фиолетовый мальчик.

– Почему?

– У тебя фиолетовая футболка и фамилия на букву Ф.

Что такое синестезия?

Однажды за ужином объясняла человеку, что у букв есть цвета. Да, у буквы есть цвет. Но это вовсе не из-за полиграфической азбуки или букваря. Цвет есть у звука. Цвет есть у мелодии. Цвет есть у запаха.

Например, шепот – цвета мокрого асфальта, а море пахнет синим. Реакция на внешние раздражители не только соответствующими органами чувств, но и остальными называется синестезией. Это не норма и не отклонение. Это способность видеть и воспринимать мир чуть иначе, чуть шире.

Конечно, есть прямые ассоциации – корица коричневая, черника – черничная (хоть и черная). Но есть специфические, личные.

Для меня Ф – фиолетовая, С – желтая, как солнечный луч, Ч – серая, И – оранжевая. М - красная, поэтому слова на букву М представляются красным цветом: молодец, мама, мир, Москва. Московское Метро – красная М, а Петербургское даже как М не выглядит. С именами история похожа: Маша и Миша – красные имена, Игорь – золотисто-оранжевый, Саша – теплого желтого цвета, а Сергей наверняка у всех серый или болотно-зеленый.

У вас, разумеется, восприятие может быть другим. Еще раз повторю, что это не норма.

Когда мы были маленькими и не умели читать, мы воспринимали слова на слух, не думая о грамматике. Мы представляли незнакомые слова в своем сознании картинкой (!) без опоры на семантику (смысл) и орфографию (написание). Самый простой пример – фамилии. В садике и первом классе фамилии просто звучали и вызывали разные ассоциации с цветами или формами, и только потом, когда корни стали более ясными, мы вникали в их смысл и этимологию (происхождение). Чеботарева, Луговский, Фатеева. Согласитесь, разное визуальное восприятие сразу. Кстати, в детстве я была уверена, что “время истекло” в передаче произносят “время и стекло”, хоть я и недоумевала, почему.

Многие отглагольные существительные и глаголы от существительного даже не напоминают нам о исходнике. Мы привыкли воспринимать слово таким целостным, каким оно ныне является.

Подушка – под ухо,

Волноваться – волны,

Поезд – езда,

Дневник – по дням,

Печенье – пекут,

Самолёт – сам летает.

Благодарю, как уже упоминалось, = дарить благо. Значит, благодарю вам?

Когда мы говорим о конкретных словах, мы и сейчас видим образ: машинист, трамвай, скамейка. Слова абстрактные вообразить сложнее. Иногда мы видим их шрифтовым словом – буквами, скажем, ПРОГРЕСС. Но тем не менее, многие способны видеть абстрактные слова картинкой. Это прекрасно. Этому можно научиться. Ведь вы визуализируете тяжесть, тошнота, нежность?

Нейролингвистика очень интересна, но вернемся к синестетике.

Синестезию часто используют в рекламе. Все флакончики духов разного цвета: яркие, нежные, сочные, свеже-голубые. Цвет упаковки отражает характер запаха: дерзкий, спокойный, романтичный. Мы уже привыкли, что экологично – это зеленый, а скидка – это желтый. С брендами – то же самое, каждый занимает свой цвет – телефонные операторы четко разделены по цвету и характеру: бодрый желтый, упорный красный, серьезный зеленый и прямолинейный синий. Шоколадные батончики также отличаются по цветам (но еще и по позиционированию, но это другое). У нас даже была игра “угадай бренд по цвету”. Цвет – такой же сильный триггер запоминания, как запах. Но запахи ставят сильнее якоря – почувствуй запах и вспомни ситуацию, человека, ощущение. А теперь вспомните, как у вас мурашки пробегают по телу и тревожится солнечное сплетение, когда вы слышите песню, ассоциирующуюся с событием-воспоминанием.

Цвет помимо прочего способен лечить. Спать лучше под красным одеялом, а не под синим. Когда болит горло, нужно приложить шерстяной красный шарфик, даже несмотря на то, что горловая чакра синего цвета. Цветотерапия и плетение мандол также в помощь.

Что из этого можно вынести? Наше восприятие может быть гораздо шире, чем привычное. Изначально мы не думаем шаблонами (буквами), шаблоны приходят к нам позже, поскольку мозг обожает систематизировать и упрощать. Таким образом, мы со временем начинаем во многом видеть рутину и обыденность, хотя наш мозг может и должен придумывать новые способы восприятия реальности.

Когда хотите что-то сделать, делайте это нетривиальным способом. Так вы здорово разнообразите свою жизнь и, возможно, придумаете нечто новое. Расширяйте возможности своего мозга, учитесь видеть неочевидное, воспринимать непривычно. Выбирайте дороги на работу, обогатите свое меню, пробуйте новые блюда. Меняйте профессию. Находите новые круги общения – не просто новых людей, а совершенно новые общества. Будьте любознательными. Это интересно. И делитесь знаниями и наблюдениями с другими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.