Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужские рубахи






Рубаха - Древнейшая нательная одежда древних славян.

Одежда маленьких мальчиков и девочек в древней Руси Состояла из одной рубашонки. И мужской и женский костюмы также начинаются с рубахи. Языковеды пишут, что название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». История славянской рубахи возможно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава.

Покрой рубахи получил название туникообразный, потому-что напоминал туники древних римлян. Выполняется из одностанинной ткани изо льна с вырезом по вороту(перегнутого по утку полотнища, на месте сгиба круглая или четырёхугольная прорезь для головы и длинный разрез на груди до уровня сердца, который потом либо застёгивался на пуговку, либо завязывался тесёмками. Выделяют два вида мужской рубахи: голошейка – рубаха без воротника, с узким, точно по шее воротом и косоворотка имела не высокий стоячий воротник и прямой грудной разрез, чаше расположенный с левой стороны, что более правильно по древним представлениям. Дело в том, что мужчина принимает всё от отца Небесного через Главу и обязан пропустить через сердце, чтобы можно было передать информацию жене и детям, так как если знание не прошло через сердце, оно не является действием.

 

Под верхнюю часть рубахи могли подшивать подкладку, которая сохраняла ткань от пота. Часто в подол рубахи вставляли клинья, а в область подмышек - ромбические ластовицы. Ластовицы делаются того же цвета что и сама рубаха (сейчас иногда делают красными- не совсем грамотно).Такие клинья вшивались по необходимости, ведь на Руси ткань делали узкой(30-60см).Рукава у нательной рубахи при опущенных руках должны были достигать запястья. Они могут быть одностанинные, могут быть притачаны.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Ёе всегда подпоясывали, при этом поддергивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Ученые пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шелковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

 

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

 

 

Мужская одежда также разделялась на повседневную и праздничную, но при этом у мужчин была еще и ритуальная, т.е. богослужебная и воинская одежда.
Ритуальная мужская рубаха имела яркую, красочную обереговую Родовую вышивку, кроме того, она была длиннее, чем повседневные или праздничные рубахи и доходила до пят, ибо каждый старший мужчина в древних Славянских и Арийских Родах был жрецом -хранителем Священного Огня и приносил Требы и Дары на домашний Огненный жертвенник, находящийся возле Куммира Бога-Покровителя сего древнего Рода.


Воинская мужская рубаха была средних размеров, длина ее доходила до колен. Она всегда изготавливалась из плотной ткани, ибо сию рубаху мужчины надевали под кольчугу или иные ратные доспехи. На ней вышивалась особая воинская Обереговая символика. Воинские рубахи мужчины одевали на собрания Общин, во время проведения Собора, Круга или Вече, а также на празднование Тризны и празднование праздников в честь Богов-Воителей. Общинная дружина носила воинские рубахи в повседневной жизни.
Неизменным дополнением к мужской рубахе был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым поясом или вервью, сплетенной из разноцветной тесьмы.
Праздничную мужскую рубаху подпоясывали разноцветовым вершковым поясом с Родовой Обереговой символикой, а Ритуальную рубаху - широким поясом в полтора и в два вершка.
Воинские мужские рубахи подпоясывали различными поясами, но только в том случае, если рубаху носили в повседневном обиходе. Когда воины одевали поверх рубахи ратные доспехи или кольчугу, то пояс не использовали, ибо ратные доспехи и кольчуга, сотворенные при помощи Живого Огня, несут в себе Обереговую Силу Богов, кроме того, разрез ворота на воинских рубахах был посредине.
Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3akoнy, а под влиянием темных сил или духов.

 

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города. В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

 

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

 

К пошиву любой одежды, и особенно нательной, на Руси относились очень осторожно. Так как одежда надевалась на тело человека, она должна была защищать его от нечистой силы. Все инструменты: валек-орудие обмолота льна, трепало - для обработки стеблей льна после мятья, да и сама прялка- снабжались символикой Солнца, призванной защитить создаваемое изделие.

Много обычаев связано с воротниками. Перед тем как пришить его, воротник обязательно протаскивали внутрь будущей рубахи. Считалось, что после такого обряда рубаха будет сохранять жизненную силу человека.

Известно и много других примет. Так, если женщина шила рубаху мужчине, значит между ними должна была существовать любовная связь. После свадьбы, по обычаю, только жена должна шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у нее его любовь.

Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ.

Любое негативное воздействие на рубаху, обязательно наносило вред и ее хозяину: вот почему рубаха ни при каких условиях, не должна была попасть в руки недругов. Особенно уязвимыми считались края рубах: на рукавах, горле и подоле. Через них могли «проникнуть» в человека злые силы и болезни. Чтобы этого не случилось, рубаху в таких «опасных местах» обязательно украшали вышивкой. Также не делались на вышивке узлы (так как считается что их делают для порчи).

 

Мужская рубаха и ее особенности
Выделяют четыре основных типа мужских рубах:
1.Туникообразная.
2.С прямыми поликами.
3.С узкими нашивками на плечах.
4.На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: " с бочками" и " без бочков". Рубаха " с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие " бочки" и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха " с бочками" имеет несколько вариантов:
- С прямыми цельными бочками;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
- с бочками, выкроенными " по-топорному" или " в замок" (в северных регионах);
- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
- " колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
- туникообразная рубаха без бочков из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Материал: лен, шерстяное сукно (лучше первое). Цвет любой (необязательно белый), кроме откровенно синтетических или ярких.

Лучше всего «тонированный» цвет. Нужно 3 метра материала максимум. Сшивать лучше льняной ниткой.

Рисунок материала для мужской рубахи.
Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;
Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;
Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;
Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;
Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

 

Основные термины кроя

Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы.

ЛАСТОВИЦА- кусок ткани ромбовидной или квадратной формы, вшивавшийся под рукав, между рукавом и боковой частью рубахи. Ластовица давала большую свободу руке.

 

ПОЛИК- плечевая вставка, соединявшая переднее, заднее полотнище рубахи и рукав. Полики были прямоуголной формы - «прямые полики» и трапециевидной- «косые полики».Они расширяли верхнюю часть рубахи, делая ее более широкой и удобной для работы.

 

ХВАЛДЫ (ФАЛДЫ)-клинья, вшитые от талии в нижнюю часть верхней одежды, выкроенной с цельной спинкой.

 

 

Длина изделия – от середины шеи, по спине, на 20-25см выше колена. Объем шеи, длина руки - от шеи до середины запястья, объем кисти - мерятся с подогнутым большим пальцем.

 

Все детали кроятся по прямоугольникам.

Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряестя 2 длины изделия (перегибается пополам).

Длина бочка =длина изделия- длина проймы.

Ширина бочка -1, 5 полотнища-40см +20см, на худого мужчину-40см.

Ширина рукава 60см.

Длина рукава =длина руки-ширина плеча(на 48-50размер длина рукава 70-72см).На рукав- 1, 5плотнища(40см+20см).Глубина проймы-30см, если рукав без сборок, 25см+10см, если со сборками на плече(10см на сборки, 5см спереди, 5см сзади).

Ластовицы 15х15см или 20х20см.

 

 

 

Естественно, для каждого человека замеры производятся индивидуально.


Измеряют:
общую длину - должна быть примерно до середины бедра, можно даже ниже.
ширина плеч - она есть ширина спинки\переда.
длина рукава - рукав должен доходить до средней фаланги пальцев.
обхват рукава - обычно 37см
обхват бёдер - рубаха должна свободно сидеть.
По этому принципу рассчитывается ширина " боковухи", но меньше 27 см, всё таки, делать нежелательно.

Ширина подоплёки равна ширине спинки\переда. Длина её с передней и задней части примерно по 30 см.

 

Важно! при раскройке прибавлять ко всем сторонам по 2 см, на всякий пожарный:)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.