Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные определения и понятия.






Алгоритмизация – это процесс построения алгоритма решения задачи, результатом которого является выделение этапов процесса обработки данных, формальная запись содержания этих этапов и определение порядка их выполнения.

Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.

Свойства алгоритма:

1 ) детерминированность – точность указаний, исключающая их произвольное толкование;

2) дискретность – возможность расчленения вычислительного процесса на отдельные элементарные операции, возможность выполнения которых не вызывает сомнений;

3) результативность – прекращение процесса через определенное число шагов с выдачей искомых результатов или сообщения о невозможности продолжения вычислительного процесса;

4) массовость – пригодность алгоритма для решения всех задач заданного класса.

Алгоритмический язык – набор символов и правил образования и истолкования конструкций их этих символов для записи алгоритмов.

Язык программирования – предназначен для реализации программ на ЭВМ.

Программа – это алгоритм, записанный в форме, воспринимаемой машиной. Программа содержит наряду с описанием данных команды, в какой последовательности, над какими данными и какие операции должна выполнять машина, а также в какой форме следует получить результат. Это обеспечивают различные операторы.

Данные – это факты и идеи, представленные в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать эти факты и идеи с помощью некоторого процесса.

Оператор – совокупность символов, указывающих операцию и значения, либо местонахождение ее элементов.

А: = В+С; {А, В, С – переменные}

К: = 2; IF T< 0 THEN...

Переменная – это объект, который в ходе выполнения программы может менять свое значение.

Свойства переменной:

1) переменная называется неопределенной до тех пор, пока она не получит значение:

а) вводом извне;

б) занесением константы;

в) занесением значения другой, уже ранее определенной переменной;

2) в каждый момент времени переменная может иметь определенное значение, либо быть неопределенной;

3) последующее значение уничтожает (стирает) предыдущее значение. Выбор (чтение) из переменной и ее использование не изменяют значения переменной.

Предметом курса являются методы и средства составления алгоритмов и программ с целью решения задач на ЭВМ.

Для разработки программ используются системы программирования.

Система программирования – средство автоматизации программирования, включающее язык программирования, транслятор этого языка, документацию, а также средства подготовки и выполнения программ.

Транслятор – это программа, которая переводит с одного языка на другой.

Интерпретатор – это программа, которая сразу выполняет переводимые команды.

Компилятор – это программа, которая переводит конструкции алгоритмического языка в машинные коды.

1.2. Изобразительные средства алгоритмов.

 

Основными изобразительными средствами алгоритмов являются следующие способы их записи:

 

- словесный;

- формульно-словесный;

- блок-схемный;

- псевдокод;

- структурные диаграммы;

- языки программирования.

 

Словесный – содержание этапов вычислений задается на естественном языке в произвольной форме с требуемой детализацией.

 

Рассмотрим пример словесной записи алгоритма. Пусть задан массив чисел. Требуется проверить, все ли числа принадлежат заданному интервалу. Интервал задается границами А и В.

 

п.1 Берем первое число. К п.2.

п.2 Сравниваем: выбранное число принадлежит интервалу; если да, то на п.3, если нет – к п.6.

п.3 Все элементы массива просмотрены? Если да, то на п.5, если нет – то на п.4.

п.4 Выбираем следующий элемент. На п.2.

п.5 Печать сообщения: все элементы принадлежат интервалу. На п.7.

п.6 Печать сообщения: не все элементы принадлежат интервалу. На п.7.

п.7 Конец.

 

При этом способе отсутствует наглядность вычислительного процесса, т.к. нет достаточной формализации.

 

Формульно-словесный – задание инструкций с использованием математических символов и выражений в сочетании со словесными пояснениями.

 

Например, требуется вычислить площадь треугольника по 3 сторонам.

 

п.1 – вычислить полупериметр треугольника p=(a+b+c)/2. К п.2.

 

п.2 – вычислить

 

К п.3.

 

п.3 – вывести S, как искомый результат и прекратить вычисления.

 

При использовании этого способа может быть достигнута любая степень детализации, более наглядно, но не строго формально.

 

Блок-схемный – это графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждый этап процесса переработки данных представляется в виде геометрических фигур (блоков), имеющих определенную конфигурацию в зависимости от характера выполняемых операций.

 

Блок-схемы могут быть традиционные и структурированные.

 

Основные символы блок-схем:

- ввод-вывод;

- процесс (выполнение операций или группы операций);

- решение (выбор направления);

- модификация (организация цикла);

- линии потока

- пуск-останов (начало, конец программы).

 

Рассмотрим пример блок-схемы той же задачи, для которой приведен словесный алгоритм.

Псевдокод - позволяет формально изображать логику программы, не заботясь при этом о синтаксических особенностях конкретного языка программирования. Обычно представляет собой смесь операторов языка программирования и естественного языка. Является средством представления логики программы, которое можно применять вместо блок-схемы.

 

Запись алгоритма в виде псевдокода:

Структурные диаграммы - могут использоваться в качестве структурных блок-схем, для показа межмодульных связей, для отображения структур данных, программ и систем обработки данных. Существуют различные структурные диаграммы: диаграммы Насси-Шнейдермана, диаграммы Варнье, Джексона, МЭСИД и др.

Рассмотрим пример использования диаграмм МЭСИД.

 

Задан одномерный массив из положительных и отрицательных чисел. Требуется определить частное от деления суммы положительных элементов на сумму отрицательных элементов этого массива. Справа от диаграммы приводятся соответствующие операторы языка Паскаль.

Языки программирования - изобразительные средства для непосредственной реализации программы на ЭВМ. Программа – алгоритм, записанный в форме, воспринимаемой ЭВМ.

 

Каждая машина имеет свой собственный язык (машинный язык) и может выполнять программы только на этом языке. Это последовательность машинных команд. Писать программы на машинном языке очень сложно и утомительно. Для повышения производительности труда программистов применяются искусственные языки программирования. Но при этом требуется перевод программы, написанной на таком языке, на машинный язык. Этот перевод выполняет транслятор. Наиболее часто встречающимся транслятором интерпретирующего типа является транслятор с языка Бейсик, где команды читаются, преобразуются и выполняются сразу. Итогом работы такого транслятора являются требуемые результаты.

 

Транслятор с Паскаля – компилирующего типа. Текст на исходном языке переводится в текст на машинном языке и получается так называемый объектный модуль. Затем объектный модуль должен быть обработан программой Редактором межпрограммных связей и только после этого программа будет готова к выполнению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.