Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок формирования и отставки Правительства РФ.






В Российской Федерации принят следующий порядок формирования Правительства. Президент выбирает по своему усмотрению кандидатуру на пост председателя Правительства и вносит ее в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления в должность или отставки предшествующего Правительства или в недельный срок с момента отклонения Государственной Думой предшествующей кандидатуры (ч. 2 ст. 111 Конституции РФ).

Государственная Дума обязана в течение недели рассмотреть предложенную кандидатуру и вынести по ней свое решение (ч. 3 ст. 111).

При отклонении предложенной им кандидатуры Президент может еще два раза вносить кандидатуру председателя Правительства (эту же или другую). В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Президента на должность председателя Правительства Президент назначает председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).

В случае согласия Государственной Думы с кандидатурой председателя Правительства Президент назначает данное лицо на эту должность (ч. 1 ст. 111) и поручает ему подготовить предложения по структуре Правительства и его составу. Не позднее недельного срока эти предложения должны быть представлены (ст. 112 Конституции РФ). В соответствии с предложениями председателя Правительства Президент утверждает структуру Правительства РФ и его состав.

Очевидно, что в Российской Федерации действует внепарламентский способ формирования Правительства.

Федеральным законом достаточно подробно регулируется правовой статус членов Правительства. В частности, Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.

Члены Правительства РФ не вправе быть членами других органов государственной власти, заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти, использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности, получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ, принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.

 

К основаниям отставки Правительства РФ, согласно Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», относятся следующие виды:

1. Правительство РФ слагает с себя полномочия в день вступления в должность нового Президента (ст. 116 Конституции РФ). Этот принцип действует и в том случае, если речь идет о переизбрании на новый срок прежнего Президента. После отставки Правительства Президент в двухнедельный срок вносит на утверждение Государственной Думы кандидатуру председателя Правительства (им может быть председатель Правительства, только что ушедший в отставку).

2. Правительство РФ может само подать в отставку (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ). В данном случае это решение не является окончательным: Правительство как бы обращается к Президенту с просьбой отправить его в отставку, но Президент вправе отказать ему в этой просьбе. Иначе говоря, решение здесь принимает Президент.

3. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства по собственной инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ). В таком случае формально он принимает решение об отставке его председателя, но это означает автоматическую отставку и всех остальных министров. После этого Президент назначает исполняющих обязанности (которыми могут стать многие прежние министры) и в двухнедельный срок вносит в Думу кандидатуру нового председателя Правительства.

4. Правительство РФ может быть отправлено в отставку по инициативе Государственной Думы в случае вынесения ею двойного вотума недоверия Правительству. После принятого большинством голосов от списочного состава Государственной Думы решения о недоверии Правительству Президент может отправить его в отставку, а может и отказаться от этой меры. В таком случае Дума может пойти на вторичное выражение недоверия Правительству (в течение 3-х месяцев), в результате чего Президент должен в течение недели либо отправить его в отставку, либо распустить Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).

5. Правительство РФ может быть отправлено в отставку в случае, если внесет в Государственную Думу предложение о вынесении ему вотума доверия и этот вотум не будет вынесен. Для этого достаточно однократного голосования. Однократный отказ в доверии Правительству ставит Президента перед необходимостью роспуска Думы или отставки Правительства (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

6. Правительство РФ может прекратить свои полномочия по инициативе его председателя, если тот подаст Президенту заявление о невозможности исполнения своих полномочий. Эта мера не эквивалентна прошению об отставке Правительства, так как в данном случае Председатель по своей инициативе уходит в личную отставку, которая автоматически означает отставку всего кабинета.

Заместители председателя Правительства и федеральные министры тоже могут уходить в личную отставку, но эта отставка не означает автоматической отставки кабинета и не требует вмешательства Государственной Думы. Решение об их отставке принимает Президент, он же по предложению председателя Правительства назначает других чиновников на должности ушедших.

В истории Российской Федерации использовались только два основания для отставки Правительства: оно уходило в отставку в связи с избранием Президента, во всех остальных случаях решение о его отставке принималось по инициативе Президента. Один раз Государственная Дума однократно выразила недоверие Правительству, которое было проигнорировано Президентом. Однажды кандидатура председателя Правительства была утверждена с третьего раза (1998 г).

Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до создания нового Правительства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.