Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФРАНЦИЯ. Французское королевство возникло после распада империи Каролингов






 

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов. Хотя его появление не внесло существенных изменений в общее направление социально – экономического развития областей, вошедших в его состав. Развитие феодальных отношений прошло в своем развитии триэтапа. Это периоды феодальной раздробленности (IX-XIII вв.), сословно-представительной монархии (X1V-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVIIIвв.).

 

8.1. Сеньориальная монархия.

 

В 9-13 веках был полностью завершен захват сеньорами крестьянских земель. Теперь у крестьян остались лишь небольшие участки /парцеллы/ господской земли. Изъятие крестьянских земель сопровождалось дальнейшим порабощением крестьян. Они становились феодально – зависимыми. Формы и степень этой зависимости были разнообразными. Большинство крестьян стали сервами или виланами. Феодальные повинности вилана не были связаны с его личностью.

 

Феодальные повинности вилана не были связаны с его личностью. Он имел право передать или продать принадлежавшую ему парцеллу. Это освобождало от сеньориальных повинностей, так как они переходили на нового владельца.

 

Серв в отличие от вилана находился в более тяжелом положений, потому что он находился в личной наследственной зависимости от своего сеньора. Он выполнял различные повинности, платил множество податей и платежей.

 

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т. д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли независимые политические образования. Соответственно, власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - " королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

 

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета. Надо подчеркнуть, что отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего класса. Вассалы короля передавали значительную часть своих владений нижестоящей группе феодалов. То есть они сами становились сеньорами по отношению к своим вассалам.

 

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король, но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) - условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы " однощитовых" рыцарей. Но и реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.

 

Установление вассальных связей и передача феода оформлялась символическим обрядом - " оммажем". Вассал приносил торжественную клятву на верность сеньору, а сеньор совершал обряд инвеституры - ввод во владение, передавая меч в качестве символа власти над феодом. За предоставленные земли вассал должен был нести службу в пользу сеньора со своими людьми, число которых зависело от величины феода. К концу ХII в. установились общие пределы службы: военная служба ограничивалась 40 днями в году, кроме того, вассал должен был выплачивать сеньору определенные суммы по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкуп сеньора из плена. Вассал участвовал в суде своего сеньора, принимал участие в совете (курии) сеньора. В свою очередь сеньор должен был оказывать своим вассалам военную помощь в случае нападения и другую необходимую поддержку.

 

Глава государства - король - в этот период был выборным. Его избирали представители знати и иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: " Вассал моего вассала - не мой вассал".

 

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны, эпизодически собиравшийся под председательством короля.

 

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществлялиминистериалы, местное - прево.

 

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип " суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии. ТО есть вассал короля мог быть судим только ему равными – вассалами короля.

 

Несвободное население - крестьяне - судились их феодалами или их должностными лицами - министериалами и прево. Тут полностью господствовала сеньориальная юстиция. Сеньоры делили между собой судебную власть. Судебные полномочия отдельных сеньоров не должны были превышать объем прав, установленных иммунитетом.

 

8. 2. Реформы Людовика IX

 

К концу периода феодальной раздробленности наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. Все горожане были противниками внутренних феодальных войн. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисленных сеньориальных владений. Горожане видели в сильной королевской власти решающий фактор преодоления феодальной раздробленности.

 

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в., королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти большое значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. Во все области страны были направлены королевские судьи. Была создана специальная судебная инстанция -Парижский парламент, состоявший в основном из профессиональных юристов. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны. Из королевской курии выделяется Счетная палата, которая контролирует поступление судебных пошлин. Ведя учет поступлений судебных пошлин, она впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно «прикоснуться» к финансам отдельных сеньорий и главное способствовать увеличению доходов короны.

 

В рамках военной реформы создаются отряды городской милиции и наемников, что уменьшает зависимость королевской власти от феодального ополчения.

 

Проведенные реформы стали основой для последующего объединения страны.

 

8. 3. Сословно-представительная монархия

 

Следует выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это – укрепление союза королевской власти и городов; сплачивание вокруг короля основных групп среднего и мелкого дворянства, т.е. подавляющей части господствующего класса; внешнеполитические причины, борьба с внешним врагом.

 

Ликвидация феодальной раздробленности, а затем и объединение страны могли быть успешно завершены лишь в обновленной государственно – правовой форме, призванной обеспечить консолидацию всех основных сил, выступающих за объединение страны. Начинают созываться собрания представителей от сословий. Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

 

8. 4. Генеральные штаты

 

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий.Его стали называть Генеральными штатами. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из представителей высшего духовенства первого сословия. Во второй - заседали выборные от второго сословия - дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, заседавшее в третьей палате, как правило, состояло из представителей городских советов. Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословий имели преимущество.

 

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное ему решение.

 

Но и 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название " Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное, право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

 

Однако закрепить эти полномочия Генеральным штатам не удалось. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и восстания крестьян - Жакерии - король отверг требования " Великого мартовского ордонанса".

 

В конце XIV в. король добился права устанавливать самостоятельно прямой налог - талью.

 

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться до XVIII в.

 

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль за отдельными звеньями государственного управления, и Счетная палата - орган финансового управления. Среди должностных лиц наибольшее значение имели канцлер, коннетабль, камерарий, палатины. Должности в основном занимали незнатные люди, обязанные своим возвышением королю. Среди них было немало лиц, окончивших университетский курс юриспруденции, включая римское право. Таких людей называли легистами.

 

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявших текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

 

Однако государственное управление не представляло собой цельной системы. Не были изжиты сепаратистские тенденции. Все это усложняло процесс создания единого, централизованного государственного аппарата.

 

 

8. 5. Абсолютизм

Установлению абсолютной монархии во Франции предшествовало появление мануфактуры – первой стадии капиталистического производства. Развитие товарно – денежных отношений привело к оформлению единого общенационального рынка. Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации. Появился новый класс собственников – буржуазия. Значительная часть крестьянских повинностей переводились на денежные платежи.

 

К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы государства - короля. Соответственно, ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматриваются как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

 

В 1516 г. Болонский конкордат предоставил королю исключительное право назначать высших иерархов католической церкви.

 

Высшими органами государственного управления Франции в этот период были: Государственный Совет, который выполнял функции высшего совещательного органа при короле, его дополняли Совет финансов, Совет депеш и т. д. Из старых государственных должностей сохраняет свое влияние канцлер, представлявший короля в советах.

 

Большую роль в управлении играл Генеральный контролер финансов. Он осуществлял руководство экономической политикой государства, составлял. государственный бюджет, контролировал деятельность администрации, работу по составлению законопроектов. Под его началом действовало 29 различных служб и бюро.

 

С XVI века возрастает роль государственных секретарей: по военным, иностранным, морским делам и делам двора, которым поручаются отдельные сферы управления.

 

В системе местного управления также произошли значительные изменения. Территория Франции была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства. Также существовали две группы государственных органов. Первые уходили своими корнями ко временам социально – представительной монархии. Центральное место теперь занимают интенданты - назначаемые из центра чиновники, контролирующие фискальные, административные и судебные органы на местах. В округах, на которые делилось интендантство, реальная власть была вручена субделегатам.

 

 

8. 6. Основные черты права Франции

 

 

8. 6. 1. Источники права

 

В IX-XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории проживания населения. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

 

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права. Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

 

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - " страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Это объяснялось также существованием там более развитых экономических отношений. Римское право выступало в качестве объединяющего фактора.

 

Север Франции считался " страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы. Здесь в течение нескольких столетий никаких общих юридических памятников не существовало.

 

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

 

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на " Юге" оно выступало в качестве основного источника права, то на " Севере" оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник " писаного разума".

 

8. 6. 2. Вещное право

 

Равитие феодальных отоншений характеризовалось упрочением системы необычайно сложных и запутанных вещных прав. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держания.

 

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего Средневековья.

 

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное с целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

 

Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в X веке феодом, леном, фьефом. В X-XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т. е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

 

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать о часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа.

 

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания – цензива, которые осуществлялись лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цензивы. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

 

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы – ее плательщиком и именовался вилланом.

 

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, нести определенные повинности в пользу сеньора: ценз - сеньор имел право на 110 дохода от земельного участка, барщина в течение 3-12 дней в году. Сеньор имел право на ренту, т. е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т. д. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли.

 

При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

 

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании.

 

8. 6. 3. Обязательства

 

Характер феодального хозяйства тормозил развитие обязательственного и, прежде всего, договорного права.

 

В ранний период купля-продажа вещей, особенно недвижимости, совершалась в торжественной форме и должна была обеспечить стабильность договора. С XII в. под влиянием римского права наиболее важные сделки начинают составляться в письменном виде, а позднее - и удостоверяться нотариусами. В период абсолютизма широкое распространение получают договоры аренды земли. На договор займа долгое время оказывая влияние запрет церкви на взимание процентов.

 

8. 6. 4. Семейное и наследственное право

 

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами. Единственной формой брака был брак церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

 

Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потребовать на выбор трех кандидатов.

 

Для сервов действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору - формарьяж, которая компенсировала отказ от права " первой ночи".

 

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недействительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства.

 

Развод по каноническому праву не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним. Хотя в разное время и в различных местностях эта власть имела различный характер. На Севере Франции взаимоотношения между супругами, а также между родителями и детьми были свободнее. На Юге сохранялась римская власть домовладыки.

 

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. В отоншении земельной собственности повсеместно утвердился принцип майората. Во избежания дробления феода он переходил по наследству к старшему сыну или, при его отсутствии, к старшему в роде. На юге Франции, где действовало римское право, общности имущества не возникало. Тем не менее во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договоры и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа.

 

Муж управлял приданым жены, пока длился брак. После смерти мужа приданое переходило жене, после смерти жены - ее наследникам.

 

Наследование происходило по нисходящей линии, ближайшими родственниками и лишь при их отсутствии по восходящей. Причем имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, имущество матерей - по материнской.

 

8. 6: 5. Уголовное право и процесс

 

В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права. Согласно " Кутюмам Бовези" различались:

 

1) преступления, караемые смертью; 2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества; 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

 

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

 

1)преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т. д.;

 

2)Преступления против государства: посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

 

3)преступления против частных лиц.

 

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устрашения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

 

1)тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т. п.;

 

2)членовредительские и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и т. д., бичевание плетьми;

 

3)тюремное заключение и срочные каторжные работы;

 

4)позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

 

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

 

Наилучшим видом доказательств считалось признание. До XIII века активно использовались пытки водой или железом (ордалии). При свидетельских показаниях требовалось наличие 2-х свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.

 

Своеобразным видом доказательств был судебный поединок. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины - палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.

 

С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение и затем публичное и открытое судоговорение, которое, впрочем, вскоре тоже становится тайным. Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. Используется пытка как средство признания обвиняемого.

 

В XVII веке происходит разделение уголовного и гражданского процессов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.