Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологические особенности разговорно-обиходной речи






1. Разговорный характер носит употребление единственного числа в значении множественного числа: Помидор в этом году что надо!

2. Разговорной окраской могут обладать морфологические классы слов: собирательные числительные, некоторые неопределенные местоимения и наречия (с аффиксами кое-, -нибудь и то -), а также междометия, например: двое (детей), кое-кто, куда-то, фу!, ох!; глагольно-междометные формы: бряк, стук, бац, толк; и глаголы с этими корнями.

3. Для имен существительных – разговорные формы предложного падежа: в отпуску, в цеху, нет сахару; формы именительного падежа множественного числа: договора, сектора; формы родительного падежа множественного числа: апельсин, помидор.

4. Форма сравнительной степени имен прилагательных в разговорной речи легко сочетается с приставкой по-: получше, покрасивее и т.д.; и имеет суффикс -ей-: быстрей, теплей (ср., в книжных стилях: быстрее, теплее).

5. Разговорными вариантами являются формы инфинитива: видать, слыхать (ср., нейтральные: видеть, слышать); также «мерять» (меряю, меряешь) имеет разговорный характер по сравнению с «мерить» (мерю, меришь).

6. Неустойчивость рода существительных наблюдается в иностранных названиях фирм и товаров: киви, «Твикс», «Олби», «Милки вэй» и др. Форма среднего рода «кофе» встречается очень часто в устной речи, хотя с 2012 г. Эта форма зафиксированы в словарях наряду с формой м.р. Есть примеры появления родовой неустойчивости у довольно традиционных слов. Так, «виски» среднего рода, но встречается в речи: американский виски, шотландские виски и т.п.

Порою видно, что русскоязычное сознание не успевает либо не хочет побыстрее переварить грамматическую идею подобных слов.

7. В завершение родовой характеристики отметим названия лиц по их занятию, также в большом количестве появившихся в речи: коммерсант, финансист, бизнесмен и т.п. Подобные существительные тяготеют к общему роду, но в просторечии появляются: миллионерша, банкирша, секретарша.

8. Не хотят склонять носители языка сложные числительные. Приходится часто слышать в устной речи: шестистам, девятисот. Нередко используют числительные по образцу именительной формы во всех падежах: четыреста тридцать восьми; двадцать одного и т.п. Почти то же самое наблюдается в речи письменной, где опорными знаками счета являются, прежде всего, цифры.

9. Можно отыскать еще один подобный аспект в устном употреблении имен-отчеств: Владислав Николаич, Сан Саныч, Лена Пална. Это элемент просторечного, даже простоватого стиля.

10.Говоря о лексико-грамматических разрядах, отметим явления переходов (субстантивация прилагательных): зеленые, голубой, крутые, новые русские и др.

11. В уточнение морфологического портрета современной разговорной речи отметим некоторые частности. В них своеобразно отражается вкус эпохи. Таково употребление местоимений. Несколько потеснилось местоимение «вы». В обиходных ситуациях, и не только, гораздо чаще стало употребляться местоимение «ты», которое широко звучит не только в улично-троллейбусной речи. Например, стало довольно обычным на телевидении, а также не только среди юношества, но и в речи государственных мужей ( знаменитое «Борис, ты не прав»).

12. Интересна употребительность вариантов личных имен. Например, стали ходовыми уменьшительные формы имен артистов: Дима Маликов, Дима Билан, Маша Распутина, Катя Лель, Гарик Харламов, Нюша, Максим, Рома-зверь и др. Хотя их возраст давно перешел отроческий рубеж.

13. Влияние рекламы на разговорную речь («Сникерсни!», «Не дай себе засохнуть», «Не кисни, на радуге зависни!» и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.