Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины образования ранних браков.






Из множества проблем, которые выделяют по отношению к подросткам, для РФ наиболее актуальными являются психологическое насилие в период ухаживания, аборты, сложности выживания для несовершеннолетних матерей и, конечно же, проблема ранних браков.

В своем опросе я задала вопросы: как вы относитесь к такому явлению как ранние браки и считаете ли вы ранние браки проблемой современной России. Большинство опрошенных ответили отрицательно. Респонденты не считают это явление проблемой современной России. Из этого можно сделать вывод, что общество не воспринимает проблематику данного явления.

В современной России некоторое время происходит снижение возраста «взросления», данный момент является исторически закономерным, так как в периоды социально-экономического развития дети взрослеют раньше. Этот факт можно расценивать с положительной стороны, но необходимо учитывать, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать достаточно обширное просвещение подростков по многим вопросам и темам, а также создание служб помощи для их адаптации к взрослой жизни.

По данным исследователей И.Кона, В. Червякова, В.Шапиро в конце 80-х и начала 90-х годов происходит изменение в массовом половом поведении. Ими были проведены фундаментальные сферы обследования сексуального поведения в России. Опрос проводился с 2871 подростками 15 -19 лет в Москве, Новгороде, Ельце, Борисоглебске. Данные исследования продемонстрировали, насколько помолодели сексуальные отношения молодежи за последние десятилетия, особенно среди девушек. Так, например, были ‑ ­

приведены данные, по которым 47% девушек и 48% юношей в возрасте 15-17 лет имеют или имели сексуальные отношения со сверстниками.4

Необходимо отметить, что раннее начало сексуальной жизни среди подростков в России происходит в достаточно специфических условиях. К таким условиям относят:

низкую контрацептивную культуру

незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, особенно за пределами крупных городов

недостаток соответствующих знаний у взрослых, общающихся с подростками в связи с профессиональными обязанностями, а иногда просто смущение взрослых при попытке что-либо объяснить в сексуальной сфере

распространение пьянства и наркомании

рост насилия.

В результате всего этого возникают незапланированные беременности среди несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: это могут быть аборты у нерожавших; отказ от ребенка; оставление ребенка на время в Доме малютки; раннее материнство, а в связи с этим и стимулированные (вынужденные) ранние браки.

Так что же толкает подростков на ранние сексуальные отношения со своими сверстниками? Попробуем это выяснить.

Общеизвестно, что половое созревание девочек начинается в среднем на два года раньше в сравнении с мальчиками. Эти знания позволяют выделить степени созревания мальчиков и девочек.

Исследования, проводимые за рубежом, позволили выявить сведения, которые показали, что «степень созревания» и соответствующий уровень гормонов влияют на мотивацию первого сексуального опыта у мальчиков. У девочек же главными показателями в основном являются социальные причины: социальный контроль, поведение подруг и их пример, отношение к партнеру. Это данные по зарубежным исследованиям, российских данных по ‑ ­

этому вопросу чрезвычайно мало. Но все, же С.И. Голод в своих работах отмечает, что произошли изменения в отношении объекта первой сексуальной близости у девушек. Основой таких отношений, по-прежнему, остается позиция «друг» (44%); далее была выделена новая закономерность - мужчина значительно старше по возрасту и с другими интересами (33%), самыми последними в этой цепи являются категории «жених» и «муж».5

У подростков мотивы на вступление в первый, а и затем последующие сексуальные контакты происходит на разных основаниях. Для мальчиков это главным образом сформировано на основании добровольности и инициативы. Для девушек сексуальные отношения могут происходить по различным причинам. Среди них наиболее распространены такие причины как:

насилие или принуждение к сексу со стороны партнера. Для многих мальчиков-подростков и даже взрослых мужчин формирование мужской идентичности связано с унижением и подавлением девушек. По различным данным исследований можно с уверенностью сказать, что чем ниже возраст девушки при первом и дальнейших контактах, тем большая вероятность, что он был нежелательным. При этом девушки чаще подвергались насилию из социально менее благополучных семей и чаще в небольших городах. Подобные случаи оставляют психологическую травму и не способствуют формированию здоровой женской сексуальности.

пассивное поведение девушек. В таком эпизоде девушка уступает партнеру для того, чтобы не потерять его или не испортить отношения. Часто таким способом девушка пытается понравиться парню, в некоторых случаях сексуальные отношения происходит для повышения самооценки. Это качество также свойственно и молодым людям.

по обоюдному согласию. Здесь сексуальные отношения чаще всего являются продолжением определенного периода отношений. Они могут нередко продолжаться в обмен на материальные вознаграждения со стороны молодого человека, часто не очень значимые и большие (посещение кафе, кинотеатров и т. д.).

‑ ­

инновационный сценарий. В данном случае девушка-подросток сама осознанно инициирует сексуальные отношения.6 Она рационально и обдуманно выбирает партнера для таких отношений и сама проявляет инициативу. Обычно девушки считают, что время для начала сексуальных отношений уже пришло.

Из всего вышесказанного заметно, что причины, по которым происходят первые сексуальные контакты, у подростков различны, и варьируют от обоюдного согласия даже до насилия.

Более раннее начало половой жизни юношами и девушками подтверждается их положительным отношением к сексуальным связям до брака, кроме этого высока доля одобрительных ответов подростков, по поводу совместного проживания, не зарегистрировав свои отношения юридически. Всему этому, как правило, содействуют социально неблагополучные условия (отсутствие надзора, алкоголизация и наркотизация родителей, сиротство), и вдобавок к этому недоразвитие нравственных ценностных ориентаций. У подростков, которые живут в трудных и неблагоприятных условиях, обыкновенно отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение, повышенный интерес к этому. Подросток такого типа полностью уходит в сексуальные отношения, и все остальное в окружающем мире перестает для него существовать.

Но, бесспорно, что начало сексуальных отношений между подростками еще не приводит к образованию ранних браков. Увеличение и образование таких семейных союзов происходит в основном в результате беременности или по «большой любви».

Согласно статистике ежегодно в Российской Федерации у пятнадцатилетних матерей рождается около 1, 5 тысяч младенцев, у шестнадцатилетних - 9 тысяч, у семнадцатилетних - 30 тысяч. 7

Каждый год создается множество подростковых семей из-за ранней беременности девочки-подростка, но внебрачная рождаемость также имеет тенденцию к росту. Среди данной возрастной группы 15-17 лет самый высокий показатель внебрачной рождаемости и составляет 58% от всех рождений в этой подростковой ячейке, что значительно превышает общий показатель - 29%.

‑ ­

Таким образом, рождение ребенка в несовершеннолетнем возрасте и брак - события, которые совпадают не часто. Довольно часто подростки выбирают вариант временного сожительства, без законного юридического оформления, обычно это происходит в результате того, что девушка стремится и надеется хоть как-то удержать отца своего ребенка. Но такие отношения, как правило, не длятся длительное время, а быстро заканчиваются.

Также могут иметь место сексуальные отношения в виде добрачного сожительства, в котором закладываются основные моменты будущих брачных отношений в юридически оформленном союзе. Такие связи, возможно, перерастают в нечто большее, то есть создается семья, образуется ранний брак между подростками. Такие ситуации могут в дальнейшем развиваться по разным сценариям. С одной стороны это могут быть бесперспективные отношения; с другой - могут в дальнейшем развиваться благополучно, если муж не станет психологически эксплуатировать экономическую зависимость юной супруги, и предоставит ей возможность для социальной самореализации. В большинстве случаях основным источником благополучия в брачно-семейных отношениях является поддержка родительской семьи (помощь в уходе за ребенком, материальная поддержка). Такой феномен «бабушек-матерей» достаточно распространен в российской культуре.

На вопрос моей анкеты, если молодой семье нужна поддержка, в чем она должна проявляться, респонденты отвечали, что она должна проявляться в обеспечении жилищной площадью, материальной помощью государства и поддержкой родителей.

Подводя итог можно выделить несколько основных причин, по которым молодежь вступают в брак:

В связи с беременностью девушки.

Чтобы почувствовать себя взрослыми - та же причина, по которой некоторые молодые люди кидаются во всякие разрушительные крайности - в алкоголь, наркотики, ранние половые связи. Но вступление в брак не приводит автоматически к взрослости. Есть только два слагаемых настоящего брака: двое по-настоящему взрослых людей.

Чтобы наконец-то уйти от родителей - ирония судьбы заключается в том, что из-за высоких цен на жилье многие молодые пары не могут позволить себе завести собственный дом и вынуждены жить первые несколько лет с ‑ ­

родителями мужа или жены. Авторитарность и давление со стороны родителей способствуют тому, что ребенок стремится вырваться из этих условий. Часто молодые люди до конца не осознают, на что толкают себя, вступая в семейную жизнь, однако стремление уйти из-под родительского крыла сильнее.

Часто причиной раннего брака становятся ошибочные убеждения. Девушки думают, что будущий муж это «принц на белом коне» и семейная жизнь будет сказкой.

Чтобы получить большую свободу. Но на самом деле, все получается наоборот. Ответственность, которую налагает брак, не позволяет юным супругам свободно общаться с друзьями и вести " молодежный образ жизни".

Настоящая любовь. Немало примеров и крепких семей, созданных в раннем возрасте, очень часто, соседи по школьной парте или соседи по подъезду сочетаются законным браком, как только закон позволяет им сделать это. Трудности между супругами в ранних брачно-семейных отношениях

У большинства подростков, которые образовали ранние брачно-семейные отношения, еще продолжается процесс формирования самосознания. Практически не готовые к самостоятельной жизни, они сразу сталкиваются с огромной массой проблем, таких как ведение домашнего хозяйства, поиск работы с целью укрепления материального положения семьи, сложности общественных отношений, в которые они вступают, отрываясь от родителей.

Налаживая брачно-семейные отношения, супруги с трудом мирятся с постоянным ограничением свободы ради другого участника брака, они медленно, а часто и очень болезненно свыкаются с мыслью, что необходимо уступать друг другу, заботиться не только о собственном благополучии, но и о хорошем самочувствии партнера по браку.

Довольно сильно брачно-семейные отношения осложняет ранняя беременность, с рождением ребенка, особенно если это происходит до регистрации брака, число разводов в таких случаях намного превышает число разводов среди всех подростковых семей. Если же ‑ ­

будущие супруги оформили свои отношения до рождения ребенка, то вероятность развода не столь высока.

В ранних браках, которые создаются подростками, молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Обычно юные матери довольно рано прекращают занятия в школе, они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах, и при этом испытывают очень большую неудовлетворенность своей работой. Они чаще попадают в зависимость от родительской поддержки.

При этом юным матерям необходимо продолжать свое собственное личное и социальное развитие. В то же время, они пытаются адаптироваться к круглосуточным потребностям грудного или маленького ребенка.

Очень часто забеременевшие девушки-подростки сталкиваются с сильным неодобрением своей семьи или уже находятся в конфликте со своими родителями и родственниками к моменту беременности и сообщении о будущем замужестве. Обстановку в семье в такой ситуации никак нельзя назвать благоприятной и положительной для подростков. Поэтому с целью избежать подобной ситуации у некоторых девушек-подростков возникает мотивация вступить в брак и образовать собственную семью и обзавестись личным своим хозяйством.

Но замужество не всегда является наилучшим решением проблемы юной матери. Некоторые исследователи считают, что вступление в брак в старшем подростковом возрасте чаще приводит к прекращению учебы в школе, чем подростковая беременность. Кроме того, те, кто вступает в брак в столь юном возрасте, разводятся чаще, чем те, кто сначала рожает ребенка, а выходит позднее.

Влияние раннего отцовства на жизнь юноши так же в большинстве случаях бывает отрицательным, и имеет различные последствия. Многие ощущают давление, требующее от них оказания поддержки своим юным семьям, поэтому такие юные отцы часто бросают школу, и обычно получают меньшее по объему образование, чем те и сверстники, которые не обзавелись семьей и детьми.

‑ ­

Так же для них более вероятно получение неквалифицированной, низкооплачиваемой работы. С течением времени у них чаще возникают семейные проблемы, которые нередко приводят к разводу. Исследователи считают, что ранние браки распадаются через 5-7 лет.8

Для того чтобы юные родители могли хорошо справляться с воспитанием своих детей и при этом взрослеть сами, им необходима помощь. Поэтому важной социальной задачей становится помощь юным родителям (не только со стороны родителей, но и со стороны государства и общества в целом) и их детям, направленная на то, чтобы они успешно развивались и стали полноправными членами общества.

Важно отметить, что ранние браки очень часто распадаются из-за того, что молодые и неподготовленные супруги сталкиваются с различными трудностями. А.Г. Харчев выделил факторы, которые негативно влияют на стабильность раннего брака: 9

- разводы в подростковых браках часто определяются тем, что у большинства молодых людей пониженная ответственность за судьбу создавшейся семьи. Часто наблюдается их нравственная и психологическая неподготовленность к совместной жизни. Подростки не в состоянии взять на себя определенные обязательства перед обществом;

- в настоящее время часть молодежи видит в браке лишь доступный и законный способ удовлетворения своих сексуальных потребностей, а иногда и обеспечение себя жильем;

- на прочность и гармонию в семье огромное значение оказывают добрачная беременность и нежелание супругов обзаводиться детьми, и нести за это определенную ответственность;

- кроме этого большое влияние на крепость брака несут в себе финансовые трудности, которые осложняют и обостряют все остальные проблемы;

- разрыв со сверстниками, неумение организовывать надлежащий уход за новорожденным, плохие жилищные условия.

Из проведенного мною опроса респонденты выделяли следующие причины распада семей в ранних браках: из-за измены, недостатка средств существования, чаще всего это ‑ ­

происходит, когда чувства закончились, неосознанность брака, неготовность к семейной жизни.

Ранний брак - это тяжелая ноша, которую на себя хотят взвалить дети, считающие себя повзрослевшими и не имеющие достаточного жизненного опыта. Если родители стремятся найти психологический контакт с детьми, уважают решение и выбор своего ребенка, свободно общаются и могут объяснить многие вещи (поговорить о сексе, контрацепции, нежелательной беременности) то решение о вступлении в брак будет взвешенным и серьезным. Молодые люди будут оценивать ту ответственность, которую они берут на себя, вступая в семейную жизнь.

Сейчас же наблюдается такая ситуация, что большинство брачующихся еще не готовы обеспечивать семью, вести хозяйство и довольно часто очень трудно происходит совмещение своих интересов с потребностями и интересами семьи.
‑ ­

Заключение

Проведенная работа позволяет сделать вывод, что в настоящее время четко просматриваются отрицательные тенденции в брачно-семейных отношениях среди юношей и девушек подросткового возраста. Вместе с этим происходит ухудшение морального, социального и экономического состояния молодежи в целом, эти изменения связаны с резким изменившимся политическим и экономическим укладом в стране.

В современном обществе очень сильно распространены незарегистрированные браки между молодыми людьми. Это можно рассматривать как новый этап жизненного цикла развития семьи и брака, который довольно часто предшествует юридически оформленному союзу. Но не всегда такие опыты оказывают положительное воздействие на будущих супругов.

Из-за ослабленного контроля в семьях над подростками, а также из-за отсутствия необходимых знаний или их недостоверности подростки начинают ранние сексуальные отношения. Естественно все это не проходит бесследно для девушек и юношей, и довольно часто приводит к беременности, и в связи с этим к образованию ранних браков.

Беременность, роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития девушек. Кроме того, беременность создает для них особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего данному возрасту. Переживания девочки подростка, связанные с ее беременностью, усугубляют также отношения с родителями, которые чаще всего принимают репрессии к своему ребенку и устраивают скандалы. Не в лучшем положении находится и молодой отец, который просто еще не в состоянии принять на себя такой груз ответственности.

В связи со всем вышеперечисленным необходимо выделить основные моменты, на которые необходимо обращать внимание для возможного уменьшения ранних необдуманных браков:

создание медицинских программ профилактики нежелательной беременности и ранних браков путем обучения школьников методам контрацепции;

‑ ­

половое воспитание, помощь подросткам в принятии биологических и психологических особенностей своего пола;

просвещение подростков по вопросам любви и секса;

воспитание чувства ответственности за себя и за другого человека, того, к кому подросток испытывает первое чувство любви или половое влечение;

сексуальный контроль над подростками со стороны семьи, принятие семьей активного участия в жизни ребенка.

На основе данной работы я сделала вывод, что большая часть реципиентов против ранних браков. Они считают данные браки ненадежными, в связи с возрастом супругов, их положением в обществе, материальным положением. Интересно то, что большинство не рассматривают ранние браки как проблему современного общества. Хотя на самом деле эта проблема существует. Люди не задумываются над ней лишь до тех пор, пока сами с ней не столкнутся. К сожалению, общество не замечает чужих проблем. Ранние браки не приведут нас ни к чему положительному. Мы должны решать этот вопрос уже сейчас, задумываясь над будущим своей страны, а не откладывать его на завтра.

Таким образом, можно еще раз отметить необходимость помощи подросткам в их супружеской жизни. А также в организации желательной профилактики ранних браков путем просвещения подростков по вопросам сексуальных отношений между людьми и возможных последствий таких отношений.

‑ ­

Список использованной литературы

Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2004. - С 32-34

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - С-П.: Петрополис, 1998.

Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин. // Социологические исследования. 2002. № 11., с. 84.

Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака рождаемости. // Социологические исследования. 2003., № 11.

Ивченкова Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни. // Вопросы психологии. 2001. № 3

А. В. Клименко, В. В. Румынина Обществознание. (Учебное пособие для школьников старш. кл. и поступающих в вузы), 4-е изд., Дрофа, 2004

А. В. Клименко, Д. А. Жуйков Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений: М. Дрофа, 2009

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.; Академа, 2000.

Мухина В.С. Детская психология. М., 2003. с. 416

Хобсон К.Ф., Скин Р.П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. М., 1993. с. 326

https://www.domashnie-posidelki.ru/publ/rannij_brak_s_korotkim_srokom_godnosti/4-1-0-810

https://primer1.ruschools.ru/podrostkoviebraki.aspx

https://rannie-braki.narod.ru/index.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Брак

https://www.nuru.ru/socio/052.htm

https://ylady.ru/8-rannie-braki.html

https://wworld.com.ua/show_article.php? mid=b10-& idnews=1067
‑ ­






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.