Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы брака






Брачно-семейные отношения представляют собой комплексные отношения личного неимущественного и имущественного характера, основанные на родственных связях и регулируемые нормами гражданского (в широком смысле слова) права.

Несомненно, большую роль в жизни человека играет семья. У каждого человека есть потребность в создании семьи, брака. Брак, или брачный союз, - это регулируемая обществом (в том числе государством) семейная связь между людьми.1 В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжение рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Брак - исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие формы брака:

моногамное супружество и полигамный брак;

патрилинеальные и матрилинеальные семьи;

патриархальные и матриархальные семьи;

гомогенные и гетерогенные семьи;

малодетные, среднедетные и многодетные семьи;

нуклеарные (супружеские) и родственные семьи.

Вначале рассмотрим такие формы брака как моногамное супружество и полигамия. Моногамное супружество представляет брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамный брак - брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, при этом, как правило, происходит затворничество жен, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

‑ ­

По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока (см. приложение 1), среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиандрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.2 Этот вид брачного союза был вначале характерен для позднепервобытной общины, где происходило усложнение хозяйственной деятельности и социальных связей, что и привело к упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с другими видами брака (например, групповым браком).

Таким образом, возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. В результате этого половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и плюс ко всему и экономическими факторами: жена и дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены в таких брачных союзах обеспечивалась ее подчинением власти главы семьи (мужу). История моногамного брака на протяжении около трех тысячелетий обнаруживала постепенное и неуклонное усовершенствование. Такой вид семьи прогрессивно эволюционирует постепенно и постоянно, пока не будут признаны равенства обоих полов и равноправие брачных отношений.

Следующими формами брака можно выделить нуклеарные (супружеские) и родственные семьи. Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них. В нуклеарной семье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной. Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. ‑ ­

Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе — взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.

Нуклеарная семья может быть полной или неполной. Полной называется такая, в которой есть муж, жена и их дети. Неполная семья состоит из одного родителя и его детей. Неполная семья образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождения внебрачного ребенка или усыновления. В нашей стране каждая из форм семьи является юридически правомочной. По российскому законодательству, неполная семья пользуется рядом льгот, способствующих полноценному воспитанию детей.

При родственной организации семейной жизни родственники живут вместе со своими супругами и детьми. Такая традиция характерна для многих восточных народов. В таких семьях главную роль обычно играют самые старшие, и даже взрослый мужчина должен беспрекословно подчиняться своей матери. В нашей стране, в результате острой жилищной проблемы, можно говорить о специфическом характере некоторых семей, где супруги вынуждены проживать с родителями и родственниками, ощущая себя при этом отдельной семьей.

Также выделяют патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных - наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных – по матери.

Следующая классификация выделяет патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец, а в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Подлинной характеристикой патриархальной семьи является организация наиглавнейшей воли отца. Конечной целью патриархальной семьи является установление отцовской власти над определенной группой лиц.

‑ ­

Что же касается гомогенных и гетерогенных семей, то в гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, а в гетерогенных семьях они происходят из разных социальных групп, каст, классов.

По количеству детей в браке, семьи разделяются на малодетные, среднедетные и многодетные. Малодетными являются семьи, имеющие 1-2 ребенка. Среднедетные – 3-4, а многодетные семьи – это те семьи, в которых имеется 5 и более детей.

Важно обратить внимание на те изменения, которые претерпел брак, а так же на новые формы брака, которые имеют место быть в настоящее время не только в Западных странах, но и в России.

Каждый брак по-своему уникален, но при этом он может содержать определенные признаки, по которым его можно будет отнести к той или иной форме. В настоящее время отношения в обществе между людьми не стоят на месте, они претерпели разнообразные изменения. В связи с этим помимо традиционных семей появились и появляются другие разнообразные формы брака. Ниже приведены некоторые формы таких браков и их краткая характеристика.

Традиционный брак - это брак, в основе которого лежит официально зарегистрированный или церковный брак (венчание). Такая форма более всего охраняет права детей, но при этом она содержит максимальное число запретов для обоих супругов. Но, как правило, эти ограничения в большей степени распространяются на женщину. Традиционная форма брака не осуждается общественным мнением, и считается определенной нормой для образования семьи.

Незарегистрированный брак (фактический) в обществе называется гражданским браком или, в просторечии именуется сожительством. Данная форма все более и более распространяется в России, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке, а так же в Западных странах - Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Незарегистрированный брак был принят в СССР при Ленине, а при Сталине претерпел быструю отмену. Эта форма характеризуется совместным проживанием и ведением общего хозяйства. Такой вид брака психологи называют промежуточным, подчеркивая, что он может в любой момент принять какую-то окончательную форму: распасться или закрепиться документально (часто это происходит под влиянием беременности девушки). По данным исследований, в незарегистрированном браке чаще живут те пары, которые уже достигли ‑ ­

или, уверено подходят к приличному достатку. Такие браки образуются в результате желания оградить себя от ответственности.

Ограниченный временем брак заключается на определенное время (год, два и так далее). По истечении данного срока такие отношения являются автоматически расторгнутыми, после чего бывшие супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или опять образовать такой брак, или бессрочно.

Прерывающийся брак. Основой такой формы брака является то, что супруги живут совместно какое-то определенное время, но при этом они могут разъезжаться на любой срок (неделю, месяц, полгода). Причины временных расставаний могут быть любые - загруженность на работе, учеба, необходимость смены места проживания или отдых друг от друга. Разъезды в прерывающемся браке являются нормой и происходят с согласия обеих сторон.

Встречающаяся семья определяется тем, что супруги находятся в зарегистрированном браке, но живут отдельно, каждый в своей квартире или другом месте. Несколько раз в неделю или меньше происходят встречи, с помощью которых они общаются, договариваются о чем-нибудь. После встреч супруги расходятся и снова возвращаются каждый к себе. Если в таком браке появляются дети, то, как правило, их растит мать. Отец же занимается со своим ребенком только тогда, когда у него есть желание и время.

Открытый брак заключается в том, что супруги (официальные или нет) допускают различные связи и взаимоотношения (увлечения) вне семьи.

Шведская семья базируется на семье, в которой живут несколько человек (несколько мужчин и женщин). Чаще всего это небольшая общность, соединенная дружбой и хозяйственными удобствами, то есть взаимопомощью друг другу.
Представления о семье и браке у молодежи

Семья - институт чрезвычайно консервативный, изменений в ней происходит очень мало. А то, что происходит, часто не выглядит сенсацией. Пожалуй, наиболее ‑ ­

революционным является изменившаяся позиция женщины. Ее все возрастающую общественную и профессиональную активность называют иногда " тихой революцией ХХ - XXI веков".

В России сейчас особое значение приобрела ценность социального успеха. Причем не только для мужчин, но и для женщин. Такой ценности при советской власти не было. Были, конечно, люди, делавшие карьеру и чего-то достигшие, но тип человека, ориентированного на успех, представлялся отрицательным. Сейчас успешность - это норма. Появились женщины, которые сознательно хотят добиться успеха в обществе и личного успеха. Но при этом, ни они сами, ни будущие их партнеры пока не готовы принять, что жена будет слишком много времени уделять не просто работе, а своему карьерному росту и публичной роли в обществе.

Женщинам становятся неинтересны традиционные сюжеты: выйти за богатого мужа и иметь полный комфорт. Преобладают женщины, которые хотят быть организаторами своей жизни, с очень высокой ценностью личной независимости. Они не готовы жертвовать своими достижениями ради семьи. Но при этом страдают от одиночества. Это основное противоречие женщин молодого поколения. И этой линии еще предстоит быть в обществе линией напряжения. Вернуть все обратно не удастся, а двигаться вперед сложно.

В результате проведения опроса среди учащихся 10 – 11 классов на вопрос: «Какими вам видятся роли мужа и жены?» большинство опрошенных ответили, что роли должны быть более прогрессивные, что подтверждает вышесказанное. В современном мире увеличивается эмансипация женщин.

Андреева Т. В. в своей книге «Семейная психология»3 подчеркивает важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время пред‑ ­

ставления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее разделение и проти‑ ­

вопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи (по дан‑ ­

ным анкетного опроса «Твой идеал») значимость любви при выборе спут‑ ­

ника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» люб‑ ­

ви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху ‑ ­

своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, — это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам пре‑ ­

восходил «среднего» реального юношу из непосредственного окруже‑ ­

ния девушек-студенток. Аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только луч‑ ­

ше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник, в общем-то, и должен выбирать. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

В. И. Зацепин отмечает также «пигмалионизм» в межличностном вос‑ ­

приятии юношей и девушек, т.е. влечение к вымышленным образам (образ с картинки). Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по мно‑ ­

гим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень разви‑ ­

тия у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих набо‑ ­

рах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки еще ценят силу и целеустремленность, а юноши — скромность своих избранниц).

Вместе с тем выяснилось, что молодые люди, начинающие совмест‑ ­

ную жизнь, плохо знают характеры друг друга — оценки, присваиваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооцен‑ ­

кой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону боль‑ ­

шей мужественности или женственности.

‑ ­

Выясняется, что существует огромное множество различных форм брака, которые не всегда поддерживаются официально и документально. Плюс к этому многие из данных форм чаще всего не воспринимаются обществом и не поддерживаются в нем. Но, несмотря на все это, такое многообразие брачно-семейных отношений между людьми не только не уменьшается, но все сильнее и сильнее продолжает расти.

Что же касается представления о семье и браке, то развитие брачно-семейных представлений юношей и деву‑ ­

шек включает в себя формирование у них правильных воззрений о со‑ ­

отношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.

‑ ­






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.