Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бенедикт Спиноза (1632-1677).






Голландский философ-материалист. Работы: «Богословско-политический трактат» (1670), “ Этика, доказанная в геометрическом порядке ” (1675 г.), «Политический трактат» (1677).

Философия.

* Все явления природы строго обусловлены определенной закономерностью, причинностью.

* Закономерность – это воля Бога.

* Природа = Субстанция = Бог.

- Пантеизм.

Естественное право

* Человекстремится к самосохранению (необходимость):

«Под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И поэтому естественное право всей природы, и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь».

* Естественное право – это “ мощь ” – способность любой части природы к самосохранению.

Собственность

Человек по природе эгоистичен (!) и корыстолюбив:

* “ Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить свое благосостояние ”.

* “ Каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы, а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достояния ”.

* Обеспечение частной собственности – условие достижения общего блага.

Государство

* “ Состояние борьбы всех против всех ” не существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?).

* Государство появилось в результате общественного договора.

Законы

* Необходимы для того, чтобы “ сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно ”.

Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах... Но человеческая природа устроена совсем иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движим прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей ”.

Естественное и позитивное право

* Естественное право – желание безопасного существования.

* Гражданское право заключается в том, чтобы урегулировать их интересы и не допустить противоречия.

«Тот, кто решил повиноваться всем приказам государства – потому ли, что боится его мощи, или потому, что ценит свое спокойствие, - тот, конечно, сообразуется со своей безопасностью и пользой…».

* Подчинение законам государства обеспечивает гражданину безопасность. В этом смысле гражданское право = естественное право.

Пределы власти государства

* « Все то, к выполнению чего никто не может быть побужден ни наградами, ни угрозами, не относится к праву государства ».

* ПРАВО государства равно его “ мощи ”, силе, фактической способности повелевать подданными либо наградами, либо страхом наказания.

Например, власть не имеет фактической способности, “ мощи ” заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.

* Никто не может быть принужден к определенному образу мысли, слова (“ Богословско-политический трактат ”).

Демократия

* Недостаток монархии и аристократии – то, что общее благо часто напрямую зависит от «чьей-либо совестливости».

Законотворчество

* Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей.

* Воля общего собрания “ определяйся не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или, по крайней мере, к тому, что кажется таковым ”.

(С ума поодиночке сходят – это только гриппом вместе болеют)

Республика

* “ В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости ”.

Демократия не для всех

* Та, «где все без исключения подчинены одним только отечественным законам и, кроме того, своеправны и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на военную службу».

Из числа полноправных граждан исключаются иностранцы, женщины, рабы, несовершеннолетние, те, кто подвергся бесчестию.

Тем не менее – концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.