Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схоластика. Фома Аквинский.






В XI - XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев. Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма.

* Схоластика – католицистская теология, которая доказывала постулаты веры с помощью разума.

- В том числе, опираясь на философию Аристотеля.

Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274 гг.).

Доминиканский монах. Род. близ итальянского города Аквино. Преподавал богословие в Париже. Главный труд – «Сумма теологий». Влияние философии Аристотеля.

* Постулаты веры выше разума, но не противоречат разуму.

* Теология (богословие) выше философии.

* Философия – служанка богословия.

Доказательства бытия Бога

1) Движение. Все движется. Движение когда-то и кем-то должно было быть начато. Кем? Богом.

2) Производящая причина. Все существующее изначально должно было кем-то, или чем-то быть произведено. Т.к. ничто не может произвести само себя, то должна быть какая-то первоначальная производящая субстанция. Кто? Бог.

3) Необходимость. Каждая вещь возникла в силу определенной необходимости. Если бы этой необходимости не существовало, то не возникало бы и вещей. Что есть первоначальная необходимость? Бог.

4) Степень совершенства бытия. Все вещи отличаются степенью совершенства. Хорошие, плохие, лучшие, худшие. Но нет среди вещей идеальной вещи. Все они сравниваются только с самым совершенным. С кем? С Богом.

5) Существование всего имеет какую-то цель. Кто определил цель первоначально? Бог.

Не все можно понять разумом

* Например, истины о триединстве Бога, о телесном воскрешении мертвых в результате страшно суда.

* В эти истины нужно верить.

Бытие

* «Активная форма» (Бог).

* «Пассивная материя» (содержание).

* Бог придает форму пассивной материи.

* Духовное выше материального.

Государство.

☺ Человек – «животное общительное и политическое».

* В одиночку удовлетворить свои потребности человек не может, поэтому объединяется в государство.

☺ Духовный мир возглавляется папой как наместником бога.

* Подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

«Всякая власть – от Бога».

* И духовная и светская власти “ соединяются в лице папы, который стоит на вершине обеих властей ”.

* Монарх, правящий без папского благословения – правит лишь в своих интересах, по сути, превращается в тирана.

* Народное восстание против такого тирана не будет незаконным.

* Но лучше – терпеть, а то может быть еще хуже.

Учение о законах, их видах и соподчиненности.

* У всех сущностей есть ЦЕЛЬ существования

* Неизбежны столкновения этих целей.

* Закон – для урегулирования этих целей.

* Т.О. закон – общее правило для достижения цели.

По Аристотелю:

* Законы делятся на естественные и положительные (писаные).

* Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения “ небесного блаженства ”).

В результате:

1) вечный (божественный естественный),

2) естественный (человеческий естественный),

3) человеческий (человеческий положительный) и

4) божественный (божественный положительный).

* Вечный закон – “ сам божественный разум, управляющий миром ”;

* Естественный закон – стремление к самосохранению и продолжению рода.

* Человеческий закон – феодальное право, подкрепленное принуждением, санкцией.

* Б ожественный, или откровенный, законБиблия.

Действующий закон – воля Бога

* Нарушение феодального закона – тяжкий грех.

Католическая церковь почитает Фому Аквинского как святого, его учение считается официальной доктриной католицизма. Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено “ единственно истинной философией католицизма ”.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.