Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эргономические и экологические требования, предъявляемые к дорожно-строительным машинам и оборудованию предприятий строительной индустрии.






 

Эргономика – это наука о взаимодействии человека с машиной и производственной средой, изучающая их влияние на состояние и трудовую деятельность человека – оператора. Эргономика рассматривает и исследует единую систему человек – машина – среда с целью выработки определенных требований к проектируемым машинам и оборудованию на основе физических. Физиологических и психофизиологических особенностей человека.

К основным требованиям по организации рабочего места следует отнести следующие: гигиенические требования, устанавливающие определенные нормы к освещенности помещения и рабочего места, температуре, влажности, запыленности и токсичности окружающей среды, уровню шума и вибрации во время работы, гравитационным перегрузкам и ускорениям, действующим на оператора при его взаимодействии с машиной; антропометрические требования, устанавливающие соответствие размеров, форм и расположения элементов рабочего места оператора его антропометрическим характеристикам, размерам, форме и массе тела человека, а также физиологически рациональным позам оператора на рабочем месте; физиологические требования, определяющие соответствие параметров машины и оборудования силовым и скоростным возможностям человека, с учетом его возраста, пола и тренированности; психофизиологические требования, определяющие соответствие машины и оборудования слуховым, зрительным, осязательным и обонятельным возможностям человека, а также способность воспринимать и перерабатывать информацию, получаемую в процессе работы машины; эргономические требования предъявляются к тем элементам оборудования, которые связаны с человеком при его работе (ГОСТ 12.2.049-80).

При решении общих задач эргономики на стадии организации рабочего места оператора решаются следующие задачи:

- изучение влияния различных факторов окружающий среды на функциональное состояние и работоспособность человека;

- разработка средств эффективной защиты от вредных воздействий среды;

- установление общих принципов рациональной компоновки органов управления;

- формирование требований к проектированию рабочих мест;

- определение зоны размещения оборудования;

- соблюдение рекомендаций по конструированию рабочих столов, пультов и сидений в зависимости от характера работы и рабочей позы оператора и т.д.

Обычно при рассмотрении конструкции органов управления и проектировании рабочего места пользуются плоским макетом человека среднего роста 178 см.

Положение «стоя» для человека более естественно, однако при длительной работе оно утомительно по сравнению с положением «сидя».

При работе стоя необходимо обеспечить возможность передвижения, т.к. длительные фиксированные позы не желательны.

Положение «сидя» имеет ряд преимуществ, однако имеется необходимость смены рабочих положений, чтобы нагрузка приходилась на разные группы мышц.

Работа в положении «лежа» резко ограничивает двигательные и др. возможности человека, увеличивает его напряжение и может допускаться в исключительных случаях.

При организации рабочего места следует учитывать, что статические нагрузки более утомительны, чем динамические. Поэтому, если необходимо прилагать усилие до 50 Н на рукоятки, то рекомендуется рабочая поза «сидя», при усилии более 100 Н и значительном размахе движения (более 0, 3 м) – положение «стоя».

При эксплуатации дорожно-строительных машин к основным компо­нентам, загрязняющим окружающую среду, относятся повышенное со­держание окиси углерода и свинца, выбрасываемые с отработанными газами двигателей машин в воздух, и различные отходы нефтепродуктов, кислот, щелочей, сбрасываемых в водоемы и в почву.

В целях защиты окружающей среды необходимо постоянно поддер­живать топливную аппаратуру двигателей в исправном состоянии, а про­верку работы двигателей на содержание в выбрасываемых ими отработанных газах примесей углерода и свинца производить в каждые очередные перио­дические ТО-2, ТО-3 и текущие ремонты.

Под охраной природы подразумевается совокупность мероприятий по рацио­нальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и пре­дотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. К при­родным ресурсам относят атмосферный воздух, воду, почву, полезные ископае­мые, климат, растительность, животный мир. Конечная цель охраны природы за­ключается в обеспечении благоприятных условий для существования человека, развития хозяйств, науки и культуры всех народов, населяющих нашу страну.

Объекты применения подъемно-транспортных и строительных машин нахо­дятся вблизи населенных пунктов, промышленных предприятий, полей, лесов, зе­леных городских насаждений, гор, рек и водоемов. Хотя полностью ликвидиро­вать отрицательные последствия воздействия мобильной техники на окружающую среду невозможно, однако машинист, соблюдая требования об охране природы, не должен причинять ей вреда во время работы.

Виды загрязнения окружающей среды различны и многообразны: выбросы в атмосферу выхлопных газов, поступление в воду и попадание на почву отходов от мойки машин и нефтепродуктов при их заправке и смазке, загрязнение мест эксплуатации, повышение шума при работе машины.

Для двигателей машин количество загрязняющих веществ, выделяемых в атмо­сферу, пропорционально расходу топлива. Поэтому экономия топлива одновре­менно означает сокращение выброса токсичных веществ в атмосферу. Недопус­тимы работа двигателя с сверхнормативным выбросом выхлопных газов (ГОСТ 12.1.005-88), образование задымленности рабочей зоны выхлопными газами и за­пыленности отработанным воздухом пневмосистемы, подача без надобности сиг­налов, работа с неисправным глушителем и несмазанными трущимися поверхно­стями сборочных единиц, мойка и заправка машин у водоемов и в реках, выбра­сывание на почву и в водоемы бракованных и обтирочных материалов, сток не­чистот с рабочей зоны и территории эксплуатационных баз в реки и водоемы без предварительного прохождения их через очистные сооружения, попадание горю­че-смазочных материалов и рабочей жидкости на почву при заправке и смазыва­нии машин, сжигание почвы вблизи машины открытым огнем, применение от­крытого огня при техническом обслуживании и пуске в работу машин, передви­жение машин по местности с растительным покровом и посевами, наезд на дере­вья и складирование конструкций на насаждения, въезд без разрешения на терри­торию леса. Категорически запрещается сливать отработанные нефтепродукты на землю, в канализационную сеть, водостоки, водоемы.

Огромный вред растительности, лесному хозяйству причиняют пожары. В подъемно-транспортных и строительных машинах имеется ряд пожароопасных сбо­рочных единиц. Объемное гидрооборудование, отопители, система электроснабжения, топливные баки и магистрали, нагрев двигателя, окраска металлоконструк­ций, являются источниками пожара (ГОСТ 12.1.033-81*). Поэтому следует обра­щать внимание на факторы пожарной безопасности, при которой исключается возможность возникновения пожара и воздействия на окружающую среду опасных последствий загорания: исправность топливной и электрической систем, герме­тичность элементов гидрооборудования, работоспособность отопителя и вы­хлопной системы, нагрев рабочей жидкости. Загорание машины ликвидируют ог­нетушителями.

Машинист должен постоянно бороться за снижение загазованности и запылен­ности воздуха, шума, загрязнения водных бассейнов, бережно относиться к со­хранению растительности.

Загазованность возникает в результате выброса выхлопных газов из двигателя, содержащих вредные токсичные вещества: ядовитые (окись углерода и соедине­ния свинца) и раздражающие (окислы азота и серные соединения). Содержание вредных примесей в выхлопных газах может быть уменьшено в результате ис­пользования качественных сортов и полного сгорания топлива, эксплуатации ис­правной и отрегулированной топливной аппаратуры, применения совершенных очистных устройств в двигателе, исключения его холостой работы.

Запыленность происходит при транспортировании машины по грунтовым до­рогам, сдувании и развевании верхнего слоя рабочей зоны выхлопными газами, отработанным воздухом пневмосистемы, перемещении воздушных частиц от дви­жущихся частей машины во время ее работы. Уменьшению и устранению запы­ленности способствует соблюдение правил подготовки строительной площадки к эксплуатации машины, технического обслуживания ее сборочных единиц, пере­грузка пылящих материалов в закрытых емкостях, мелкоштучных конструкций в контейнерах и пакетах. Шум появляется от работающих машин, при подаче ими сигналов. Плохое состояние подъездных и впутриплощадочных дорог способствует образование излишнего шума. Создаваемый шум в зоне работы машины распро­страняется на прилегающие территории, мешая производительному труду рабо­тающих. Меры борьбы с шумом при эксплуатации машин заключаются в основ­ном в умеренно звуковых сигналах, исключении их подачи без надобности, при­менении исправных глушителей на двигателе, своевременным смазывании тру­щихся поверхностей сборочных единиц.

Загрязнение водных бассейнов может происходить при мойке и заправке машин, попадании бракованных материалов в водоемы, стоки в них нечистот с террито­рии строительных площадок и эксплуатационных баз.

Источником загрязнения окружающей среды в местах заправки машин явля­ются испарения топливо-смазочных материалов и рабочих жидкостей, разливы топлива. Для уменьшения испарения на заправочных станциях следует поддержи­вать в исправности емкости и обеспечивать герметичность их оборудования. Запра­вочная станция должна быть оборудована ливневой канализацией для сбора про­изводственных и ливневых стоков, соединенной с очистными сооружениями. Категорически запрещается сливать отработанные нефтепродукты на землю, в канализационную сеть и водоемы.

При очистке и мойке машин не допускаются слив отработанного масла, рабочих жидкостей и других нефтепродуктов, а также моющих составов на землю и водо­сточные и канализационные коллекторы, сжигание использованных обтирочных материалов и нефтепродуктов. Отработавшие нефтепродукты собирают в тару для их регенерации. На территории эксплуатационных баз рядом с зоной техническо­го обслуживания машин предусматриваются специальные моечные площадки а комплексе с моечными установками, системой очистки моечных вод. Очищенная вода повторно используется для мойки машин.

Следует организовывать механизированную заправку двигателей и системы гид­ропривода, собирать отработанные и заменяемые масла и отправлять их на перера­ботку применять системы оборотного водоснабжения и очистки стоков в очистных сооружениях. Запрещается мыть машины в водоемах или вблизи них, стоянка и заправка топливом машин в водоохранных зонах малых рек. Порча почвы и ее расти­тельности возможны, если она загрязняется горюче-смазочными материалами, от­ходами строительных материалов, сжигаются открытым огнем. В связи с этим при техническом обслуживании и пуске в работу машин запрещается применять от­крытый огонь для подогрева двигателя и сборочных единиц гидросистемы, унич­тожать обтирочные материалы сжиганием их на земле. Образовавшиеся отходы го­рючих материалов необходимо утилизировать. На участке открытой местности на которой размещался передвижной центр технического обслуживания машин, по­сле его переезда на новое место проводят реконструкцию почвы.

Нельзя допускать передвижение машин по местности с растительным покро­вом, минуя дороги общего назначения и пути строительных площадок. Особое внимание проявляют к сохранности озеленения санитарно-защитных зон между промышленной площадкой и жилыми районами. Сохранение деревьев и другой растительности в рабочей зоне машины должно быть предусмотрено в проекте производства работ.

Таким образом, машинист является активным помощником в' охране природы. Наряду с мастерством управления машиной, умением предотвращать критические ситуации при переработке грузов и движении в транспортам потоке, машинист обязан обеспечивать безвредность эксплуатации техники.

На практике безвредность работы машины приравнивается к ограничениям, которые предупреждают превышение уровня воздействия (порога) на природу и называется пределом допустимой концентрации загрязнений (сокращенно ПДК). На эксплуатационных базах, где производится техническое обслуживание и теку­щий ремонт подъемно-транспортных и строительных машин, устраивают очист­ные сооружения, устанавливают моечное и заправочное оборудование. В целях усиления охраны природы принят ряд постановлений, определяющих правила и организацию контроля использования земельных и водных ресурсов, соблюдения чистоты атмосферы, а также ответственность за состояние окружающей среды. Контроль проводится санитарно-эпидемиологическими станциями, инспекциями по охране вод, инспекцией по контролю за работой газоочистных и пылеулавли­вающих установок, ГАИ, инженерами по охране труда, местными органами управления территориями. Контроль за состоянием окружающей, среды ведут путем анализа проб воздуха и почвы. Распространенными приборами, с помощью ко­торых проводятся анализы, являются: универсальный газоанализатор, шумомеры. За содержанием вредных веществ в выхлопных газах каждой машины на базовом автомобиле ведет строгий периодический контроль Государственная автомобиль­ная инспекция.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.