Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика развития мировой транспортной сети, тыс. км






Вид путей сообщения Год
       
Железные дороги, в т.ч. электрифицированные        
Автодороги, в т.ч. с твёрдым покрытием 15 400 22 300 16 000 24 000 22 000 32 345 19 403  
Судоходные реки и каналы        
Нефтяные трубопроводы        
Магистральные газопроводы        
Воздушные пути       10 100

 

В структуре грузооборота мирового транспорта возросла роль морского, трубопроводного и газопроводного видов транспорта, сни­зилась роль железнодорожного (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Структура мирового грузооборота по видам транспорта, %

Вид транспорта Год
       
Железнодорожный 30, 8 14, 5 12, 0 8, 3
Автомобильный 7, 5 6, 9 10, 3 10, 0
Внутренний водный 5, 6 2, 5 2, 7 2, 5
Морской 51, 9 67, 5 62, 1 62, 5
Нефте- и продуктопроводный 3, 0 6, 0 8, 2 10, 2
Газопроводный 1, 1 2, 5 4, 6 6, 4
Воздушный 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
Всего        

 

Грузооборот, основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материально­го производства, представляет собой произведение количества пере­везенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Грузооборот из­меряется в тонно-километрах (т-км) нетто (на морском транспорте — тонно-милями, где миля равна 1, 852 км), т.е. без веса подвижного со­става, в котором груз перемещается. Следовательно, грузооборот транспорта зависит от массы перевозимого груза и дальности пере­возки. Масса груза, в свою очередь, обусловлена объемом и структу­рой производства различной продукции, а также зависит от коэффи­циента перевозимости или коэффициента повторности перевозок.

На дальность перевозки грузов влияют:

— размер территории и размещение природных богатств, пред­приятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам по­требления продукции;

— степень развитости самой транспортной сети (наличие крат­чайших или только кружных линий).

В свою очередь, на дальность перевозок (и на связанные с нею размеры грузооборота) оказывают воздействие общественный спо­соб производства материальных благ, особенности процесса обраще­ния продукции и товаров.

В мировых пассажирских перевозках лидирующее положение занимает легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования (более 60% всех пассажироперевозок). А если учитывать и автобусное сообщение, то в целом в мире на автомобильный транс­порт приходится почти 80% всех перевозок пассажиров.

Таблица 7.3

Доля отдельных видов транспорта в пассажирообороте мира, %

Вид транспорта Год
       
Железнодорожный 25, 8 11, 8 10, 2 9, 7
Автомобильный, в т.ч. автобусный легковой 71, 6 14, 8 56, 8 79, 0 19, 0 60, 0 79, 3 19, 0 60, 3 79, 5 19, 0 60, 5
Внутренний водный 0, 6 0, 4 0, 3 0, 3
Морской 0, 8 0, 3 0, 2 0, 2
Воздушный 1, 2 8, 5 10, 0 10, 3
Всего        

 

Железнодорожный транспорт. Наибольшую длину имеют же­лезные дороги в США (227 тыс. км), России (87 тыс.), Китае (72 тыс.), Индии (63 тыс.) и Австралии (54 тыс.). Наиболее высокая плотность железных дорог (длина железнодорожных путей на 100 или 1000 кв. км) в Бельгии — 100 км/100 кв. км. В ряде развитых стран — Японии, Франции, Италии, Германии, США — действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более 200 км/час.

По длине электрифицированных дорог первое место в мире за­нимает Россия, а по степени электрификации (доле электрифициро­ванных дорог) — Швейцария, где электрифицировано почти 100% всех железных дорог. В ряде стран на железных дорогах широко ис­пользуется тепловая тяга (тепловозы), поэтому процент электрифи­цированных дорог там ниже (Япония — 50%, Франция, Испания — 30%, США - 25%).

Ширина железнодорожной колеи в разных регионах может быть различной. В зарубежной Европе (за исключением Финляндии и бывших прибалтийских республик СССР) она составляет 1435 мм. В Испании и Португалии — 1668 мм, в России, Финляндии и странах Балтии — 1524 мм. Поэтому в местах, где происходит стыковка дорог с разной колеей (обычно это пограничные станции), устраиваются специальные приспособления, позволяющие производить замену ко­лесных пар с разной шириной колеи. Весной 2003 г. в печати появи­лось сообщение, что завод в Познани (Польша) наладил производ­ство систем автоматической смены ширины колесных пар, которая позволяет обходиться без длительной процедуры их замены.

Автомобильный транспорт. Мировой автомобильный парк на­считывает примерно 500 млн машин, из которых около 80% сосредо­точено в развитых странах. Большую роль в перевозках грузов и пас­сажиров играют трансконтинентальные магистрали, например через США — от Атлантического до Тихого океана, Панамериканское шос­се — через Северную и Южную Америку, через Сахару — в Африке.

Водный транспорт. Морской транспорт является самым деше­вым видом транспорта. Он обеспечивает около 2/3 внешнеторговых перевозок в мире. Треть всех судов плавает под флагами развитых стран; столько же — под «дешевыми» флагами (Либерия, Панама, Кипр, Сингапур), но это суда, принадлежащие западным судоходным компаниям. Регистрация судна под «дешевым» флагом обеспечивает более низкую себестоимость перевозок, так как в странах «дешевого» флага ниже налоги на регистрацию судна, дешевле наем команды и т.п. Пятая часть морских перевозок обеспечивается развивающи­мися странами. По тоннажу торгового флота лидируют Либерия, Па­нама, Греция, а также Япония и США. Основные торговые морские пути проходят через Атлантику (50% морских перевозок), Тихий и Индийский океаны.

Тоннаж морского флота измеряется в регистровых тоннах. Регистровая тонна — это единица объема (а не веса), которая характеризует вместимость судна. Одна регистровая тонна равна 100 куб. фу­там, или 2, 83 м3, и устанавливается на основе обмера судна. Различают брутто-регистровую и нетто-регистровую вместимость. Последняя равна брутто-регистровой вместимости за вычетом помещений для экипажа и машинного отделения, т.е. помещений, не предназначен­ных для перевозок пассажиров или грузов. Протяженность транспор­тной сети может выражаться в уставных («статутных») милях (1609 м), реже — в морских международных, или английских, милях (1852 м). Скорость морских судов измеряется в узлах (морских ми­лях в час). Один узел равен 1, 85 км/час. Кабельтов — мера длины, используемая для измерения расстояний, равен 1/10 морской мили, или 185, 2 м. Дедвейт — полная грузоподъемность судна, включая за­пасы топлива. Бушель — мера веса сыпучих веществ (чаще всего зер­на); английский бушель — 35 кг, американский — около 36 кг.

Товарная структура морских грузовых перевозок включает нефть и нефтепродукты, уголь, железную руду, зерно. Крупнейшими пор­тами мира по грузообороту являются Роттердам (Нидерланды), Син­гапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США), Антверпен (Бельгия), Марсель, Гавр (Франция), Лондон. В международных пассажироперевозках роль морского транспорта весьма невелика. После Второй мировой войны его почти целиком вытеснил воздушный транспорт. Морские пассажирские суда используются преимущественно для туристиче­ских поездок. Некоторое значение имеют морские паромные перевоз­ки (например, в Балтийском море).

В качестве водных путей большую роль играют проливы (Гиб­ралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Босфор, Дарданеллы, Скагеррак, Каттегат, Большой Бельт, Малый Бельт, Эресунн и др. Важное значение для международного морского судоходства имеют каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина 120—300 м, глубина 20 м), Панамский (длина 82 км, ширина 150— 300 м, глубина 13—26 м), Кильский, связывающий Северное и Бал­тийское моря (длина 98 км, ширина 102 м, глубина 11 м). Режимы прохода судов через каналы и проливы регулируются международ­ными соглашениями.

Воздушный транспорт — наиболее скоростной, но дорогостоя­щий вид транспорта. Крупнейший парк самолетов сконцентрирован в США, Канаде, Франции, Австралии, Германии. В мире насчитыва­ется более 1000 пассажирских аэропортов, 400 из которых находятся в Западной Европе. Наиболее крупными в мире считаются аэропор­ты Чикаго, Далласа, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Лондона, Токио, Франкфурта-на-Майне, Парижа. Некоторые города имеют несколь­ко аэропортов (Париж, Берлин).

Трубопроводный транспорт. Протяженность нефтепроводов и продуктопроводов составляет 600 тыс. км, газопроводов — 900 тыс. км. По продуктопроводам транспортируется уголь, руда в смеси с водой в виде жидкой массы.

Трубопроводы расположены преимущественно в Европе, Север­ной Америке, на Аравийском полуострове. В России крупнейшими нефтепроводами являются «Дружба» (5, 5 тыс. км), связывающий За­падную Сибирь с Европой, и нефтепровод «Уренгой — Западная Ев­ропа» (4, 5 тыс. км).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.