Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные рынки и пространственная теория цены






Многие учебники микроэкономики начинаются с анализа меха­низма спроса и предложения на товарном рынке, демонстрируя при этом модель рыночного равновесия, где предполагается, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S, наобо­рот, растет при увеличении цены. Пересечение обратных функций спроса и предложения QD = D(Р) и QS = S(Р) дает точку равновесия спроса и предложения Q* и цену равновесия Р*:

Q* = D (Р*) = S (Р*) (4.11)

Приведенная широко известная модель имеет, однако, принци­пиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства или, что, по сути, то же самое, допускает, что рынок является точкой. Для тео­рии пространственной или региональной экономики такие предпо­ложения неприемлемы. По-видимому, первым, кто обратил внимание на это несоответствие (еще в 1838 г.), был французский экономист-математик О. Курно.

Начальный шаг анализа механизма спроса и предложения в эко­номическом пространстве — это рассмотрение пространственно раз­деленных автономных региональных рынков. Очевидно, что в каж­дом полностью автономном регионе будут устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе описанная выше модель будет «ра­ботать» автономно (рис. 4.5).

 


Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения товара на точечном рынке

 

Ситуация принципиально усложняется, если региональные рын­ки связываются друг с другом. Проведем анализ двух рынков регио­нальной системы, производящей и потребляющей однородный товар.

Пусть A1 цена равновесия для автономного региона 1; А2 то же для автономного региона 2; Т1, 2 транспортные затраты на до­ставку единицы товара из региона 1 в регион 2; Т2, 1 транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 2 в регион 1. Надо определить объемы производства, межрегиональные поставки това­ра и цены равновесия 1* и Р2 *) в системе связанных региональных рынков.

Пусть для определенности А2 > А 1 Тогда у производителей (про­давцов) появится стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 для реализации его по более высокой цене. Последствие открытия региональных рынков будет зависеть от соотношения разницы А2А1 и транспортных затрат Т1, 2.

Если А2 - А1 < T1, 2, то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене ре­ализуемого товара меньше транспортных затрат. В таком случае со­стояние равновесия региональных рынков сохраняются, как и при автономном их функционировании. Более интересен вариант, когда А1 = А2. Тогда выгодно поставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установится новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2* = P1* + Т1, 2 (причем Р1* > А 1; Р2* < А2), а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком):

Е1, 2 = Е2, 1

Выведение условий рыночного равновесия для многорегио­нальной системы представляет собой принципиально более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алго­ритмов нахождения состояния равновесия в задачах большей размер­ности предпринимались попытки моделирования решений с помо­щью особых методик. Сегодня решение таких задач не представляет чрезмерной сложности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.