Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Государственное регулирование стабилизации экономического развития региона






Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в Казахстане вызывает необходимость пересмотра основополагающих принципов формирования системы государственного регулирования экономики. Сегодняшнее положение страны и отдельных регионов является в определенной степени следствием кризиса системы государственного управления, который привел к утрате экономикой таких динамических характеристик как устойчивость и сбалансированность.

Особенностью казахстанской экономики является разнообразие экономической, социальной и экологической ситуации в отдельных регионах страны. Регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию. В этой связи отсутствие определенности в государственном регулировании территориального развития усугубляет положение региона, затрудняет становление эффективной территориальной структуры экономики.

Современное состояние системы государственного регулирования стабилизации и развития региона зачастую не содержит необходимых корректирующих воздействий, направленных на выход региона из депрессивного или кризисного состояния. Кроме того, регулирование на уровне региона не опирается на ресурсы, механизмы и принципы, которые обеспечивают возможность создания условий для устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного территориального развития. Все это не образует основу для стабилизации социально-экономического положения региона, поскольку не определены целевые ориентиры развития, без которых выход из кризиса достаточно затруднителен.

В качестве таких целей могут быть представлены следующие функциональные направления деятельности государства:

1. Ориентация регулирования территориального развития на формирование структуры экономики, соответствующей как комплексу имеющихся условий развития, так и целям осуществляемых социально-экономических преобразований.

2. Учет специфических особенностей региона.

3. Формирование механизмов согласования интересов субъектов регулирования территориального развития. Создание и реализация этих механизмов представляются возможными только при условии учета региональной специфики, поскольку именно последняя выступает фактором, формирующим региональный интерес в государственном регулировании территориального развития.

4. Обоснование задач регионального регулирования экономики исходя, прежде всего, из социальной направленности развития, а также производственно-ресурсного потенциала региона.

Цели государственного регулирования регионального развития можно ранжировать в зависимости от их значимости. Главная, на наш взгляд, должна состоять в создании обоснованных внутренних территориальных пропорций экономики на базе стимулирования развития отраслей специализации и использования сравнительных преимуществ территории. Достижение этой цели формирует основу для успешной реализации остального комплекса задач, которые имеют более частный характер по отношению к сформулированной цели. Только такая последовательность формирования и реализации системы мероприятий региональной экономической политики может обеспечить целенаправленный характер регулирующих усилий государства, ориентированных на снятие социально-экономической напряженности в регионах.

Таким образом, возникает необходимость определения на уровне региона потенциальных направлений роста отраслей, которые смогут поднять экономику региона и оказать мультиплицирующее воздействие на развитие сопряженных секторов регионального хозяйства. Так, одной из основных черт системы государственного регулирования социально - экономического развития региона должна стать поддержка отраслевых ориентиров, являющихся фактором позитивной территориальной динамики.

Под регулированием социально-экономического развития в регионе, на наш взгляд, следует понимать специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Государственное регулирование регионального развития распространяется на те сферы деятельности, которые имеют отношение к компетенции государственного уровня управления. К ним относятся: политика природопользования; социальная политика и решение проблем занятости; развитие производственных систем, требующих централизованного управления; разработка государственных региональных программ развития; размещение государственных заказов на предприятиях региона на условиях, обеспечивающих экономические интересы предприятий и, соответственно, регионов; ценовая и кредитная политика; разработка правовых основ развития хозяйства; определение налоговой политики и ее дифференциация с учетом стимулирования процесса становления рынка в регионе; режим внешнеэкономической деятельности и др.

Конкретные действия, образующие структуры государственного регулирования территориального развития, могут быть явными и неявными, прямыми и косвенными, всеобщими и селективными. Точные количественные соотношения указанных действий определить достаточно сложно, хотя часто можно слышать, например, о «преимущественно неявной политике развития территорий», или, скажем, о «преимущественно селективной поддержке территориального развития».

Регулирование территориального развития в виде государственной селективной поддержки региона - это совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера, которая призвана:

- во-первых, давать стимулы (в том числе и ресурсные) развитию тех частей территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать и режиме саморазвития,

- во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования регионально-значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т.п.),

- в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (содержание на территории объектов и отраслей республиканского значения, содержание курортов и т.п.),

- в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения (свободных экономических зон),

- в-пятых, оперативно реагировать на образование зон бедствий стихийного, техногенного и иного характера.

При этом возникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы.

Государственное регулирование территориального развития осуществляется в масштабах системы политических, социальных, экономических, финансово-кредитных, бюджетных, налоговых, природно-ресурсных, экологических и иных отношений.

Государственное регулирование региональной экономики преследует следующие цели:

1. В качестве высшей - обеспечение условий для социальной безопасности и достойного уровня жизни населения регионов. В среднесрочном периоде - достижение докризисного уровня жизни и стандартов потребления. В долговременной перспективе - это приближение уровня и качества жизни жителей региона к мировым стандартам.

2. В качестве глобальной - совместно с другими регионами построение собственного варианта общества современного типа с необходимыми характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной экономики.

3. В качестве стратегической – проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования.

4. В качестве главней цели - обеспечение экономической безопасности региона. Под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условии и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории. Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций на территории, вызывающими угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы дестабилизации:

- спад производства и потеря (уступка) внутреннего и внешних рынков;

- свертывание НИОКР, распад научных коллективом, сокращение заказов на высокотехнологичную продукцию, доминирование сырьевых производств при сокращении доли обрабатывающих;

- ослабление продовольственной независимости;

-рост безработицы и ослабление трудовой мотивации;

- криминализация экономики;

- деградация природной среды;

- постоянные диспропорции в финансовом обеспечении региона.

Государство воздействует на региональное развитие и размещение производительных сил разнообразными административными и, главным образом, экономическими методами.

Правовое и административное регулирование осуществляется путем утверждения различных юридических актов, регламентирующих права, функции и обязанности субъектов рыночных отношений, в том числе государственных органов. К этой сфере регулировании относятся также государственные заказы, лимиты, квоты, действия государственных органов по лицензированию, выдаче различных разрешений, согласование с ними различных хозяйственных вопросов самостоятельности субъектами рыночных отношений, установление различных отраслевых норм, норм амортизации и др.

Одной из основных форм прямого участия государства в регулировании регионального развития является размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки слабых регионов) посредством контрактной системы. К финансированию государственных контрактов целесообразно привлекать помимо средств регионального бюджета, средства целевых фондов, банковские кредиты и т.д. Именно на основе контрактной системы, путем разработки механизма подряда и субподряда могут осуществляться, как представляется, взаимоотношения между регионами.

Государственный заказ-контракт применяется в странах с развитой рыночной экономикой достаточно широко. В США, например, существует Федеральная контрактная система, действие которой обеспечивается Сводом законодательных актов государственного регулирования. Целью такого регулирования является преодоление ведомственности при формировании и заключении контрактов, унификация контрактных отношений и договоров, совершенствование оплаты труда и финансирование государственных заказов, определение условий проведения конкурсов на размещение государственных заказов-контрактов.

Среди форм государственного регулирования регионального развития важное значение имеет осуществление государственных программ, финансируемых за счет регионального бюджета, отдельных структурообразующих проектов.

В настоящее время принципиальнее значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не ограничивается существующими органами исполнительной власти. В этих целях могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

Государственные капиталовложения - один из важных факторов регулирования общественного воспроизводства, который обеспечивает преимущественнее развитие тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, научных исследований, структурные изменения и др. Кроме этого, централизованные инвестиции могут быть направлены в наиболее перспективные экспортные отраслевые комплексы региона. Это предполагает сосредоточение соответствующих финансовых и материальных ресурсов и развитие необходимой инфраструктуры.

Через государственные дотации и субсидии целесообразно оказывать поддержку отдельным отраслям региона для развития государственных предприятий, смешанных видов собственности в областях приоритетного развития. В частности, они могут быть направлены на покрытие убытков малодоходных предприятий, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование развития вновь осваиваемых производств, покрытие части затрат по ведению местного хозяйства и др. В нашей стране и за рубежом характерно использование субсидий в основном в сельском хозяйстве, жилищном строительстве, на транспорте и в отдельных отраслях добывающей промышленности.

Регулирование цен осуществляется государством по определенным видам товаров и услуг с помощью установления различных тарифов. Это относится, прежде всего, к продукции государственного сектора экономики. Важным методом государственного регулирования регионального развития является финансирование через специальные фонды целевых региональных программ. Фонды развития региона могут сосредоточивать финансовые ресурсы для решения неординарных задач регионов.

Важнейшим методом регулирования регионального развития является использование средств бюджетов разных уровней. Регионы берут на себя основную часть расходов по обеспечению определенного уровня и качества жизни населения, выполнение региональных программ развития и т.п.

Особое значение имеют косвенные экономические методы государственного регулирования регионального развития. Прежде всего, это относится к кредитной системе. Кредитом охватываются все стадии воспроизводственного цикла от процесса инвестирования и межотраслевого перелива капитала до реализации товара, распределения и перераспределения доходов. Кредитные отношения становятся важным элементом движения государственных финансов.

Степень кредитного регулирования экономики, особенно его региональный аспект, в значительной мере определяется возможностями самофинансирования предприятий. Большая доля заемных средств предприятий определяет и их большую зависимость от источников кредитования, а, следовательно, и возможность регулирования их развития со стороны государства. Как показывает мировая практика, центральные банки государств обычно воздействуют на деятельность коммерческих банков путем изменения учетной ставки процента по ссудам, установления резервов общих правил деятельности. Этим самым они проводят необходимую кредитную политику.

Универсальным регулирующим инструментом рыночной экономики является налоговый механизм, который применяется, прежде всего, для воздействия на инвестиционную деятельность, производство, торговлю и миграцию рабочей силы. При регулировании стабилизации и регионального развития налоги могут использоваться в качестве стимулов или антистимулов размещения производства. Так, например, опыт Франции свидетельствует о том, что скидки с налога на приобретение оборудования в новых развивающихся регионах стимулируют привлечение средств, а налог с новых предприятий в большем размере, чем уже с существующих, в крупных городах (Япония) ограничивает концентрацию производства. Кроме различных видов прямых и косвенных налогов, большое значение имеют и различные налоговые льготы. Это может быть отсрочка от уплаты налога на прибыль, дифференцированные льготы по регионам или полная отмена налога.

Одним из важных косвенных методов государственного регулирования регионального развития должна стать амортизационная политика, обеспечивающая восстановление морального и физического износа средств производства за счет соответствующего фонда. Он образуется путем отчисления части прибыли, освобожденной от налогообложения.

Дифференцированные ставки амортизационных отчислений позволяют государству воздействовать на инвестиционную политику и регулировать региональное развитие.

Порядок определения параметров экономических регуляторов, а также суммарные пределы их воздействия на хозяйствующие субъекты определяются законодательными актами Республики Казахстан. Однако все составляющие системы государственного регулирования для каждого региона должны рассматриваться в рамках комплексного рыночного хозяйственного механизма.

Специфика каждого региона предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов. В его состав входят элементы, определяемые и на республиканском уровне, но ответственность за формирование и эффективное использование хозяйственного механизма ложится на региональные органы. Региональная дифференциация экономических рычагов и стимулов должна быть направлена на создание примерно равных экономических возможностей предприятий.

Таким образом, государственное регулирование осуществляется главным образом посредством индикативного планирования и в перспективе - программирования экономики, а также денежно-кредитных методов. Кроме того, государственные органы осуществляют на основе правовых мер функции контроля, распределительные и другие. Сложности задач, стоящих перед регионами, требуют упорядочения массы проблем и выделения приоритетов. Правильный выбор приоритетов - важнейшее условие успешности восстановления экономической стабильности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.