Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование Киевской Руси






X веке под ударами русов, огузов и печенегов хазарская держава перестала существовать. Русские князья, претендовавшие на хазарское наследство, присвоили себе титул каган, и в качестве государственной символики заимствовали герб Хазарии в виде двузубца (трансформировавшегося в трезубец). Последующими сменяющими друг друга евразийскими державами являлись империя Чингизидов, Российская империя, Советский Союз. Как мы видим, законом данного геополитического пространства является наличие государственного надэтнического единства. Исторически роль имперского этноса переходила от одного народа к другому. Древнерусское государство явилось, таким образом, одним из субъектов евразийского государственно преемственного строительства.

Среди главных причин образования древнерусского государства с

центром в Киеве важное место занимает фактор сложившихся племенных

традиций. Принято считать, что в 862 г. словене ильменские, жившие в

Новгороде, призвали князя Рюрика. Он заложил основы древнерусской

государственности и стал родоначальником династии русских князей.

Между тем, сохранившиеся документы не говорят о стремлении словен

ильменских к установлению единоличной власти. Наоборот, хорошо

известно, что вплоть до присоединения к Москве в 1478 г., они всячески

защищали вечевую модель управления, заключая договора с приглашенными

князьями «по старине», то есть на тех условиях, которые составили основу

политического соглашения между новгородцами и Рюриком. Это соглашение

в начале XI в. получило подтверждение Ярослава Мудрого. Появление

Рюрика не изменило прежнюю модель социально-политических отношений у

местных славян. Вся полнота власти продолжала оставаться у веча. Только

вместо своего воеводы (князя), который должен во главе местного ополчения

нести пограничный дозор, был выбран человек со стороны, имеющий под

рукой собственный воинский контингент.

Неслучайно летопись говорит о том, что Рюрик был призван нести

наряд, то есть службу: «Вся земля наша добра есть и велика,.. а нарядникъ в

ней нет…»1. По этой причине, согласно письменным источникам, он сел в

Ладоге, откуда шла угроза с севера. Трувор в Изборске защищал западные

рубежи, а Синеус из Белоозера прикрывал восточное направление. За

исключением Ладоги, указанные населенные пункты были крайне удалены

от великого торгового пути «из варяг в греки», владея которым можно было

разбогатеть. На определенное политическое и имущественное бесправие

Рюрика и его дружины указывает отсутствие в летописях упоминания о

выплатах ему дани или вир. При этом указывается, что самые первые князья

«и мужи ихъ и како обарааху Руския земля,.. не собираху многа имения, ни

творимыхъ вир. … А дружина кормяхуся воюючи иныя страны»2. Попытка

Рюрика пересмотреть условия договора и обосноваться в Новгороде привела

к восстанию его жителей во главе с Вадимом. И хотя Вадим погиб и «иных

много изби советников его»3, политическая ситуация осталась прежней.

Это заставило варягов во главе с Олегом после смерти Рюрика

покинуть Новгород. Их попытки осесть в Полоцке, Ростове, Смоленске и Муроме, надо полагать, не привели к желаемым для них результатам, поскольку там, как и в Новгороде, восточные славяне прочно держались вечевых принципов и отступать от них не собирались.

Киев был единственным городом, жители которого приоритет княжеской власти ставили выше вечевых устоев. Поэтому он стал резиденцией новой варяжской династии, возглавившей племя полян после убийства наследников Кия. Но поскольку договор с новгородцами сохранял свою юридическую силу, земля словен ильменских на вполне автономных условиях продолжала считаться в сфере влияния наследников Рюрика, которые были обязаны, не нарушая ее «старины», защищать от внешней угрозы. Таким образом, с момента легендарного основания Руси в ней утвердилось две формы правления: республиканско-вечевая и самодержавно-монархическая, просуществовавшие вплоть до образования централизованного Московского государства.

Прочность вечевых традиций у восточных славян не дала последующим князьям укрепить свою политическую и экономическую власть в их среде, а племя полян не могло обеспечить их всем необходимым.

По данному поводу летопись донесла жалобу дружинников своему князю:

«Отроци Свентелдъжи изоделися суть оружиемъ и порты, а мы нази». Этим объясняется постоянное стремление Олега, Игоря и Святослава к движению на юг, где легитимность княжеской власти была выше, а богатства больше. Выход из создавшегося положения нашел Владимир, обратившись к опыту своей бабки княгини Ольги. Поскольку языческая вера славян стояла

за прямую форму демократии и выступала против монархии, требовалось

ввести новую религию, способную стать идеологией государства. Внимание

князя привлекли четыре конфессии: иудаизм, ислам, а также еще формально

единые католичество и православие.

Христианизация Руси началась задолго до крещения ее Владимиром.

Развитые в организационном отношении церковные структуры существовали

еще на территории Великой Скифии. Русь первоначально восприняла

христианскую культурную традицию через Крым, находившийся в ведении

готской Дорийской митрополии. Первая собственно русская епархия

фиксируется в Тьмутаракане VII века.

Одно из древнейших свидетельств о ранней христианизации Руси обнаруживается в житие св. Стефана, епископа Сурожского. В нем сообщается о крещении в Суроже русского князя Бравлина и его дружины. Следующим этапом русской христианизации явилось «Аскольдово крещение». А.В. Карташев датировал крещение киевлян 860 г., связывая его с набегом русской дружины на Византию. К этому соглашению апеллировал известный договор Олега с Византией. Прошло два года – и в Киеве была учреждена церковная иерархия во главе с епископом.

Важным событием явилось обретение около 861 года создателем славянской азбуки, равноапостольным Кириллом в Херсонесе Таврическом мощей четвертого римского папы святого Климента. Культ Климента получает широкое распространение в регионе. Владимир Креститель перенесет впоследствии мощи святого в Киев. И именно Климент будет восприниматься первоначально на Руси первым небесным заступником русской земли. Отношение к христианству являлось основным вопросом в политике первых Рюриковичей. Это отношение менялось кардинально. Временем широкого гонения на христиан стал, по-видимому, период правления князя Олега. Напротив, при Игоре установилось отношение религиозной

толерантности. Христиане уже численно преобладали в элите древнерусского

государства. Для выходцев из Руси в Константинополе существовал даже

специальный храм-церковь Ильи – пророка.

Почва крещения Ольги была, таким образом, вполне подготовлена.

Существует версия, рассматривающая константинопольскую миссию

княгини как сватовство Святослава к византийской царевне.

Дипломатическая задача, ставшая затем и важным фактором крещения

Владимира, заключалась в установлении родственных связей с

«порфирогенитами» для повышения монархического статуса собственной,

воспринимаемой пока в качестве варварской династии.

По-видимому, христианство стало государственной религией Руси еще

в правление Ярополка Святославича. Он, в отличие от Владимира, был

воспитан своей бабкой - княгиней Ольгой в качестве христианина.

Определенное влияние оказала на него и супруга, бывшая послушница христианского монастыря, плененная Святославом во время балканского похода. Религиозные основания имели под собой и межкняжеские распри.

Лейтмотив первых веков истории Руси составляла борьба христианского

Киева и языческого Новгорода. Приход Владимира к власти являлся

временным языческим триумфом. «Настал критический момент, - описывал

А.В. Карташев сложившуюся к 980 г. ситуацию, - когда языческие силы

антихристианской реакции решили смести со своего пути грозный призрак

принятия греческой веры и морального подчинения грекам, а не наоборот,

как понимала варяжская реакция, - под знаком праотеческих богов завладеть

Царьградом, его культурными богатствами и силами, и так решить вопрос о

синтезе религии и передовой европейской культуры. Исполнителем этого

наивного плана победы над греческим христианством языческая партия

избрала Владимира…. Руководившие им дружинники и вся атмосфера

Новгорода благоприятствовали этому конфликту с сильно уже

христианизированным Киевом. Киев, по своему географическому

положению на пути «из варяг в греки», притягивал к себе завоевательные

аппетиты князей – варягов. Как в свое время Олег под знаменем языческой

реакции захватил стол Киевского князя Аскольда, принявшего греческое

христианство, так и теперь эта история повторяется. Провинциальная

новгородская группа быстро ославянившихся варягов, с молодым князем

Владимиром во главе, руководимая, по-видимому, его дядей Добрыней,

вновь намечает овладение Киевом под тем же, как и при Олеге,

антигреческим знаменем праотеческого язычества». «Неистовством

языческой реакции» характеризовал А.В. Карташев начальный период

правления Владимира в Киеве. И только затем, после провала языческой реформы, происходит резкий переход Владимира на позиции христианства. Значительное влияние в данном случае оказал на князя пребывавший в Киеве его родственник будущий король Норвегии Олав (Тригвессон). Ведутся споры – когда и где крестился Владимир. Имеются веские основания утверждать, что Корсунь (Херсонес) он штурмовал, уже будучи крещеным.

Крещение, по-видимому, вопреки сложившемуся стереотипу, было

получено не из Константинополя. Константинопольский вариант означал бы

определенную зависимость от императора. М.Д. Приселковым было в свое

время доказано, что Владимир предпочел Константинопольскому

патриархату принятие крещения от автокефальной Охридской

архиепископии, находящейся под защитой Болгарского царства. Только

затем, когда Болгария оказалась завоевана греками, и Охридская кафедра

упразднена, Ярослав Мудрый в 1037 г. признал духовный авторитет Константинополя.

И уже Ярослав Мудрый пытался добиться автокефальности русской

церкви. Эти его устремления отразились, в частности, в неудачном походе

против Византии и назначении митрополитом русского - Иллариона. Однако

император, пойдя на уступку в виде соизволения на брак киевского князя с

греческой принцессой, сохранил византийские позиции на Руси. Илларион

был заменен митрополитом – греком.

В 988 г. Владимир решил остановить свой выбор на православии,

поскольку его политическая доктрина удачно совмещала монархию с

демократическим соборным началом, которое по духу было близко вечевому

укладу славян. В сочетании с принципом «симфонии двух властей»,

представленной светскими и церковными органами управления, новая

институциональная подсистема социально-политической организации

древнерусского общества должна была в максимальной степени смягчить

затянувшийся кризис в отношениях между Киевом и регионами, укрепив

государственные устои Руси.

Отвергнутая Владимиром, согласно преданию о выборе веры,

исламская и католическая модель властных отношений подразумевала

значительную концентрацию в руках халифа или римского папы всей

полноты светской и духовной власти, ведя к обострению идеологического

противостояния между Киевом и восточнославянским миром. Иудейская

политическая школа вообще отдавала весь приоритет в управлении этно-

религиозному меньшинству, готовому встать за спиной правителя. Однако,

религиозная реформа 988 г. не достигла бы своей главной цели, если бы не

учла еще одно важное преимущество православия, более всего отвлекающего

человека от страстей земного бытия, которое есть «похоть плоти, похоть

очей и гордость житейская».

Внешнеполитические обстоятельства, оказавшие влияние на образование древнерусского государства, можно свести к двум важным

аспектам, связанным с северным и южным отрезками торгового пути «из

варяг в греки». Ушедшие далеко на север словене ильменские оказались с

трех сторон окружены местными финно-угорскими племенами чуди, води,

ижор, карел и веси. Они смотрели на славян, осевших у озера Ильмень, как

на своих врагов и старались выдавить их обратно на юг. По сообщению

летописи, к моменту призвания варягов «бысть межи ими рать велика и

усобица».

В то же время скандинавы с VIII в. старались обосноваться в районе

реки Невы и, по сути, стали первыми хозяевами Ладоги, держа под

контролем выход в Балтийское море, а значит и всю торговлю на северном

участке пути «из варяг в греки». Варяги «из-за моря» пытаются взимать дань

со словен ильменских, кривичей, чуди и веси. В этих условиях договор с

варяжским князем давал новгородцам возможность защитить границы и

утвердить свое влияние на стратегически важном отрезке транзитного пути,

соединяющего северную и южную Европу с ближним Востоком.

В свою очередь утверждение варяжского присутствия в Киеве

оправдывалось усилением Хазарского каганата, стремящегося подчинить

своей власти южный участок пути «из варяг в греки», а также появлением новых кочевников в причерноморских степях, а именно, финно-угорского

племени венгров, вытесненного со своей родины башкирами, и печенегов,

пришедших сюда из степей Восточного Казахстана.

Спасаясь от засухи, печенеги и огузы вышли из Средней Азии. Огузы

представляли собой северную ветвь Сельджукского союза, получив на Руси

наименование торки, а также берендеи. Печенежско-огузские племена,

конфликтовавшие первоначально с Киевом, со временем, получив в

вассальное владение лесостепное Поросье, образовали союз «черных

клобуков», сюзереном которого выступал киевский князь. Культурно -

историческими и отчасти этническими наследниками кочевников

южнорусских степей выступило впоследствии российское казачество.

Экономическая составляющая причин, повлиявших на образование

древнерусского государства, связывалась с тем, что возникновение и

последующая эволюция в крупные экономические центры Киева и

Новгорода восточнославянского мира определялись в значительной мере

фактором транзитной торговлей. Стремление установить монопольное

господство на всем протяжении торгового пути «из варяг в греки» толкало

варяжских князей к укреплению своей власти в первую очередь в тех

городах, которые стояли на важных дорогах, связывающих восточных славян

с Балтийским, Черным и Каспийским морями.

В этой связи экономическое значение Киева, как будущей столицы

Руси, было особенно велико. В отличие от других городов, попавших в

сферу интересов варягов, он стоял ближе всех к богатым странам

средиземноморья, в первую очередь к Византии, избежавшей страшных

разрушений в период великого переселения народов и обладавшей большими

материальными средствами. Кроме того, Киев стоял на пересечении древних

сухопутных торговых путей, соединяющих европейский и азиатский рынки.

На это, в частности, указывает летописное упоминание о перевозе,

находившемся еще во времена Кия в том месте, где он основал свой город.

Не стоит забывать, что в участии в большой международной торговле были заинтересованы и другие восточнославянские племена, присоединение

которых к Киеву давало возможность использовать его в качестве площадки

для реализации своих экономических интересов.

В этногеографическом плане образование древнерусского в значительной степени облегчалось тем, что племена, принявшие участие в

ее становлении, представляли единый восточнославянский социум. Это

упрощало коммуникативно-административные действия нарождающейся

государственной власти и ее последующие шаги по установлению

православной государственности. Подавляющее этническое преобладание

славян практически на всей территории будущей Руси стало залогом ее

политической прочности и обеспечило удивительную живучесть даже в

самых трудных обстоятельствах раздробленности и иностранной

интервенции.

Свою роль в сравнительно быстром складывании древнерусской

государственности сыграл географический аспект. Он проявил себя в том,

что Среднерусская возвышенность, ставшая географическим центром

страны, дает начало целому ряду больших и полноводных рек, текущих как

на север и запад в сторону Балтийского моря (Полисть, Ловать, Волхов.

Западная Двина), так и на юг в сторону Черного, Азовского и Каспийского

морей (Днепр, Дон, Волга). Движение по ним облегчало установление

необходимых социально-политических и культурно-экономических

контактов между отдельными частями и центром Руси. Особое значение

здесь принадлежит Днепру. Он подобно магистральной трассе связал в

единое целое основные области восточнославянского мира, обеспечив им

прямой выход к Черному морю, имеющему в то время для Восточной

Европы решающее экономическое значение, соединяя ее с богатыми

передовыми странами средиземноморья.

В известной степени успешное складывание древнерусского

государства обязано отсутствию на ее территории серьезных географических

препятствий (гор, пустынь, непроходимых болот и так далее). Именно благодаря тому, что территория, заселенная восточными славянами,

находилась в стороне от главных на то время политических событий,

сотрясавших страны юга Европы и Ближнего Востока, она смогла успешно

преодолеть внешние и внутренние препятствия и быстро стать одной из

самых больших и могущественных держав средневековья.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.