Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социального познания и деятельности






План

1. Проблема связи сущего и должного, истины и ценности в социальном знании.

2. Специфика социальной реальности, ее познания и поведения.

3. Коммуникативный аспект социального познания и деятельности.

 

1.

Важнейшей отличительной от природной реальности чертой социальной реальности является ее ценностный характер всех ее форм от социальных вещей до идей. Ценность – это положительная или отрицательная значимость материальных и идеальных явлений и объектов для человека, социальной группы или общества, вовлеченных в сферу человеческой жизнедеятельности. Оценка – воспроизведение ценности в сознании человека, социальной группы или общества.

Обратимся к различию естественного и социально знания, только с логической стороны. Как мы помним, естествознание зародилось в середине XVII века с четкого отделения от социального знания. Когда мы говорим, что ценность, отличительный признак общественной реальности, как положительное или отрицательное отношение человека к чему-либо, то возникает вопрос: по отношению к какому нулю, нейтральному отношению рассматриваются положительные и отрицательные ценности? В статическом аспекте таким нейтральным отношением является безразличное отношение. Но социальная реальность есть деятельность. А что является нейтральным элементом в деятельной стороне социальной реальности? В деятельном, динамическом аспекте таким разграничительным отношением является норма. Вместе с нормой мы «впускаем» в рассуждение о существованииобщественных явлений долженствование. И попадаем под «гильотину» Д. Юма.Она заключается в том, что в социальной теории описательные выраженияо реальном состоянии дел со связками «есть» или «нет» вдруг сменяются предложениямисо связками «должно» или «не должно». Но между этими связками отсутствует логическая связь. Другими словами, описательные утверждения могут быть логически связаны только друг с другом, но никак не с предложениями долженствования, предписания.

В результате появилось противопоставление характерных их черт:

 

Факты – ценности Истинный (ложный) – хороший(плохой)
Есть – должно быть Позитивная теория – нормативная теория
Объективное – субъективное Наука – социальная практика/политика
Описание – предписание  

 

Противоположность между аспектами истины и ценностисуществует в практической социальной деятельности.Истина представляет собой соответствие знания объекту познания. Ценность в деятельном аспекте – отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и состоянием объекта до его преобразования в деятельности. Но тогда отношение между истиной – объектом и ценностью – объектом деятельности «перевернуто». В отношении истины главным элементом является существующий объект, в отношении оценки-ценности – целе-должное состояние объекта. В рамках оценочно-ценностного отношения речь идет не о том, каков объект «есть», а каков он «должен быть». Если описательное утверждение не соответствует объекту, должно быть изменено описание, а не объект; если же исходящее из необходимости удовлетворения нашей потребности оценочно-ценностное утверждение не соответствует объекту, то изменению подлежит сам объект деятельности. Это возможно только тогда, когда наша целе-ценностная практическая деятельность опирается на истинное знание об объекте познания. Научно-социальноезнание включает в себя познавательно-истинностный и оценочно-ценностный моменты, но в различной, в зависимости от фундаментального и прикладного знания, пропорции.

О «гильотине» Д. Юма можно сказать следующее: конечно, истинные знания логически не связаны со сферой долженствования, но они связаны с ней мысле-целе-деятельной связью. А именно, мысль из сферы («есть») переходит в опосредствующую мышление и деятельность целевую сферу и, далее, в сферу («должно») деятельности. На динамической связи-переходе от «есть» к «должно» держатся все материальные, социальные и духовные достижения цивилизации и культуры. Для успешной преобразующей природную или социальную реальность практической деятельности нужно предварительно иметь истинные знания о природныхи социальных свойствах субъекта, объекта деятельностиисредств деятельности.

Таким образом, проблема истинности социального знания связана с тем, что мы, люди, являемся существами, в деятельную ценностно-оценочную структуру которых «встроена» познавательная подструктура. Во-1, истинность социального знания подчинена деятельности ценностно-оценочной составляющей людей. В силу принадлежности субъектов познания к противоположным или различным социальным группам, время от времени происходит глобальное искажение представлений о реальной ценностной структуре общества. Поэтому в реальном социальном процессе развития происходит обратное компенсационное движение. Например: переворот 1917 года в России и возврат назад после 1991 года. Во-2, этот же пример говорит о единстве социального знания и конструктивной социальной реальности, заблуждения и деструктивной социальной реальности. Конечно, заблуждение, принимаемое за истину, может быть соединенным с конкретной социальной реальностью, но последующее разрушение этой реальности непременно обнаружит неистинность социальных знаний, лежавших в основе совершенного действия.

 

2.

Другое фундаментальной отличие социальной реальности заключается в том, что она включает в себя не только материальную, но и сенсорно-интеллектуальную, чувственно-духовную составляющие. (Под сенсорно-интеллектуальной стороной социального объекта познания мы понимаем ощущения, восприятия и мышление). Но тогда разнообразие материальной реальности, в которой каждая материальная вещь чем-то, но отличается от другой вещи, умножается на разнообразие эмоционально-духовной реальности. Материальная сторона реальности – предмет изучения естественнонаучного знания, в социальном познании – натуралистического направления, изучающего общество без его чувственно-духовного аспекта. Эмоционально-духовная сторона является предметом гуманитарного познания, в социальном познании – культурологического направления, исследующим эмоционально-духовный аспект общества. Натуралистический подход характеризует выявление общего аспекта познаваемой материальной реальности, преобладание ориентации на постижение общих и необходимых законах существования, движения и развития реальности, т.е. номотетическое, объясняющее познание и знание. Культурологический подход – воспроизведениеиндивидуальных особенностей эмоционально-духовной реальности, – идиографическое, понимающее познание и знание. Социальное познание и знание, деятельность охватывает оба представленных выше аспекта общественной действительности.

В стратегическом менеджменте натуралистический подход связан с заботой о повышении качества и конкурентоспособности производимых фирмой товаров, эффективности их производства; культурологический подход – с повышением конкурентоспособности персонала фирмы и совершенствованием управления персоналом. Управление персоналом – это воздействие на людей, для практического осуществления стратегических и тактических целей фирмы. По степени свободы объекта управления различаются методы принуждения, побуждения и убеждения. Методы принуждения соответствуют авторитарному типу управления. Методы побуждения создают положительную материальную мотивацию работников фирмы. Методы убеждения позитивно влияют на социально-психологическую мотивацию ее сотрудников. В настоящее время соотношение между этими методами: 4: 4: 2. С переходом к инновационной экономике оно изменяется в сторону увеличения доли методов убеждения: 2: 4: 4. Поэтому рассмотрим подробнее эмоционально-духовный аспект общественной действительности.

Социальная реальность создается всем нашим существованием, а не только разумом и волей, поэтому она не может делиться на разум без остатка, поэтому рассмотрим подробнее чувственно-духовную сторону социальной реальности, познания и деятельности. Человеческая эмоционально-духовная реальность подразделяется на душевный и духовный уровень. Душа - интегрированная совокупность побуждений, эмоций, рассудка и надежда в лучшее продолжение жизни. Потребность –это ощущение недостатка в чем-либо. А. Маслоу выделил пирамиду потребностей, которая содержит: первичные потребности (физиологические, безопасности) и вторичные, собственно, социальные (принадлежности к группе, уважении и самореализации). Эмоции, чувства выражают в яркой субъективной форме переживания положительное или отрицательное отношение человека к явлениям внутреннего или внешнего мира. Все человеческое поведение проходит под «аккомпанемент» эмоций.

Закон эмоций П.А. Симонова: Эмоция равна потребности, умноженной на разность произведений имеющихся средств ее удовлетворения на имеющуюся о ней информацию и необходимых средств ее удовлетворения на необходимую о ней информацию.

 

Э = П(Си× Ии – Сн× Ин),

 

где Э – эмоции, П – потребность, Си – имеющиеся средства удовлетворения потребности, Ии – имеющаяся о них информация, Сн – необходимые средства удовлетворения потребности, Ин – необходимая о них информация.

В эмоциональной сфере в качестве средства познания, понимания чужого переживания выступает эмпатия, т. е. сопереживание другому человеку, тактичное, без предвзятых оценок и суждений, «перемещение» в душевно-духовный мир другого человека, высокая чувствительность к постоянно меняющимся его переживаниям, эмоциям.

Эмоции делятся на положительные (радость, восторг, наслаждение) и отрицательные (печаль, тоска).

Другая классификация эмоций:

1) настроение - общий эмоциональный фон;

2) страсть - сильное и длительное эмоциональное состояние (любовь, ненависть);

3) аффект - бурная эмоциональная вспышка восторга или гнева.

Состояние аффекта приводит к неадекватным действиям с отрицательными последствиями, поэтому от состояния аффекта, полезно уметь быстро избавляться. В состоянии сильнейшего раздражения в кровь поступает много сахара-гликогена. Для его удаления из крови нужно:

- переключиться на деятельность, связанную с большими физическими нагрузками;

- выйти на длительную прогулку;

-выговориться другу или послушать музыку

Перед принятием важного решения в раздражительном состоянии необходимо:

- просчитать в уме до 10, или больше, туда и обратно;

- повременить, подумать, взвесить все за и против.

Другой центр неразумного начала в человеке образуетоткрытая З. Фрейдом сфера бессознательного. Мы не будем излагать психоаналитическую структуру личности, о которой существует огромная литература. Нам важнее рассмотреть следующие из нее бессознательные механизмы защиты личности от низкой самооценки, которые следует видеть в себе и других, чтобы не дать им ложное толкование:

1. Отрицание– отбрасывание информации, уменьшающей самооценку, например, курильщиками информации о вреде курения;

2. Вытеснение – активное выключение из сознания импульса, возбуждающего тревогу или беспокойство, например, забывание;

3. Проекция – бессознательный перенос собственных отрицательных впечатлений на другое лицо или группу, например, когда человек проявил в отношении к кому-то агрессию, у него нередко возникает бессознательное желание понизить привлекательные качества пострадавшего; в противоположном случае переноса положительных впечатлений на другого человека и преувеличения его привлекательных качеств возникает сильнейшее разочарование;

4. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком желаний и поступков, признание которых снижает его самооценку.

Отрицательная рационализация «спасает лицо» человеку, только в своих, конечно, глазах, когда он совершает низкий поступок, не защищая друга в опасной для него ситуации, и «оправдывает» свое поведение тем, что он будто бы не знал всей информации, что друг будто бы сам во всем виноват.

Положительная рационализация, когда человек не достигает поставленной цели и должен сохранить положительный настрой для следующего целенаправленного действия:

«кислый виноград» означает принижение значимости недоступного блага;

– «сладкий лимон» – преувеличение значимости ценности имеющегося блага;

6. Замещение – перенос действий с недоступного объекта на доступный объект.

7. Сублимация – превращение социально-неприемлемого импульса, в приемлемый импульс, с помощью переадресации энергии, например, агрессивности – в спортивные единоборства.

Ложное толкование мотивов странного или неприемлемого для нас поведения других людей вытекает из явления бессознательной межличностной асимметрии: к другим мы склонны относиться хуже, чем к себе, а к себе лучше, чем к другим людям. Когда мы совершаем отрицательный поступок, то ищем и находим благовидные причины: «Так сложились обстоятельства», «на меня давили» или «я не знал, что так получится». Когда же другой человек совершает такой же поступок у нас в ходу другие выражения: «Он преследовал корыстные цели», «хотел мне навредить» или «он, вообще, плохой человек».

Как же быть? Быть требовательным к себе и терпимым к другим. Во избежание взаимных отрицательных последствий предпринимать сознательное волевое усилие, корректирующее чрезмерно отрицательный или чрезмерно положительный эмоционально-чувственный образ другого человека.

Духовность – интегрированная совокупность мотиваций, чувств, теоретического разума и уверенности в прочности своего бытия. Духовность – это высшая форма душевности; отношение, связывающее человека с мировоззрением. Л. Толстой дает такое определение духовности: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т.е. устанавливать кроме отношений к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как целое».

Мышление и чувства, эмоции связаны друг с другом обратно пропорциональной зависимостью: чем больше уровень чувства, тем ниже уровень мышления. Стало быть, интеллект, разум имеет огромное значение для эффективного управления своими чувствами и деятельностью:

1 ) уменьшает чрезмерно сильные чувства и страсти, потому что в этих эмоциональных состояниях человек склонен принимать губительные решения и совершать действия с неприемлемыми отрицательными последствиями;

2 ) позволяет отличить возможноеуспешное действие от невозможного, и потому провального, действия.

Восточная молитва справедливо гласит: «Господи, дай мне силы сделать то, что я могу сделать, дай мне терпения выдержать то, что не могу изменить, и наконец, дай мне мудрость отличить одно от другого».

 

3.

Человек – познавательно-деятельное социальное существо. Он действует в обществе, у него есть индивидуальные потребности, интересы, он смотрит на себя, на других и на общество через призму своих личных интересов. Правда, реализовать свои потребности отдельный человек может только через сознательную связь с другими людьми, через совместную с ними деятельность. Но для этого необходимо передавать мысли, чувства и волевые побуждения к деятельности из одного индивидуального сознания в другое индивидуальное сознание, а другое индивидуальное сознание непосредственно каждому из нас недоступно. Мы, как телесно-материальные существа, можем воспринимать своими органами чувств только материальные формы реальности. Следовательно, наши индивидуальные мысли, чувства и волевые побуждения должны облечься в материальную форму, «одежду». Этой формой является материальная сторона знаков, языка или речи.

Коммуникация или общение есть передача мыслей, чувств или волевых побуждений (информации) из одного индивидуального сознания в другое индивидуальное сознание. Она представляет собой кодирование идеальной информации в знаках языка или речи декодирование ее получателем информации. Знания, умения и навыки эффективного общения – необходимое условие успешной деятельности любого менеджера.

Знак – материальный предмет, который представляет другой предмет и используется для создания, хранения, переработки, передачи информации. Знак связан с обозначаемым объектом условно и обозначает его. У него есть значение, то есть смысл знака. Если связь между знаком и обозначаемым объектом условна, то связь между значением и объектом содержит безусловно-эквивалентную составляющую, так как значение воспроизводит объект. Значение выражается в знаке.

Семиотика – наука о знаковых системах. Семантика – отношение между знаком и его значением. Прагматика - отношение знаковых систем и условия эффективного использование их субъектами. Условная связь знака с объектом позволяет выразить в знаках любую информацию о мире.

Информационное сообщение должно обладать:

- новизной,

- значимостью,

- понятностью.

Продуктивная коммуникация возможна только при наличии взаимопонимания. Взаимопонимание обеспечивается:

- личностным уважением коллеги;

- осознанием за собой не 100 % правоты;

- отказом от навязывания коллеге своего понимания проблем;

условиями толерантности, т.е. терпимости:

- согласием с мнением коллеги;

- расширением своего сознательного опыта;

- толерантностью как уважением к другому человеку, без принятия его точки зрения;

- толерантностью как безразличным отношением к мнениям, истинность которых не может быть установлена;

- уходом от дискуссий с теми, кто не способен принимать другие взгляды.

В коллективном субъекте истинное знание не только объективно, но и общепринято, т.е. принято сообществом людей, относительно его достигнуто согласие, установлена конвенция – соглашение.

Существует два типа общения, отношения к адресату коммуникации:

– монологический, как к объекту;

– диалогический, как к субъекту.

Монологическое общение – это однонаправленный процесс передачи информации, связанный с авторитарным типом управления, отношением между руководителем и исполнителем. Он был характерен для индустриального типа общества, когда от работника требовалась только дисциплинированное отношение к своим обязанностям.

Диалогическое общение – это уважительное отношение к другому не как к объекту, а к такому же субъекту, как ты сам. Оно присуще демократическому типу управления, отношению между руководителем и инициативным работником. Диалогическое общение соответствует постиндустриальному типу общества, общества с инновационной экономикой.

Передаваемая информация должна быть не только понята, но и принята.

 

 

Принципы эффективного общения:

1. Искреннее признание значимости собеседника

2. Отказ от критики, прямого осуждения собеседника;

3. Говорить собеседнику о том, что он хочет услышать и дать ему информацию, необходимую для получения желаемого;

4. В разговоре с другим человеком необходимо знание другого человека и умение выстроить мост между его исвоими желаниями, и также делом, которое нам необходимо вместе с ним сделать, так как у каждого человека своя иерархия ценностей.

Всякий деловой разговор состоит из трех частей: начала, основной части и конца.

Правило: основа положительного или отрицательного отношения к нам собеседника формируется в начале и конце разговора. Чтобы успешно пройти эти два «минных поля», в каждом из них нужно сделать собеседнику 3 психологических «плюса», удовлетворяющих его потребность в искреннем признании его значимости.

Рассмотрим перечень психологических «плюсов», приемов аттракции, коммуникативного обаяния, привлекательности.

1. «Улыбка», выражающая положительное к собеседнику отношение и желание общения именно с ним до разговора.

Хорошее настроение само собой вызывает улыбку, и эта связь взаимная. Следовательно, если у нас не очень хорошее настроение, то его можно улучшить, усилием воли вызвав на своем лице улыбку. Так американцы стали улыбаться во время Великой депрессии 30-х годов двадцатого века и это помогло им выйти из нее. До сих пор улыбаются.

Прием: Когда Вы идете на важную встречу, то перед встречей нужно вспомнить о положительных качествах Вашего собеседника и это вызовет на Вашем лице искреннюю улыбку. А если Вы не знаете положительных качеств Вашего собеседника? Тогда нужно вспомнить о положительных качествах Вас самих и улыбнуться им.

В общем, хотите нравиться людям. Улыбайтесь!

2. «Имя собственное». Каждый человек хочет оставить свой след на земле, жить в памяти людей. Значит это важно и должно использоваться в общении.

Применять его нужно всегда; для увеличения взаимопонимания в конфликте; в деловом споре, если чаще называть своего оппонента по имени, то можно прийти к согласию быстрее, потому что некоторым людям нужно не столько настоять на своем мнении, сколько увидеть, что люди к ним прислушиваются, услышав от них свое имя.

Таким образом, имя собеседника – самый важный для него звук на любом языке!

3. «Комплимент» – это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств, действительно присущих собеседнику.

Виды комплиментов:

1) Косвенный комплимент, когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого. Например, охотнику – ружье, родителям – детей, начальнице – интерьер ее кабинета.

2) Комплимент «плюс-минус» делается на фоне антикомплимента себе и сразу удовлетворяет две потребности собеседника: (1) подтверждает его положительную характеристику; (2) подтверждает отрицательную оценку нас. Формула комплимента: «Я все время удивляюсь, как Вам это… удается делать. Я пробовал и ничего не вышло. Можно только позавидовать Вашему умению…». Комплимент «плюс-минус» успешно применяется для формирования положительного отношения к себе людей, испытывающих к нам чувство сильной неприязни.

4. «Волшебные слова», которые прямо внушают собеседнику сознание его значительности: «Простите за беспокойство…», «Будьте любезны…», «Если не возражаете…», «Пожалуйста…», «Спасибо», «Благодарю Вас».

5. Будьте хорошим слушателем, поощряйте других больше говорить о себе. Чтобы быть хорошим слушателем, нужно быть заинтересованным в теме разговора, задавать вопросы, отвечать на которые собеседнику приятно.

В межличностном общении действует закон равенства «психологических плюсов». Сравните два примера:

1) «Здравствуйте, как дела?» – «Спасибо, хорошо».

2) «Здравствуйте! Как я рад Вас видеть! Поздравляю, говорят, Вы добились больших успехов!» – «Здравствуйте. Я тороплюсь».

 

Разговор с раздраженным собеседником:

1. Выслушать собеседника до конца, не прерывая его;

2. Согласиться с его точкой зрения;

3. И только после того, как собеседник успокоится, и уровень его эмоций понизится, а мышление повысится до нормального уровня, можно обратиться к его разуму.

4. Даже если коллега в разговоре утверждает какой-нибудь абсурд, начинайте свой ответ с замечания, что в определенных условиях этот ответ мог бы быть правильным, но в данном случае дело обстоит иначе. Запретите себе употреблять категорические «конечно», «несомненно». Вместо них лучше говорить слова «полагаю», «опасаюсь», «думаю», «мне так кажется». И тогда общий положительный результат Вашего общения заметно увеличится. Формула общения: «да – и – но».

 

Желаю успеха в управленческом общении и в усвоении всего курса «История и методология науки»!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.