Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и функции теории управления






Современная теория управления как наука имеет собственный объект, предмет, цели и задачи, а также выполняет конкретные функции в обществе и управлении.

Объект теории управления – это система управления как сфера управленческих отношений, процессов и функций в системах различной природы и сложности.

Предмет теории управления – это законы, закономерности, принципы, методы и технологии упорядочивающего воздействия на различные системы с целью обеспечения их целостности, функционирования и развития.

Предметная область теории управления включает:

закономерности, формы и эволюцию организации управ­ленческого процесса и управ­ленческих от­ношений;

методологические подходы и методические приемы активного воздействия на объект управле­ния;

функции управления в различных системах;

формы, культуру и стиль управленческого воздействия;

способы предвидения и прогнозирования управ­ленческих процессов;

процедуру и результаты принятия управленческих решений;

оценку эффективности, результативности и качества управления и т.д.

Теория управления - это отрасль научного знания, ориентированная на установление законов и закономерностей, разработку методологии, принципов и методов упорядочивающего воздействия на различные системы с целью обеспечения их целостности, функционирования и развития.

Цель теории управления — совершенствова­ние принципов, структур, методов, технологии и техники управления в контексте исторического развития и преемственности.

Задачи:

теоретическая, то есть систематизация и приращение достоверного (в диалектическом смысле) знания об управлении системами различной степени сложности;

аналитическая, направленная на анализ реального состояния объектов изучения науки;

методическая, обосновывающая требования к конкретному методическому аппарату науки;

конструктивная, раскрывающая возможности и пути использования знаний об управлении на практике, а также позволяющая объяснять и прогнозировать процессы и явления в области управления.

Функции теории управления как науки:

- познавательная, связанная с изучением и распространением знаний о сущности управленческих отношений и функций, основных особенностях управления как специфической сферы трудовой деятельности и т.д.;

- оценочная, состоящая в выявлении меры, степени соответствия реальных систем управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам личности и большинства населения;

- прикладная, направленная на разработку научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию систем управления;

- прогностическая, ориентированная на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом будущем;

- образовательно-воспитательная, предназначенная для распространения знаний об управлении, его основных задачах, принципах, функциях, механизмах среди субъектов и объектов управленческих отношений.

 


 

ЛЕКЦИЯ 2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Основные вопросы

1. Сущность и содержание управления. Новая управленческая парадигма

2. Управление как процесс и система

3. Закономерности и принципы управления.

Сущность и содержание управления. Новая управленческая парагдигма

Управление — это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Из данного определения видно, что существует три класса управления:

- в неживой природе (технических системах);

- в организмах (биологических системах);

- в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах - это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Управление в социальных системах - это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук.

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, то есть достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

Управлениеобеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть техно­логическая установка, коллектив или отдельная личность. Управ­ление есть процесс (то есть ряд последовательных действий), а система управления— механизм, который обеспечивает этот процесс.

Отношения между субъектом и объектом управления имеют свою специфику, которая проявляется в том, что управляющее (упорядочивающее) воздействие является прерогативой субъекта управления.

Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами на государственном, муниципальном уровнях или на уровне организации.

Применительно к социально-экономическим системам наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это наука сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики и др.

Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости.

Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления. В технических системах в качестве субъектов управления рассматриваются различного рода управляющие устройства, регуляторы и т.д.

Главный элемент любой социально-экономической системы - человек. Он может быть и объектом, и субъектом управления. Каждый член общества управляет его развитием с помощью избирательной системы, с помощью участия в институтах гражданского общества, с помощью механизмов непосредственного воздействия на управляемые подсистемы. Каждый член организации также в той или иной степени управляет функционированием или развитием этой организации. В то же время именно на человека направлены управляющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоративного.

В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них — от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

Управление можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.

Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации — коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной — присутствуют все без исключения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется организация, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.

За время эволюции управленческой мысли произошла смена управленческой парадигмы. Понятие «парадигма» введено в научный оборот американским философом и историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ века, в следующем концепте: «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977. — C. 11). Парадикгма также означает совокупность фундаментальных оснований научного знания. Часто под парадигмой понимают крупные теории или группу теорий, а также всеми признаннные достижения в различных областях знания. В самом общем виде парадигма – это исходная схема, своего рода модель постановки проблемы и ее решения.

Если старая, классическая управленческая парадигма (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.) считала предприятие закрытой системой, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны, то новая управленческая парадигма (П. Друкер, Г. Саймон, Ньюмен и др.) рассматривает предприятие как открытую систему в тесной взаимосвязи внешних и внутренних факторов.

Методология новой управленческой парадигмы

Основными положениями новой управленческой парадигмы являются:

1. Организационные структуры рассматриваются как открытые системы. В отличие от закрытых, открытые системы предполагают:

- обмен веществом, энергией и информацией с внешним миром в любой точке;

- стохастический (от греч. stochastas – догадка), то есть случайный, вероятный и неупорядоченный характер процессов, характер изменений которых во времени точно предсказать невозможно;

- сложную организацию, неравновесность, неустойчивость, эволюцию по нелинейным законам, гораздо меньшую управляемость и прогнозируемость.

- управление системой в таких условиях приобретает качественно новый характер:

- в самом общем виде управление понимается как упорядочение системы.

- поддержание равновесия и устойчивости в принципе неравновесных и неустойчивых систем исключает возможность использования известного единственного варианта, а предполагает выработку оптимального на основе плюралистического подхода.

- жесткий, директивный характер управления возможен лишь как частный случай при проработке множества вариантов принятия управленческих решений.

3. В условиях неравновесных систем решающее значение приобретает самоорганизация систем. Кроме того, открытый характер управляемых систем, исключает возможность редуцирования (сведения) управленческой системы от высшего уровня к низшему, так как каждый уровень самоорганизации имеет свою специфику и качественные особенности. Например, применительно к государственному управлению это означает, что федеральный, региональный и муниципальный уровни управления образуют не просто вертикаль власти, а систему, в которой должный быть учтены их особенности и прерогативы.

4. Само управление рассматривается как особая система, включающая субъект и объект управления, собственно процесс управления и обратную связь между субъектом и объектом.

5. Управление как социальная система предполагает не только воздействие субъекта управления на объект управления, но как целенаправленное их взаимодейст­вия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. Введение в определение управления категории «достижения со­циально значимых результатов» ориентирует практику управления на чет­кое понимание социальной миссии каждой системы управления (от трудовой организации до общества в целом), повышает возможности для объективной оценки качества труда всех занятых этим видом деятельности на всех этажах системы управления.

6.Управление призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, ассимилировать или нейтрализовать возмущающие воздействия как внутри системы, так и вне ее.

2.2 Управление как процесс и система

Управление как процесс— это совокупность последовательных действий субъекта и объекта управления, направленных на достижение определенных результатов.

В самом общем виде управление в современной науке понимается как интегрированный процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для достижения целей организации. При этом термин «управленческий процесс» (или «процесс управления») обозначает «совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей»[1].

Классическая модель управленческого процесса, используемая в теории управления, включает несколько элементов. Главным из них является субъект управления, имеющий цель, волю к достижению этой дели и ресурсы другой ключевой элемент это объект управления, воздействие на которого позволяет субъекту достигнуть своей цели. Актом управления выступает управленческое воздействие субъекта на объект. Последним элементом в процессе у правления является результат. Его главным свойством является соответствие цели, поставленной субъектом. Для эффективного управления субъект должен иметь вспомогательный элемент – обратную связь, которая позволяет сравнивать результат с целью и вносить поправки в управляющие воздействия по мере приближения или удаления результата от цели[2].

Таким образом, цикл управления сводится к стандартному набору действий субъекта:

1. формирование цели;

2. формирование критериев (показателей) достижения цели;

3. выбор управленческого воздействия;

4. осуществление управляющего воздействия;

5. определение показателей изменения объекта;

6. сопоставление полученного результата (показателей) с целью.

Далее, если цель достигнута, управляющее воздействие прекращается. Если цель близка, управляющее воздействие корректируется и повторяется. Если цель по-прежнему далека и недостижима при существующих ресурсах, субъект корректирует цель управления, и цикл повторяется.

В наиболее общем виде процесс управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части:

административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения),

и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение.

Управление как система –это совокупностьмеханизма управления, структуры управления, субъектов управления объектов управления, функций управления, кадров управления и процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных, прежде всего, в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления представляют собой динамичную структуру гибкого взаимодействия социальных субъектов, характер которой складывается и определяется социальным поведением этих субъектов. Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование, организация, мотивацию и контроль.

Структура управления отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

Структура системы управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

Социально-экономические системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня:

• техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

• технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

• организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

• экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

• социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.