Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законспектировать






Осипов В.И. Экономика предприятия: Одесса: Маяк, 2005., стр. 335

Законспектировать

Осипов В.И. Экономика предприятия: Одесса: Маяк, 2005., стр. 335-337

Тема 12: НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Понятие и виды нематериальных ресурсов (НМР)

Нематериальные активы предприятия (НМА)

Оценка, износ и амортизация нематериальных активов предприятия

Эффективность использования и охрана прав собственности на НМР и способы их реализации

 

1. Нематериальные ресурсы –

 

К объектам промышленной собственности относятся

 

К объектам авторского права относятся

 

К объектам смежного права

 

 

Законспектировать

Осипов В.И. Экономика предприятия: Одесса: Маяк, 2005., стр. 349-355

Объекты права интеллектуальной собственности объединяет следующее: они являются результатом творческой деятельности, в них проявляется человеческий интеллект, имеют стоимостную оценку и могут быть предметом купли-продажи, могут одновременно использоваться неограниченным кругом лиц, в том числе собственником и не собственником.

1. Нематериальные активы –

 

На предприятии НМА группируются по двум признакам: по способу приобретения и по видам (группам). По способу приобретения НМА делятся на НМА образованные собственными силами и полученные иными путями. По второму признаку различают права: пользования природными ресурсами, пользования имуществом, права на торговые марки, на объекты промышленной собственности, авторские и смежные права и прочие НМА.

3. В международной практике действует несколько методов оценки НМА фирмы:

 

 

На НМА начисляется износ в виде амортизационных отчислений. Нормы амортизации устанавливаются самим предприятием в зависимости от срока использования того или иного вида НМА. Для НМА, по которым нельзя определить период их полезного использования, норма амортизации определяется из расчета срока службы 10 лет, то есть На - 10%.

4.

 

Отдельные элементы НМР имеют свои особенности правовой защиты.

Собственники объектов промышленной собственности получают исключительные права на их использование с помощью патентов на изобретение, промышленный образец, а также свидетельства на товарный знак и полезную модель.

Патент представляет собой документ, выданный государственным органом (патентным ведомством), дающий исключительное право его владельцу использовать обозначенные в патенте технические решения.

Собственник нематериального актива имеет право передавать его в пользование, составляя при этом лицензионное соглашение. Лицензия – разрешение на использование нематериального актива.

Правовая защита полезной модели и товарного знака осуществляется на основе получения свидетельства об их государственной регистрации. Свидетельство на регистрацию полезной модели выдается сроком на 5 лет с возможностью продления еще на 5 лет, товарного знака – на 10 лет. Символ «R», проставленный в нижнем или верхнем правом углу товарного знака, означает, что он зарегистрирован.

Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвил, представляющие собой собственность предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Но их разглашение может нанести ущерб предприятию. Потому они являются частью коммерческой тайны предприятия. Состав информации, составляющей коммерческую тайну, определяется руководством предприятия. За разглашение коммерческой тайны предусматривается суровая ответственность, вплоть до уголовной. Поэтому, если коммерческая тайна стала известна другим лицам, последние ею могут свободно пользоваться.

Одной из специфических, смешанных форм передачи прав собственности на НМР является договор франчайзинга.

Франчайзинг (Ф) – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнерских отношений. Взаимодействие крупного (корпорация, фирма) и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи.

Предметом договора является обязанность франчайзера передать франчайзи, работающему в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение своих товаров, исключительного права на производство и сбыт товаров под торговой маркой и от имени франчайзера, а также апробированных технологий бизнеса. Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме этого, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую франчайзи. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи.


Тема 13: ПРОДУКЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

  1. Продукция как экономическая категория.
  2. Показатели количественного измерения продукции.
  3. Производственная программа и ее обоснование.
  4. Производственная мощность предприятия.
  5. Конкурентоспособность продукции предприятия.

 

1. Вещественным результатом деятельности предприятия является продукция. Продукция это

 

Продукция классифицируется по многим признакам:

по характеру потребительских свойств:

ð продукты

 

ð услуги

 

 

по функциональной роли:

ð средства производства (орудия труда и предметы труда)- элементы производственного процесса, которые служат расширенному воспроизводству продуктов всех видов и услуг;

ð предметы потребления служат удовлетворению личных потребностей;

ð военная продукция применяется для обороны и нападения; в условиях капитализма является товаром и участвует в кругообороте и воспроизводстве капитала.

по степени обработки:

ð сырье

 

ð полуфабрикат

 

 

ð незавершенное производство

 

 

ð готовая продукция

 

При этом выделяют конечную продукцию (продукция, поступающая непосредственно в потребление) и промежуточную (закончившую изготовление на одних предприятиях (отраслях), но подлежащую использованию на других для изготовления более сложной продукции).

 

2. Для количественного измерения продукции современных предприятий применяется система разнообразных показателей. Вся их совокупность в зависимости от вида единиц измерения подразделяется на две части: натуральные и стоимостные показатели.

Натуральными показателями продукции предприятия являются: ассортимент и номенклатура. Под номенклатурой понимается

 

 

Под ассортиментом понимается

 

 

Номенклатуру поэтому называют укрупненным ассортиментом.

Натуральные показатели объема продукции предприятия выражаются в натуральных или условно-натуральных единицах измерения. К первым относятся единицы веса, объема, протяженности, площади, количества и т.д. Вторые создаются на основе первых для собирательной характеристики выпуска однородных изделий: например, условная консервная банка (весом 400 граммов), условный трактор (15-сильной мощности) и т.д.

 

Стоимостными показателями объема продукции на предприятии являются: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция, чистая продукция и условно чистая продукция.

Товарная продукция это

 

 

Товарная продукция включает:

Товарная продукция определяется в действующих и сопоставимых ценах предприятия.

Пример:

 

 

Валовая продукция это

 

 

В состав валовой продукции включается товарная продукция с учетом изменения остатков незавершенного производства на конец планового периода (НЗПк - НЗПн), а в машиностроении, кроме того, изменение остатков специальной технологической оснастки собственного изготовления (Оск - Осн).

ВП = ТП + НЗПк – НЗПн + Оск - Осн

Валовая продукция рассчитывается в сопоставимых ценах.

Пример:

 

Чистой продукцией считается только увеличение стоимости продукции («добавленная стоимость»), обеспеченное на данном предприятии (заработная плата, отчисления на социальное страхование, прибыль).

Пример:

Условно чистая продукция представляет собой сумму чистой продукции и амортизационных отчислений.

Реализованная продукция (РП)

 

 

Это главный стоимостной показатель объема продукции предприятия. Реализованная продукция рассчитывается в действующих оптовых ценах предприятия:

РП = ТП + Зсн - Зск + Пнн - Пнк,

где Зсн, Зск - запасы продукции на складе в денежном выражении на начало и конец планируемого периода; Пнн, Пнк - стоимость продукции отгруженной, но не оплаченной заказчиками на начало и конец планируемого периода.

Пример:

3. Производство продукции в натуральных и стоимостных показателях по всей номенклатуре и ассортименту находит свое отражение в производственной программе. Производственная программа предприятия это

 

 

Основаниями для планирования на предприятие выступают: договоры с непосредственными потребителями продукции предприятия; договоры с дилерами и другими посредниками; контракты на товарных биржах, заключенные маклерами и брокерами; государственные заказы и контракты; выводы маркетинговых исследований рынка сбыта продукции предприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.