Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура единого психического пространства






 

Определив, что смысл жизни человека заключён в непрестанном движении к истинному “Я”, мы непременно оказываемся перед потребностью иметь какое-то представление, во-первых, о том каким образом направляется такое личностное развитие, и, во-вторых, о том, с чем встречается человек на этом пути. Сегодняшняя лекция посвящена рассмотрению первого вопроса, а о втором мы будем говорить во время одной из последующих встреч.

Психическое напряжение, о котором говорилось в предыдущей лекции, является своего рода исполнителем решений “принятых” в весьма высоких инстанциях. На первый взгляд может показаться, что обозначение – исполнитель, является некоторым преувеличением. Но в том и особенность данного феномена, что он не только ощущается, но и однозначно приводит к действиям, которые и должны были последовать. Психическое напряжение не только испытывается человеком, но и порождает определённые, свойственные именно данному человеку деяния. Очевидным выводом является представление о том, что данное напряжение не только ощущение, но и носитель информации абсолютно однозначно, хоть и не сразу осознаваемо, расшифровываемой его владельцем, как необходимость того или иного действия.

Наблюдая разнообразные коллизии в жизни множества людей, невольно приходишь к мысли о наличии весьма сложных и в тоже время весьма организованных психических структур, столь точно направляющих жизнь каждого человека, что просто не возникает сомнений, что она им проживается именно так как ему это необходимо. Поэтому можно смело предполагать, что психическое напряжение – инструмент реализации определённых «замыслов». Я сделаю попытку представить психические феномены, имеющие к этому непосредственное отношение, как единое психическое пространство. Представить в порядке соответствующем иерархии их возможностей и с учётом непременно присутствующих их взаимодействий. Иерархически я расположу их и, соответственно, буду рассматривать от наиболее «простых», очевидных, наиболее известных к более сложным, более значимым и в сущности определяющим структуру «простых», но при этом остающимся для нас менее известными, менее доступными к познанию и осмыслению. Обоснованность такого порядка представления материала станет самоочевидной в ходе лекции.

Итак, психические феномены, которые нам предстоит рассмотреть, будучи расположенными в порядке возрастания их значимости, могут быть представлены так:

I. Чувственные комплексы.

II. Системы конденсированного опыта.

III. Базовые перинатальные матрицы.

IV. Карма.

V. ………

Начнём с первого пункта, оставив пока последний без наименования.

 

I. Чувственные комплексы

Вероятно, именно они являются универсальной единицей хранения информации о всём пережитом человеком. Единицей, используемой для динамичного обращения-взаимодействия как между эго-сознанием и личным бессознательным, так и в пространстве последнего.

Любое переживаемое чувство, будучи условно разложено на части, состоит из ему соответствующих ментальных, эмоциональных и телесных проявлений. То есть любому чувству сопутствуют определённые мысли, эмоциональные проявления и реакции тела. Можно выразить это математической формулой: М+Э+Т=Ч. Однако, в силу множества причин, чувство почти сразу после своего возникновения начинает преобразовываться в то, что К.Г.Юнг назвал – чувственный комплекс, и в этой форме вытесняется в сферу личного бессознательного. То есть, вместо того, чтобы дать возможность возникшему чувству полностью выразиться, прожить ем отпущенное и преобразоваться, психические структуры, не без участия эго-сознания, упаковывают, архивируют его, и в таком виде сохраняют в личном бессознательном. Возможно, только человек наделён способностью, таким образом отсрочивать на неопределённый срок полное проявление своих чувств.

Отмечу два важных момента. Во-первых, объединяющим свойством всех составляющих компонентов чувства является их энергетическое начало, и его качественным изменениям мы, собственно, обязаны формированию чувственного комплекса. И, во-вторых, выраженность в конкретном чувстве каждого из названных компонентов зависит не столько от ситуации, в которой оно проявилось, сколько от специфических, индивидуальных особенностей данной личности. Одним из следствий этого является то, что в пределах эго мы все чувствуем одно и тоже по-разному, с весьма широким диапазоном сопутствующих каждому переживанию нюансов.

Итак, жизнь человека протекает при непрерывном совместном «танце» тела, мыслей и эмоций. Их взаимодействие – это всегда переживание какого-то чувства. Практически любое из них сохраняется в виде чувственного комплекса в личном бессознательном. Но ситуация осложняется тем, что мы можем в некотором роде влиять на этот процесс, придавая вытеснению комплекса в личное бессознательное более интенсивный характер. Дело в том, что жизнь каждого человека, за чрезвычайно редким исключением, имеет обязательно присутствующими, той или иной длительности, периоды, когда он не может позволить своим чувствам выразиться полностью. Поэтому не малую часть своей жизни человек занят тем, что контролирует то, какому чувству и в какой мере проявляться, а какому и вовсе быть изгнанным из поля зрения. Следствием этого и является интенсивное образование чувственных комплексов и вытеснения их в личное бессознательное. Интересно то, что невозможность полностью проживать свои чувства распространяется как на негативно оцениваемые переживания, так и на те из них, которые определяются, как позитивные. То есть, положительные переживания, не имеющие возможности полностью самовыразиться тоже преобразуются в чувственные комплексы и вытесняются в личное бессознательное.

Чувство, не реализовавшееся полностью, претерпевает некоторые изменения, в ходе которых его составляющие преобразуются в комплекс и вытесняются в личное бессознательное. Этот процесс сопровождается динамичным изменением общего состояния человека в сторону снижения интенсивности проявления всех компонентов какого-то переживания – ментальных, эмоциональных и телесных. Притупление остроты проявлений этих компонентов чувства проходит параллельно вытеснению чувственного комплекса в личное бессознательное, и напрямую зависит от того, как оно реализуется. Нюансов, относящихся к последнему, множество, и специалистами накоплены клинические наблюдения даже крайне противоположных случаев. Один их полюс представлен молниеносно протекающим процессом вытеснения, сопровождающимся «потерей» ментальной, эмоциональной и телесной памяти об определённых событиях. Второй – противоположный ему вариант, в виде «отсутствия» вытеснения, с соответствующей ему неспособностью человека насколько-то приглушить чувства, соответствующие какому-то переживании прошлого. В данном случае речь идёт скорее не о том, что процесс вытеснения не может осуществиться, а о том, что по ряду причин (о которых разговор ниже), вытеснять уже некуда.

Сам процесс вытеснения является адаптивно удобным инструментом, позволяющим отложить, отсрочить полное проживание, полное выражение того, что не имеет возможности разрешиться сразу. Но только временно отложить, так как в природе человека заложена та же необходимость полного самовыражения и разрешения чувства, какая имеется у всего живого. Эту особенность можно сформулировать, как некий жизненный принцип: любое чувство стремится к своему полному проявлению. В нас заложена потребность во всесторонней реализации любого чувства. Этим объясняется то, что чувство, не прожившее свою меру, и вытесненное, как чувственный комплекс, в личное бессознательное, имеет явную тенденцию вернуться обратно в эго-сознание, и продолжить в нём свою жизнь. Что и происходит: многократно, в различные моменты жизни, преодолевая действие вытеснения, чувственный комплекс напоминает своему хозяину о себе соответствующими ментальными, эмоциональными и телесными проявлениями. В ответ на проявления такой самостоятельности комплексного образования человек имеет возможность сознательно способствовать механизму вытесняющему их обратно в личное бессознательное. Правда, для этого требуется затрата дополнительной энергии, и чем больше чувственных комплексов стремится вернуться в сознание, тем больше её расходуется. Этим и объясняется одна из популярных жалоб: не хватает сил для повседневной, активной жизни. Сам процесс «борьбы» с независимостью комплексных образований играет немаловажную роль в развитии постепенной астенизации человека и его болезненной невротизации.

Следующей важной особенностью чувственных комплексов является то, что они способны объединяться в личном бессознательном. Сходство чувственной темы, заложенной в каждом из них, является критерием для присоединения их друг к другу. Об этом феномене подробный разговор пойдёт ниже. Сейчас же отмечу, что, как результат такого объединения, мы, например, можем видеть в психологических проявлениях конкретного человека стремление вернуться и разрешиться не только чувства обиды, соответствующего какому-то одному жизненному эпизоду, а стремление разрешиться своеобразной суммарной составляющей всех сходных переживаний его жизни.

Когда какое-то объединение сходных по своей основе (переживанию их породившему) чувственных комплексов достигает некоторой критической массы, оно настолько интенсивно стремиться быть представленным в сознании, что просто не оставляет возможности для проявления чему-то другому. Оно, словно большая грозовая туча, закрывает весь обзор, не допуская проникновения чего-то несоответствующего его содержанию. В результате возможность человека переживать какие-то другие чувства, несоответствующие основе этого образования, резко ограничивается. Этим можно, в частности, объяснить склонность некоторых людей застревать на одном чувстве и быть им полностью поглощёнными. Правда, это значительно упрощённое представление о происходящем и, объективности ради, надо отметить, что объединения чувственных комплексов не изолированы друг от друга, а взаимодействуют между собой. И в этом взаимодействии определяется некая иерархическая зависимость: объединение, обладающее большей энергетичностью, определяет сегодняшний спектр чувственных переживаний человека. Более того, оно словно бы обладает способностью притягивать к человеку события, в ходе которых он будет переживать именно те чувства, которые сходны с чувством, хранящимся в «памяти» этого объединения. Таким образом, мы вплотную подошли к рассмотрению роли второй структуры – систем конденсированного опыта.

 

II. Системы конденсированного опыта (СКО)

Чувственные комплексы, вытесненные в личное бессознательное, стремятся вернуться в пространство эго-сознания, и как-то проявиться, выразиться, демонстрируя свою определённую независимость и способность воздействовать на наше состояние, что в своё время отмечал К.Г.Юнг. Учитывая эти их качества, легко представить насколько важной, с точки зрения психологических последствий, является способность чувственных комплексов объединяться в личном бессознательном человека. Объединяться на основе сходства чувства, их породившего.

Чувство, лежащее в основе конкретного комплекса, является ориентиром, позволяющим ему группироваться в пространстве личного бессознательного с себе подобными. То есть, упрощённо представляя эту картину, можно сказать, что, например, все комплексные образования, обязанные своим появлением пережитому по разным поводам страху, тяготеют друг к другу, объединяются в некое сложное динамичное формирование, и уже в таком виде, совместными усилиями начинают определять жизнь того, кому «принадлежат». Эти образования получили название Системы Конденсированного Опыта или СКО. Автор этого определения и теоретических разработок, касающихся формирования и дальнейшей динамики СКО – Станислав Гроф. Сегодня известны и другие, психологические и философско-религиозные, названия тому, что С.Гроф назвал СКО, но так как это определение более соответствует сути излагаемого, то я буду оперировать им.

Итак, вытесненный из пространства эго-сознания в пространство личного бессознательного, чувственный комплекс (т.е. комплекс, хранящий энергетику того или иного чувства, вместе с информацией о качестве всех его составляющих) присоединяется к определённой СКО по принципу сходства своей основы (чувства), с основой определяющей содержание этой системы. Присоединяясь, он увеличивает её силу, добавляя в неё свой энергетический потенциал. Несколько опережая события, скажу, что чувственные комплексы объединяются не на пустом месте. Они объединяются вокруг уже имеющихся в личном бессознательном структур, которые называются – «ядра» СКО. Каждое такое «ядро» хранит в себе концентрированную память о каком-то конкретном чувстве. Формируя СКО, оно притягивает к себе комплексы сходного с ним чувственного содержания. Эмпирическая практика показывает, что содержанием любого «ядра» является психический материал не являющийся продуктом деятельности эго-сознания. Формирование «ядер» СКО напрямую связано с периодом вынашивания и родов человека. Но об этом разговор пойдёт несколько ниже.

СКО своим общим энергетическим потенциалом способствует стремлению составляющих его чувственных комплексов вернуться в эго-сознание, и в нём быть полностью прожитыми. Это стремление постоянно ощущается в повседневной жизни, когда в памяти всплывают те или иные события и одновременно мы в какой-то мере вновь переживаем их всеми компонентами чувства: возникают соответствующие этому событию мысли, телесные и эмоциональные проявления. Закон, согласно которому любое чувство стремиться к своему полному самовыражению, проживанию, проявляется и в динамике СКО, как только ей предоставляется возможность проявить себя. Для некоторых из них такая возможность может появиться далеко не сразу, потому что, как уже отмечалось, в среде систем конденсированного опыта существует некая внутренняя иерархия, согласно которой определяется как порядок разрешения самих этих систем, так и очерёдность разрешения материала собранного в каждой из них. Очередность проявления той или иной СКО, в частности, определяется их энергетичностью: энергетически самая мощная из них – главенствует. Динамика же разрешения самой СКО, по образному сравнению С.Грофа, сходна с тем, как с кочана капусты снимается лист за листом. Но и у главенствующей СКО процесс самовыражения проходит далеко не естественно и гладко. Одна из причин этого заключается в том, что, как уже отмечалось, человек имеет возможность активно препятствовать этому самовыражению. Однако возможности такого сопротивления весьма ограниченны. А вот возможности СКО влиять на жизнь человека, вероятно, беспредельны. Шаг за шагом, накапливая свою мощь, СКО «истощает» ресурсы человеческого сопротивления. Подобный процесс может проходить неспешно, постепенно по ходу повседневной жизни и в соответствии с неспешным наращиванием СКО. Но может быть и стремительным, в случаях быстрого, массирования наращивания мощности какой-то СКО. Следствием чего будет весьма быстрое истощение сопротивления проявлениям личного бессознательно и развитие астенизации человека. Такой вариант со всей очевидностью наблюдается в случаях развития реактивных состояний.

Главенствующее состояние энергетически самой мощной СКО сохраняется вплоть до появления структуры более интенсивной. Но переход к выраженной демонстрации этой новой, ставшей самой мощной, СКО произойдёт лишь тогда, когда предшественница в определённой мере исчерпает свою мощь. Это возможно только в результате преобразующих последнюю, психических процессов. Возможно, что при этом она способна полностью исчезнуть, или трансформироваться во что-то другое, или просто истощится настолько, что где-то сохранятся её слабые остатки, ждущие своего следующего часа... В любом случае, когда, в результате каких-то процессов, будет разрешена наиболее энергетически мощная система, тотчас на смену ей придёт другая с присущим ей психическим фоном. Предполагая какой он будет, надо иметь ввиду и то, что, как отмечал С.Гроф, есть СКО с негативным потенциалом и есть с позитивным. И в практике мы имеем возможность неоднократно убедиться, что разрешение системы, имеющей драматичную основу, сопровождается выраженными позитивными изменениями в человеке и в качестве его жизни.

Система конденсированного опыта, имеющая, в данный период, большую энергетичность, определяет жизнь человека, формируя её события в соответствии со своей структурой. При этом течение жизни конкретного человека нередко напрямую подсказывает нам какого типа СКО главенствует сегодня в его личном бессознательном. Исходя из этой подсказки, мы можем предвидеть дальнейший её (жизни) ход. Но ещё более значимым является понимание того, что СКО, как и другие психические структуры бессознательного, функционируют для того, чтобы вынуждать человека к неуклонному развитию, неуклонному «движению к истинному “Я”». В буквальном смысле порождая в его жизни ситуации, в которых человек будет переживать нечто сходное с её основой, СКО провоцирует и создание новых, родственных себе, чувственных комплексов, которые вытесняются в бессознательное и присоединяются к ней. Таким образом, система конденсированного опыта непрерывно усиливает себя энергетически, постоянно направляя течение жизни своего владельца в то русло, которое будет способствовать формированию новых и новых, сходных с ней своей основой, чувственных комплексов. Порочный круг налицо. Его функционирование ведёт к тому, что мощь проявлений определённой СКО наращивается настолько, что человек вынужден осуществлять поиск средств, способствующих её разрешению. Нелишне напомнить о том, что непосредственным исполнителем главной задачи СКО является психическое напряжение, о котором говорилось выше. Пропорционально нарастая вместе нарастанием динамики СКО, в конечном итоге, именно оно заставляет человека что-то делать в поисках возможности изменить ситуацию.

К слову замечу, что представление о комплексных образования бессознательного, как определяющих ход жизни человека вообще, принимается рациональным эго-сознанием значительно легче, чем представление об их непосредственном воздействии на отдельные её события. Вероятно потому, что во втором случае необходимость признать их, определяющее жизнь, наличие – более конкретна.

В описанном круговороте особо интересным является тот факт, что формирование комплексов происходит, как результат деятельности СКО, направленной на её же разрешение. То есть, создавая ситуации, в которых происходит формирование новых чувственных комплексов со сходной ей основой, СКО «хотела» результата как раз противоположного её наращиванию: она создавала ситуации, в ходе которых было возможно разрешение хотя бы какой-то её части. То, что очень часто «её замысел» не реализуется – итог действий человека, обделённого знанием, и потому препятствующего возможному, спонтанному разрешению ситуации. Основная проблема, для большинства из нас, в том и заключается, что мы полагаем, будто наше эго-сознание лучше знает – что нам нужно для счастья, а что нет, – чем «какое-то там бессознательное».

До определённого момента «движения», такой ход событий, то есть непрерывное наращивание воздействий СКО, – это своеобразная плата человека за его специфическую разумность, не доверяющую внутренним личностным проявлениям. Но однажды «чаша переполнится», и у человека не будет другого выхода, как начать пересмотр отношения к своему эго. И потому выражение: всё что ни делается - к лучшему, – весьма кстати приложимо к характеристике того, как человек приходит к началу активной работы с собой.

Если преобладающей в личном бессознательном человека является СКО, имеющая позитивное содержание, то и спектр событий его жизни и связанных с ними переживаний будет иметь явно позитивную направленность. При этом мы также можем последовательно отследить наращивание соответствующей СКО, разрешение каких-то её составных частей, и, возможно драматическую, замену её негативной СКО, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этом случае, прежде чем делать какие-то выводы, нужно, в частности, помнить, что любое разрешение комплексных образований – это опыт. Кто скажет, сколько и какого качества его должно быть в жизни конкретного человека? Всё непросто. И в поисках ответа, надо иметь в виду то, что причины смены одной СКО на другую, имеющую противоположный знак, не исчерпываются только представленными выше. Так, очень часто мы имеем повод предположить и наличие каких-то скрытых, невидимых глазу влияний, определяющих текущий жизненный сценарий конкретного человека и его развитие.

Ещё раз подчеркну важную особенность динамики любой СКО: она, в какой-то период жизни своего хозяина, определяет его (этого периода) содержание. Но определяет в направлении, ею же потенцированных, устремлений человека к разрешению себя самой. Однако происходит это не сразу и чаще всего весьма неоднозначно и сложно. Обычное развитие совершенно очевидно напоминает порочный круг. Начинается с того, что определённая СКО притягивает к человеку ситуации, прохождение через которые приводит к переживаниям, родственным её содержанию. Немаловажно, что в ходе их какие-то, уже имеющиеся, черты личности усиливаются, заостряются, и одновременно проявляются другие, прежде скрытые. Все личностные изменения, стимулируемые деятельностью СКО, в конечном итоге, приводят к такому качеству жизни индивидуума, в котором, в той или иной мере, преобладающими станут ситуации, порождающие комплексы сходного с этой СКО чувственного содержания. Они, будучи вытесненными в личное бессознательное, присоединяются к СКО, их, в определённом смысле, породившей, и делают её ещё более мощной. Это способствует ещё более выраженному влиянию данной СКО на происходящее в жизни человека. И всё повторяется, по кругу, до предела, протяжённость которого, в какой-то части, предоставлено определять ему самому. Но каждое повторение в этом круговороте имеет всё более отягощённое содержание. И весь этот круг для того, чтобы СКО могла разрешиться…

Из практики мы знаем, что разрешение порочного круга, прекращение его жизнедеятельности – зависит от многих факторов, и какая-то часть из них представлена в разных разделах этой работы. Но мне видится, что реальная психологическая помощь лицу, ищущему выход из него, не возможна без понимания того, что определяет исходную динамику зарождения и развития самих СКО. То есть в поисках удовлетворения нашего стремления познавать, мы подошли к следующему вопросу: что определяет какого качества СКО будут формироваться в личном бессознательном, и в каком порядке они будут разрешаться в течении жизни? И для ответа на него, прежде всего мы должны вспомнить, что формирование СКО идёт не на пустом месте. Они формируются вокруг образований названных – ядра СКО. Каждое ядро хранит память о каком-то чувстве. И образования эти столь значимы, что неукоснительно заставляют следовать каждое комплексное образование, поступающее в личное бессознательное, именно к тому из них, которое содержимым своим ему родственно. Откуда имеют в себе чувственную информацию «ядра»? Влияет ли её качество на то, как будут формироваться СКО и в какой последовательности разрешаться? Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы должны будем обратиться к рассмотрению третьей структуры – базовым перинатальным матрицам. Понятии, в котором сосредоточено всё имеющее отношение к периоду вынашивания и родов человека. Но прежде хотелось бы предостеречь от определённых крайностей и с этой целью заметить, что всё, что мы говорим о бессознательной психической деятельности, о её структурах и процессах, протекающих в её пределах – всё это лишь продукт нашего стремления познать. Поэтому всё, что говорится здесь об этом разделе психики, необходимо рассматривать, как одну из теорий, пусть даже подкреплённую практическими наблюдениями. Теорию стремящуюся представить лишь какую-то малую часть того, что происходит в необъятных просторах бессознательного. В чём-то верную или, наоборот, ошибочную, но в любом случае лишь частную теорию, и лишь позволяющую нам насколько-то приблизиться к пониманию происходящего в психике человека. Не случайно сам автор понятия – базовые перинатальные матрицы, на вопрос – так что же всё-таки такое базовые перинатальные матрицы? – ответил, что их нет. Но в жизни каждого человека, появляется период (и не один), когда пережитое когда-то, в ходе той или иной перинатальной матрицы, совершенно очевидно проглядывает в происходящем с ним.

 

III. Базовые перинатальные матрицы (БПМ)

Мысль Отто Ранка о том, что рождение является главным, определяющим событием жизни человека, нашла многочисленные подтверждения в последующих работах психологов. Впрочем, плод интуиции и наблюдений жизни – народная мудрость, давно утверждает, что «как родился, так и живёшь».

Благодаря исследованиям одного из основателей движения за трансперсональную психологию – Станислава Грофа, сегодня можно говорить о том, что психические переживания, сопутствующие вынашиванию и рождению, приводят к формированию в личном бессознательном ядер будущих СКО. Изначальная интенсивность, значимость этих ядер определяется качеством переживаний сопутствующих тому или иному периоду рождения. С.Гроф объединил все психические и физические феномены, присущие вынашиванию и рождению, в четыре группы, соответственно четырём периодам утробной жизни человека. Первый период – от зачатия до начала родов; второй период – от начала схваток до открытия родовых путей; третий период – прохождение через родовые пути; четвёртый период – выход из родовых путей, отсечение пуповины и начало самостоятельного дыхания. Он обозначил всю гамму переживаний, соответствующих каждому периоду, как Базовые Перинатальные Матрицы (БПМ), пронумеровав их от первой до четвёртой, соответственно каждому периоду – БПМ1, БПМ2, БПМ3, БПМ4. Самим названием – базовые матрицы, – подчёркивалось изначально непреходящее, сохраняющееся на всём жизненном пути и определяющее его, значение пережитого. С.Гроф своими работами не только подтвердил мысль О.Ранка, но и придал ей реальную значимость. Мы можем уверенно говорить, что именно вынашивание и рождение определяют то, как будут формироваться и функционировать СКО. Психические процессы этих периодов приводят к образованию в личном бессознательном того, что определяется, как ядра будущих СКО. Именно специфический, качественно индивидуальный набор переживаемых во время вынашивания-рождения феноменов и определяет то, какое из формирующихся ядер будет изначально самым энергетически мощным.

После рождения все ядерные структуры притягивают к человеку события, в ходе которых будут формироваться чувственные комплексы сходного с ними качества, но наиболее энергетически мощная делает это более выражено. В последующем эту функцию – формирование событий жизни человека в соответствии с со своим содержимым – берёт на себя уже вся СКО в целом, но направляющее влияние ядра сохраняется на всём протяжении её существования. Вытесненные в личное бессознательное, чувственные комплексы присоединятся каждый к своему ядру, усиливая его и создавая соответствующую динамичную СКО. Естественно, что более интенсивно, более успешно этот процесс идёт вблизи самой мощной ядерной структуры. Общий процесс создания новых чувственных комплексов одинаковой направленности в ходе жизни появившегося на свет человека, их вытеснение в личное бессознательное и объединение вокруг своего «ядра» повторяется и повторяется. В результате, всё более определяющими жизнь человека будут проявления, порождаемые этой самой мощной из всех создаваемых СКО. В результате действие порочного круга становится всё более и более очевидным.

Нередко уже с раннего детства в некоторых личностях его вращение совершенно очевидно: так мы можем увидеть ребёнка, которому до странности везёт на попадание в ситуации, провоцирующие у него переживание страха смерти; другой ребёнок будет удивлять нас тем, что часто в детской компании он оказывается нежеланным, лишним; а третий, наоборот, идёт по жизни легко и радостно, всеми любимый и принимаемый, для всех желанный. Перечень возможных вариантов можно продолжать и продолжать, но не это важно, а то, что в большинстве подобных случаев окружающие воспринимают особенности жизни ребёнка лишь с позиции присущих ребёнку нюансов психики, не угадывая за происходящим более глубоко смысла, позже явно видимого в подростковом возрасте, юности и в жизни уже взрослого человека.

Порочный круг работает до тех пор, пока сила влияния данной СКО не станет максимально возможной, то есть таковой, что она начнёт выражено определять качество жизни индивида, распространяя своё влияние на подавляющую часть её аспектов. Такую динамику можно обнаружить в жизни множества людей. Одни могут рассказать, как они постепенно стали замечать, что появляются новые и новые ситуации, в которых они испытывают страх (страх неудачи, одиночества, болезни и т.п.), и как нарастала интенсивность его проявления во всех этих случаях. Другие отметят, что спектр жизненных ситуаций, в которых они испытывают чувство своей ненужности, постепенно становится всё более обширным, а само ощущение дефицита любви – всё более интенсивным. И т.д., и т.п. Одновременно можно отследить и участие в этом самого человека: удивительно кропотливую, порой многолетнюю его работу, направленную на создание какого-то психологического неблагополучия, или какой-то болезни.

Общее развитие всего этого процесса – от создания определённого неблагополучия, до того, когда приходит понимание необходимости собственных усилий для его разрешения, – в основе своей банально. С какого-то момента, после манифестации, психологическая или соматическая (а чаще всего, уже явно психосоматическая) проблема стимулирует принятие каких-то защитных мер. При этом они часто, поначалу, имеют в своей основе стремление избавиться от неблагополучия за счёт какого-то воздействия со стороны. Открытие собственной роли, как в создании, так и в разрешении личных коллизий – приходит не сразу, не вдруг, а является плодом трудного опыта исканий. Конечно, изложенным выше не исчерпывается многообразие жизненных сценариев, и сама банальность происходящего далеко не так проста, что легко отслеживается при встречах с лицами, страдающими порой с самого раннего детства. История их жизни порождает немые вопросы – за что? зачем? И совершенно очевидно подводит к следующему вопросу: что определяет, какого качественного содержания будут базовые перинатальные матрицы? И, соответственно, что определяет то, какими будут «ядра» будущих СКО? То есть ещё точнее, наш очередной вопрос, в сущности, о том, что определяет, как будет проходить вынашивание и роды в каждом конкретном случае. И для того, чтобы на него ответить мы должны рассмотреть феномен, который «потрогать руками» невозможно. Невозможно и охватить его полностью рациональным разумом. Я говорю о том, что человечество определяет, как – «Карма». В нашем разговоре эта психическая структура стоит под четвёртым номером, но по своему влиянию на Жизнь, по своей значимости она видится на втором месте.

 

IV. Карма

Я не могу предвидеть, сколько необходимо прожить конкретному человеку, чтобы, уже имея представление о сложности изложенных выше причин, порождающих драматичные жизненные коллизии, увидеть за ними (этими причинами) ещё более мощные структуры, определяющие всю совокупность индивидуальной человеческой жизни, жизни человеческого сообщества вообще и другие масштабы далеко превосходящие его. Наивно предполагать, что такое знание открывается только специалистам соответствующих областей. Оно присуще множеству людей, не обременённых психологическими и другими научными знаниями. Но в контексте нашего разговора это не важно. А вот сам факт признания того, что существуют психические структуры (хотя так их называть можно с большой натяжкой и только лишь за неимением в науке более соответствующего термина) определяющие то, как пройдёт вынашивание-рождение, то есть изначально определяющие всё то, что будет происходить, как в эти периоды, так и в дальнейшей жизни – значим.

Сегодня мы можем наполнить новым содержанием мысль К.Г.Юнга о том, что каждый индивид приходит в этот мир с «целостным личностным эскизом, представленным в потенции с самого рождения». Мы можем утверждать, что и то, как человек придёт в этот мир, и то, в какой среде воспитания будет проходить его жизнь – уже изначально предопределено, как и многое в его последующей жизни. При этом сам человек не является некой марионеткой в этом замкнутом жизненном цикле. Он наделён способностью выбирать и прилагать усилия для того, чтобы осознанно идти к тому, что ему предназначено.

Когда я говорю о том, что имеются феномены определяющие, как пройдёт зарождение и само появление на свет нового человека, я предвижу традиционные возражения, сводящиеся к наследственности, физиологии, конституциональным особенностям будущих родителей, и т.д. и т.п.. Однако не предвзятый взгляд позволяет увидеть, что всё это скорее средство исполнения запланированного, чем непосредственная причина.

Наблюдения, осуществлённые в ходе многочисленной эмпирической практики, и анализ её результатов наводят на мысль о том, что, вероятно, каким-то образом, содержание большинства ядерных образований будущих СКО определяется ещё до рождения, а особенности вынашивания и родов лишь создают условия для реализации этих, предваряющих жизнь человека, закладок. Непредвзятое, совокупное обобщение практического материала, представляемого трансперсональной психологией, и результатов философско-религиозных многовековых изысканий, позволяет, в частности, серьёзно отнестись к факту наличия феноменов, которые изначально направляют формирование таких структур личного бессознательного, как системы конденсированного опыта (СКО). У меня есть основание предварительно рассматривать хотя бы две такие возможности:

а) Данные феномены могут проектировать будущее вынашивание и роды так, чтобы, в ходе их, в личное бессознательное были заложены ядра будущих СКО определённого качества.

б) В их распоряжении имеется – как возможность создания ядер СКО, минуя БПМ, так и возможность воздействия на динамику уже имеющихся СКО.

Я не возьмусь определить всех «нитей», дёргая за которые «кармический институт» реализует как представленные возможности, так и те, о которых я не догадываюсь. Но выскажу одно предположение: возможно, структуры, определённые К.Г.Юнгом, как «архетипы коллективного бессознательного», играют роль посредников между истинным «Я» и всем остальным миром, влияя на него как в целом, так и на его частные проявления. Их принадлежность или не принадлежность к Карме, вопрос весьма неоднозначный, но их содействие «Карме» в масштабах как индивидуальной личности, так и общечеловеческих – очевидно. Они оперируют с подведомственным материалом из другой, предвосхищающей личное бессознательное, области. И без использования философско-религиозных понятий и представлений об этом пространстве, психологии не обойтись, так как её собственного, описательного языка явно недостаточно. Даже применение к нему самого ёмкого психологического определения – коллективное бессознательное, ещё весьма мало отражает его суть, грандиозность его масштабов и возможностей.

Говоря о феномене Кармы, мы не можем хотя бы не упомянуть о той его части, которая определяется, как результат «прошлых жизней». Сегодня мы можем признать, что их «итоги» как-то направляют текущую жизнь человека. И эмпирическая практика позволяет совершенно очевидно открывать это их влияние. Размышляя о возможном его механизме, я предположил, что, в частности, его можно обнаружить в специфике формирования ядер СКО, и в динамике самих этих систем. Ведь оба, представленных выше, варианта их формирования объединяет то, что через них возможна реализация в жизни человека психических закладок, сделанных в тех, «прошлых жизнях».

Сегодня, как часть своего опыта, я могу представить три группы очевидных феноменов человеческой жизни, в которых в том или ином виде проявляется кармический «механизм». Две первых: а) влияние качества «прошлых жизней» индивидуальности на течение её сегодняшней жизни и б) непосредственные особенности текущей её жизни, определяемые, как результат того, как она себя в ней уже проявила, – имеют очевидную причинно-следственную основу. Сделал – получи соответствующий, что-то уравновешивающий результат, в виде определённых событий, переживаний... А вот третья группа феноменов имеет как бы весьма косвенное отношение к Карме, но именно благодаря им создаются предпосылки для последующего развития тех или иных кармических событий, как в жизни отдельного человека, так в жизни отдельных народов и человечества в целом. В проявлении самих этих феноменов порой нет возможности отследить какую-то причинно-следственную природу. В частности, это любое проявление архетипических феноменов и проявления, которые К.Г. Юнг обозначил, как «синхронистичные». В определённом смысле, они есть то, что «создаёт почву», на которой распространяется Карма. Оказывая специфическое воздействие, они создают предпосылки для возникновения событий неизбежно порождающих кармические следствия. При этом они способствуют тому, чтобы каждым человеком был получен такой опыт, который неизбежно вёл бы к появлению в его жизни необходимых ему феноменов первых двух групп. Таким образом, какими бы не были феномены третьей группы, цель их всегда и для всех одна – создание таких условий бесконечно долго человеческого развития, в которых не будет у человека возможности увильнуть, уклониться в ту, желаемую для него, сторону, что противоречит ПЛАНУ. Надо отметить, что в определённом смысле такое объяснение возникновения кармических причинно-следственных связей представляет нас без вины виноватыми, поскольку «грешим потому, что предназначено грешить». Однако такой вывод вряд ли правомочен и чрезвычайно далёк от истины, поскольку совершенно очевидно ощущается, что всё не так однозначно, и не так просто...

Признавая очевидность наличия «Кармы», я одновременно должен признать и значительную туманность, неясность для традиционной науки её (Кармы) структуры и механизмов, позволяющих реализовать возложенные на неё задачи. Философско-религиозные учения дают большую ясность обо всём этом, но не избавляют от желания узнать, как всё же это устроено и как осуществляется. Конечно, о чём-то мы можем говорить, привлекая такое понятие, как Энергия, но наших знаний о её динамике в такой организации, как человек, в частности, и в Природе вообще, сегодня явно недостаточно, чтобы получить исчерпывающую картину, хотя бы, о её участии в реализации задач «Кармы». К тому же именно с этого рубежа мы начинаем встречаться с тем, чего не имеем возможности познать в полном объёме. Всё это, а также лёгкость, с какой здесь можно скатиться к спекулятивного рода рассуждениям, побуждает меня ограничиться лишь констатацией того, что феномен Кармы существует. Однако, понимая, что для каждого в ходе его «движения» какое-то представление о ней в определённый момент будет необходимо, отмечу, что это не только и даже не столько феномен, определяющий личную жизнь, сколько феномен, направляющий развитие всего человечества. Акцент сделанный в познании Кармы на её личностном аспекте, может легко увести в сторону от сути, и способствовать соблазну, трактовать её так, как удобнее нуждающемуся, то есть вообразить некую удобную, устраивающую эго «карманную» карму.

Подводя итог всему вышесказанному о едином психическом пространстве, отмечу, что мы рассмотрели четыре его составляющие, в направлении – от более простой, очевидной из них, к более сложной, завуалированной, и можно было бы ограничиться рассмотренным, если бы не одно но, то самое, которое я поместил под пунктом пять, никак не назвав.

 

V.

Эмпирическая практика неизбежно подводит к открытию следующего, ещё более значимого феномена, масштабы и сложность которого вряд ли доступны пониманию человеческим разумом. Однако это не лишает нас возможности признавать его наличие, как некой Силы, Сущности, определяющей, объединяющей и направляющей гигантские психические процессы. Ни один жанр словесного творчества не обошёлся без того, чтобы не дать этой силе своё название. Я вижу в этом глубокий смысл, и в тоже время понимаю всю тщету затеи, связанной со стремлением словами обозначить эту Сущность, и описать её суть. Так же я вижу смысл и одновременно суетную тщету и в том, что каждый отдельно взятый человек имеет возможность как-то вербально определять её, подтверждая своё ощущение её наличия, или, наоборот, неистово опротестовывать это и доказывать её отсутствие.

Мой словарный запас явно недостаточен для того, чтобы передать сложившееся у меня на сегодня представление о динамике происхождения и дальнейшего развития любого психического образования, с учётом влияния на этот процесс Силы, Сущности. Одно видится ясно: она определяет всё, что происходит в бессознательном, придавая ему целостность, гармонию и устремлённость к чему-то с одновременным отсутствием таковой.

Заканчивая краткое рассмотрение некоторых психических структур (феноменов), я хочу подвести его итог, представив своё сегодняшнее понимание динамики их взаимодействия. Прежде всего, отмечу, что я обозначаю место их формирования и проявлений, как – единое психическое пространство. Схематично оно может быть представлено следующим образом. Эго пребывает в пространстве, соответствующем личному бессознательному. Содержание последнего, в частности, определяется «травмой рождения», качество которой зависит, с одной стороны, от опыта «прошлых жизней», а с другой, от пластичных посредников между Сущностью и всем остальным психическим пространством – архетипов коллективного бессознательного, способных по выражению К.Г.Юнга «к бесконечному развитию и дифференциации». Одним из непосредственных результатов взаимодействия всех трёх факторов являются СКО. Личное бессознательное и эго погружены в необъятный простор коллективного бессознательного. Именно из него осуществляют свои направляющие воздействия психические образования, связанные с «опытом прошлых жизней», и психические образования, соответствующие «архетипам коллективного бессознательного». И, наконец, весь спектр перечисленных психических феноменов пребывает в пространстве всё охватывающей и всё пронизывающей Силы-Сущности. Схема весьма условна, но с её помощью удаётся создать начальное представление о взаимодействиях внутри модели единого психического пространства.

Взаимодействие это может быть представлено так. В психическом пространстве эго-сознания формируются чувственные комплексы и вытесняются в личное бессознательное, где они присоединяются к готовым СКО. Последние, породившие ситуации для создания определённых родственных им чувственных комплексов, приобретя их, продолжают оказывать своё влияние на эго. Результатом этого влияния, в частности, будет продолжение формирования определённого, необходимого преобладающей СКО, течения жизни человека и новых, нужных ей, чувственных комплексов. Из коллективного бессознательного производятся воздействия, определяющие что и какого качества первоначально будет создано в личном бессознательном не только в ходе вынашивания и рождения, но и после них, и какова будет дальнейшая судьба этих образований. Через личное бессознательное осуществляются опосредованные (а возможно и непосредственные) воздействия содержания коллективного бессознательного на эго. В формировании качества этих воздействий «институт Кармы» играет первоочередную роль. Всё описанное выше происходит в просторах Сущности, имеющей возможность осуществлять опосредованное и непосредственное воздействие на все структуры представленного психического пространства. Таким образом, динамика этого пространства многообразна в частностях и едина в целом.

Безмерная сложность представленных взаимодействий, а также фрагментарность нарисованной схемы становится очевидной, если присовокупить к вышеизложенному следующее:

1. Огромное множество личных эго, с их индивидуальным личным бессознательным, одновременно присутствуют и как-то непросто взаимодействуют между собой в необъятном пространстве Сущности.

2. Очень возможно, что ЭГО (то, что мы условно обозначаем этим термином) – одно для всех, а наши индивидуальные эго – это отражения его различных аспектов.

3. Все выше представленные структуры – лишь ничтожно малая часть того, что присутствует в пространстве Сущности, Силы..., объятое ею.

4. Эмпирическая практика представляет весомые основания для того, чтобы признать, что всё то, что мы определяем словом – Жизнь, всё это есть игра без правил и одновременно с таковыми. Более того. Все мы, каждый двигаясь по жизни предназначенным ему образом, одновременно играем предназначенное нам. Изюминка же заключена в том, что живя, как ему предназначено, и в контексте этого познавая себя настолько насколько ему предназначено, каждый из нас в тоже самое время одновременно – играет предназначенное ему и играет в предназначение. И это само по себе – нечто, безоговорочный повод для восхищения филигранным мастерством невидимого автора, сценариста, режиссёра...!!!

Нет ничего нового в представлении модели единого психического пространства, как результата проявления Сущности. Оно созвучно истине о наличии единого источника Жизни, определяющего единство всего её многообразия. Примеров именно такого – в виде единого целого – представления об организации всего многообразия жизненных (психических) проявлений можно найти множество в мировых духовных и философско-религиозных учениях. Поэтому, подходя к заключительному выводу, я лишь некоторым образом перефразирую известное: психе–образование всего одно, и в нём по уже известным, но в большей части неведомым нам правилам или без таковых (в нашем понимании) обращаются, взаимодействуют все, когда-либо сформировавшиеся, психические феномены. Они взаимодействуют в этом свободном объединении и проявляются в жизни многообразием форм, подчинённые чему-то превосходящему нашу логику и такой желанный для нас, в силу простоты возможного понимания, причинно-следственный порядок.

 

Третья лекция






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.