Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демократизация института гражданства.






Гражданство определяется как устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их прав и обязанностей. Такая связь основана на юридическом признании государством данного лица своим граждани­ном и выражается в распространении на него суверенной власти государства, независимо от места проживания. Го­сударство обязано защищать интересы своих граждан и за пределами своей территории. Поскольку гражданин находится под суверенитетом государства, он может тре­бовать от них исполнения обязанностей, даже если они находятся за границей. Отношения гражданства возника­ют между лицом и государством не в силу проживания на его территории, подчинения государственной власти, на­деления правами и обязанностями, а вследствие существу­ющих между лицом и государством особых, устойчивых политико-правовых связей, составляющих содержание гражданства. Гражданство - это правовое, а не фактичес­кое состояние. Правовой характер связи выражается в ее юридическом оформлении.

Государство само определяет круг своих граждан, законодательно закрепляя основания и порядок приобре­тения гражданства и условия его прекращения. Это при­знано международно-правовыми нормами, в частности, принятой на Гаагской конференции в 1930 году многосто­ронней конвенцией. Состояние в гражданстве юридичес­ки подтверждается соответствующими документами (пас­порт гражданина Республики Казахстан, удостоверение личности, свидетельство о рождении, запись в паспорте о детях). Кроме того, государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Представляется наиболее ценным при демократизации института гражданства Республики Ка­захстан новое концептуальное содержание данного инсти­тута: прежде всего воплощение общечеловеческих цен­ностей, признание человека и государства равноправны­ми субъектами, наделение их взаимной ответственностью.

Важнейшим принципом гражданства является принцип признания взаимной ответ­ственности гражданина и государства, закрепленный в ст. 1 Закона " О гражданстве Республики Казахстан": " Рес­публика Казахстан в лице своих органов и должностных лиц ответственна перед гражданами Республики Казах­стан, а гражданин Республики Казахстан ответственен перед Республикой Казахстан".

Одним из существенных принципов гражданства является единство и равенство. Единство гражданства проявляется в том, что каждый человек в Республике Ка­захстан имеет право на гражданство. И все граждане Рес­публики Казахстан, независимо от места проживания об­ладают равными правами и равной ответственностью. Принцип равенства проявляется в том, что все граждане равны перед законом, независимо от оснований приобре­тения гражданства, происхождения, имущественного по­ложения, расовой и национальной принадлежности и т.д.

Принцип равенства граждан является всеобъемлю­щим по своему содержанию.

Принцип стабильности гражданства выражает сущностное начало и закрепляется в преамбуле Закона " О гражданстве Республики Казахстан". В соответствии с этим принципом гражданин Республики Казахстан ни при каких условиях не может быть лишен гражданства либо изгнан за пределы Казахстана. Стабильности гражданства Республики Казахстан способствует сохранение граждан­ства в случаях:

- вступления в брак с лицом, не состоящим в граж­данстве Республики;

- проживания за пределами Республики. Принцип стабильности закрепляет стремление го­сударства обеспечить сохранение гражданства Республи­ки Казахстан и правовые связи с Родиной.

Одним из важных принципов гражданства, закреп­ленных в Конституции 1995 года является принцип моно­гражданства: за гражданином Республики Казахстан не признается принадлежность к гражданству другого госу­дарства. Проблемы двойного гражданства, возникшие с момента принятия Закона " О гражданстве Республики Казахстан" в 1991 году, явились одной из причин возник­ших осложнений с рядом государств. Наличие граждан, обладающих двойным гражданством создает сложности как для государства, так и для конкретного лица. Практи­ка законодательства о гражданстве большинства стран направлена на сокращение лиц с двойным гражданством. Один из известных ученых- специалистов по вопросам гражданства В. В. Витрук считает, что нахождение лица в двойном гражданстве способно нанести ущерб суверени­тету государства, считающего это лицо в соответствии с внутренним законодательством своим гражданином. Прежде всего нарушается основополагающий принцип государства - осуществление полной юрисдикции государ­ственной власти над своим гражданином. А с другой сто­роны, возникают трудности у гражданина в пользовании своими правами. Все это вынуждает государство принимать меры к ликвидации причин, порождающих двойное гражданство. Согласно п. 3 ст. 10 Конституции Республи­ки Казахстан " За гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства". Конститу­ция, закрепив такое положение, исключила возможность института двойного гражданства.

Принцип покровительства своим гражданам, на­ходящимися за пределами ее территории, и защиты их прав и свобод закрепляется ст. 11 Конституции Республики Казахстан. Согласно этому принципу гражданин Респуб­лики Казахстан не может быть выдан иностранному госу­дарству, если иное не установлено международными до­говорами Республики. Республика Казахстан проявляет заботу и принимает меры по охране законных прав и ин­тересов граждан, проживающих за пределами территории Республики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.