Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства вербальной и невербальной коммуникации






Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не «процент использования», а универсальность этого способа для человека, всеобщую «переводимость» любых коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка.

Изучение теории коммуникации невозможно без знания основ семиотики. Для рассмотрения вопроса о средствах коммуникации большее значение имеет указание на отличия языка от других систем связи. Главными признаками языка в связи с этим являются: вокально-слуховой канал для передачи информации; отсутствие непосредственного биологического значения у языковой деятельности; произвольная семантизация (отсутствие биологического подобия между знаком и означаемым).

По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.

Речь -это особый вид деятельности, существующий наряду с трудовой, познавательной и др. видами человеческой деятельности.

Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Целью коммуникации явл. осознание и понимание передаваемой и получаемой информации. Функции, выполняемые речью в конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания и, главное, отбор слов и синтаксических конструкций. Таким образом, информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определить как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.

Ценность информации содержательного характера определяется ее новизной, свежестью и неожиданностью. Ценность социально важной и художественно значимой информации не уменьшается в результате многократных повторений.[6]

В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. При однонаправленном речевом потоке коммуникация характеризуется активностью только одного из коммуникантов и пассивностью восприятия другим. Такая речь называется монологической. Речь считается диалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами восприятия и обработки полученной информации.

Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности. Как правило, говорящий выступает в роли инициатора сообщения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушающего. Эффективность устного общения зависит во многом от того, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи, т.е. от умения слушать и говорить.

Напомним, что представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают не только устную, но и письменную форму общения. Чтение и письмо являются самостоятельными видами речевой деятельности.

Письменноречевая коммуникация, имея сходные черты с устноречевой, отличается большей подготовленностью, независимостью от условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Взаимопонимание между пишущим и читающим чаще всего устанавливается в тех сферах и ситуациях общения, которые подразумевают точную адресацию произведений и общий язык коммуникантов.

Стилистически письменная речь тяготеет к литературным, книжно-письменым стилям (научному, деловому, художественному, публицистическому).

Наряду с вербальными средствами коммуникации, как уже отмечалось выше, большое значение имеют невербальные средства.

Термин «невербальное» обычно понимается как несловесный язык. Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации.[7]

В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека. По-существу, здесь речь идет о «невербальном поведении» личности. Ядро такого поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимся психическим состоянием человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия. Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственность. Несмотря на это невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, главными компонентами которой являются отношения между участниками, цели взаимодействия, вид общения. При этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.[8]

К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм, высоту звука. Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения – речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т.п. довольно подробно их содержание описано в учебнике.[9]

Наряду с вышеотмеченными компонентами невербальной коммуникации необходимо отметить также экспрессию лица, мимику, жесты, позы, походку, которые несут разнообразную информацию о состоянии человека, демонстрируют отношение к другому, комментируют речевое поведение.

Каждый компонент невербальной коммуникации можно рассматривать как определенный код. Кодирование и декодирование сигналов невербальной коммуникации является сложной задачей, успешное решение которой зависит как от внешней ситуации общения, так и от специальных способностей и социального интеллекта субъектов взаимодействия.

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют подходы к обоснованию типов коммуникации?

2. Дайте определения отдельным видам коммуникации.

3. Почему рекламу можно рассматривать как модель, вид и канал коммуникации?

4. Что такое деловая коммуникация и каковы ее формы?

5. Чем отличаются друг от друга такие формы коммуникации как диалог, дискуссия, беседа?

6. Какие функции выполняет коммуникация? Дайте характеристику различных подходов к выделению функций коммуникации.

7. Охарактеризуйте компоненты модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации.

8. В чем состоят отличия монолога, диалога, спора как форм речевой коммуникации?

9. Что такое полемика? В чем ее отличие от дискуссии?

10. В чем состоит отличие устноречевой и письменноречевой коммуникации?

11. Сравните вербальную и невербальную коммуникации.

12. Перечислите основные средства невербальной коммуникации. Дайте характеристику наиболее важных из них (мимика, жесты, позы и др.).

Основная литература

1.Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – Часть II, С. 180–206, 224–257, 260–292, 295–333.

2.Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). – М.: РИП–холдинг, 2004. – С. 40–48, 59–60.

Дополнительная литература

1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, 2003, С. 293–355.

2. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. М, 1980.

3. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д, 1999.

4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, 1999.

5. Соколов А.В. Социальные коммуникации. – М., 2001.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Изд-во Дело, 2001. – Часть 3, с.107–299.


[1] Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., - 2003, - С.293-355.

[2] Основы теории коммуникации/ под ред. Василика М.А. – М., - 2003, - главы 4-15.

[3] Шарков Ф.И. Теория коммуникации. – М., - 2004, - С.59- 60.

[4] Головлева Е.Л. Основы рекламы. –М., 2004, - С.6-7.

[5] Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи//Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996, С.7-29.

[6] Основы теории коммуникации/ под ред. М.А. Василика – М., 2003, - С.184-190.

 

[7] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д, 1999. – С. 16.

[8] Основы теории коммуникации/под ред. Василика М.А. – М., 2003. – С.295-302.

[9] Там же, С.302-308.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.