Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировоззрения в учебно-воспитательном процессе






 

Научная педагогическая концепция исходит из идеи целостного становления личности в системе общественных отношений, деятельности, общения, в органическом единстве ее мировоззренческого сознания, чувств и воли. Мировоззрение личности действенно и жизненно-эффективно тогда, когда в нем отражаются гармония и противоречия жизни. Мировоззренческое сознание обусловливает чувства и волю ребенка: чувства — подкрепляют сознание и стимулируют волю; воля — направляется сознанием и управляет чувствами. Мировоззрение как устойчивое внутреннее состояние детского сознания представляет собой органическое единство научных взглядов и убеждений с процессом их познания, творческого применения, сопутствующими чувствами и эмоциональными переживаниями, а также волевыми устремлениями. Оно повседневно проявляется в поведении ребенка, в его отношениях с миром. Поэтому воспитание мировоззрения не может быть лишь формированием чистого сознания. В действительности это сложный процесс одновременного, в органическом единстве, развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий. Мировоззренческое воспитание как органическое единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющееся в единстве учебно-воспитательного процесса и жизни, требует комплексного подхода ко всему делу воспитания. Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира и его практического освоения. Сознание ребенка, как система взглядов и убеждений, формируется прежде всего в результате освоения науки. И вместе с тем в этом процессе формируются чувствам воля. Чувства ребенка как система эмоционального отношения к миру проявляются и воспитываются прежде всего в реальных отношениях и в результате овладения искусством как формой общественного сознания. Вместе с тем в процессе общения и овладения искусством формируется общественное сознание детей, стимулы поведения и волевая направленность. Воля ребенка как система целенаправленных действий и поведения формируется прежде всего в труде и общественно полезной работе. Одновременно в ходе практической целеустремленной деятельности укрепляется общественное сознание и совершенствуется культура чувств.

Педагогика исходит из научно-философских основ учебного плана, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности с достаточной полнотой раскрыть перед учащимися мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению наук. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: прямую — раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки и косвенную — включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения. Косвенная задача в мировоззренческом смысле является для учителя одной из важнейших.

Предметы естественно-математического цикла дают возможность учителю, с учетом особенностей возрастного развития детей, раскрыть перед ними идею материальности мира природы. Межпредметные связи позволяют показать единство материальной действительности, взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Еще до знакомства с философским определением материи как объективной реальности, данной нам в ощущении, дети учатся познавать ее в теории и на практике, открывают для себя тот непреложный факт, что материальный мир постоянно развивается, движется, изменяется и что процесс его познания человеком не будет иметь конца.

Наиболее сложным для детей является уяснение идеи изначального самодвижения и саморазвития материи. Учитель на конкретных фактах противоречивого взаимодействия явлений природы показывает подлинные механизмы развития объективной действительности. Предметы естественно-математического цикла, особенно биология, математика, физика, химия, дают богатый материал для изучения и практического познания общих законов диалектики. Школьники накапливают целый арсенал фактов, наблюдений, дающих пищу для диалектических умозаключений. Они знакомятся с явлениями перехода вещества из одного качественного состояния в другое, выясняя механизмы подобных превращений, узнают о противоречиях, единстве и взаимодействии положительно и отрицательно заряженных частиц, о так называемых молекулах — зеркальных антиподах;

О взаимозависимости процессов, протекающих в микро-, макро- и мегамирах; о преемственности в развитии жизни; о старении, умирании и рождении новых растений и организмов. Все это рисует в сознании детей подлинно научную картину противоречивого, динамичного мира, материального единства природы, взаимозависимости, и всеобщей взаимосвязанности явлений, универсальности и специфичности законов развития. Школьники убеждаются, что приобретенные ими знания являются истинными, проверенными на общественно-историческом опыте людей, составляющими научную основу производства материальных благ. Это придает их формирующимся взглядам действенно-практический характер. В ходе научного познания естественного мира как диалектически развивающейся, целостной материальной системы учащиеся преодолевают формализм и догматизм в мышлении, приучают и приспосабливают свою мысль к адекватному отражению диалектики жизненных процессов. Правильно схваченная и отраженная в сознании, диалектика вещей делает само мышление диалектическим.

Особо важное значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая общественно-гуманитарный цикл предметов, дети усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.

В процессе изучения предметов общественно-гуманитарного цикла продолжается дальнейшее формирование мышления игкольников,

Они учатся конкретно-историческому анализу для понимания общественных. явлений и событий. Рассматривая общественное явление исторически, ребята узнают, почему и как оно возникло, проявилось. с какими другими явлениями связано, какое место занимает в общем процессе и в каком направлении развивается. Учащиеся учатся видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития. Конкретно-историческое мышление дает возможность детям уже в школе овладеть способностью грамотно оценивать события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации мировоззренческого характера.

Центральное место в формировании мировоззрения детей в процессе воспитания нравственно-эстетических чувств занимают предметы искусства: литература, изобразительное искусство, музыка и проникающие в содержание различных учебных предметов театр и кино. Наиболее важные проблемы преподавания искусства в школе связаны с идеей целостного освоения детьми художественных произведений как явлений изящного искусства, развития идейно-эмоционального, подлинно эстетического отношения к ним, а также специфического анализа художественного образа. Диалектика художественного произведения заключается в том, что оно одновременно объективная картина действительности и система взаимозависимых и взаимодействующих, созданных с определенных идейных позиций художественных образов, способных пробуждать в человеке эмоциональный отклик. Чтобы художественная действительность, заключенная в произведении, ожила, эффективно пробудила чувства детей, стала внутренним достоянием ребенка, необходимы развитая духовная потребность и умение целостного восприятия всего произведения. Школьник и его учитель не могут анализировать произведение искусства, оставшееся в книге, нотах, на полотне, на пленке. Только спроецированное во всей художественной полноте в сознание школьников художественное произведение порождает переживания, мысли, чувства — все то, что может быть соотнесено с мыслями, переживаниями, чувствами героев, других людей, самого автора и подвергнуто анализу, сравнению, обобщению, противопоставлению.

Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельности в различных видах искусства. Дети творят в области изобразительной деятельности, литературы, музыки, танца, театра. Все это порождает необходимость не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и знакомить их с языком искусства, вооружать умениями " и навыками практической деятельности. В период детства, наиболее активного эмоционального отношения ребенка к миру, важно использовать самодеятельность детей в области искусства как средство мировоззренческого самовыражения и самосознания, как средство самопознания и самовоспитания. Создавая литературное произведение, изображая свои представления и мысли на бумаге, исполняя ту или иную роль в пьесе, ребенок утверждает себя, проявляет свои взгляды и убеждения, расширяет свой мировоззренческий кругозор.

Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует и их общественно полезный и'производительный труд. Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях, достижение успеха в труде дают возможность убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую, в соответствии с убеждениями.

Таким образом, мировоззрение школьников представляет собой исходные основы научных взглядов и убеждений, тесно связанных с чувствами и волей. Оно вооружает учащихся научной методологией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, и участвовать в его преображении.

Мировоззрение определяет отношение к миру, ко всем формам общественного сознания. Его формирование у детей осуществляется постепенно, концентрически и противоречиво. Сначала ребенок от-.носится к окружающей действительности, побуждаемый непосредственными потребностями, интересами, обыденными представлениями. Но уже к подростковому возрасту потребности и интересы осмысливаются на основе научных знаний, приобретаемых в обучении, уточняющих или заменяющих обыденное понимание. В сознании подростка происходит переоценка ценностей, расширение кругозора научных представлений и углубление понятий. Этому содействует постепенно укрепляющееся стремление к самообразованию и самовоспитанию, являющееся важнейшей движущей силой превращения знаний в убеждения. В подростковый период развития дети с увлечением углубляются в изучение отдельных учебных предметов, осознанно заменяют обыденное понимание жизни научным. Избирательный интерес к познанию отдельных наук продолжает укрепляться у старшеклассников. Вместе с тем юноши и девушки " становятся способными объединять в своем мышлении знания из различных наук, делать теоретические обобщения, устанавливать связи и зависимости между явлениями и событиями, придавать накопленным знаниям определенную завершенность, приводить их в систему. Единство и целостность представлений реальной деятельности — важнейший признак наличия мировоззрения, способного оказывать влияние на отношение школьника и его поведение. В педагогическом процессе мировоззрение формируется как система знаний, способствующая осмыслению мира в его развитии.

Утверждение истины в сознании, превращение ее в убеждение достигается в результате преодоления противоречий, реально существующих в жизни. Убеждения школьника утверждаются путем преодоления противоречий, в которое вступают приобретаемые им научные знания с обыденными представлениями, стихийным личным опытом. В его сознании происходит стимулируемая учебным процессом духовная работа по критике и преодолению искаженных, ненаучных привычных представлений и понятий. Это противоречие теоретического познания способствует превращению убеждения в духовное достояние личности, побуждает к его отстаиванию, проведению в жизнь. Мировоззренческие убеждения становятся духовной основой социальной активности.

Переход знаний в устойчивые взгляды осуществляется более интенсивно, когда учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск. Возникновение потребности в теоретическом знании и его практическом применении облегчает детям процесс превращения знаний и взглядов в убеждения. По мере того как ребенок обогащается духовно, он активно включает в круг своего общения приобретенные убеждения: рассказывает о них родителям и знакомым взрослым, исподволь проверяя самого себя, обсуждает их с единомышленниками-сверстниками, вступает в жаркие споры и дискуссии с идейными противниками. Школьник стремится быть в согласии с самим собой, своим внутренним миром, поступая в соответствии с убеждениями и борясь с тем, что им прочиворечит.

Наиболее общими критериями сформированности мировоззрения являются:

глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;

• развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства;

проявление социальной активности эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности на -; воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.