Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Важно обратить внимание на то, что понятие «пед






1. Важно обратить внимание на то, что понятие «пед. процесс» может употребляться в узком и широком смысле. В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи (н-р, пед. процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. В узком смысле – пед процесс предполагает сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой – то более конкретной задаче (н-р, решение задач нравственного воспитания, эстетического, физического развития и т.п.).

Пед процесс существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования.

 

2. Важно обратить внимание на то, что пед. процесс как система имеет свои структурные компоненты:

1. Педагог как субъект и объект пед. процесса.

Как объект педагог является носителем целенаправленной пед. деятельности. Как субъект пед. процесса он получает специальное пед. образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающего поколения. Он формирует свое мировоззрение, вырабатывает нравственное отношение к себе и к детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

2. Ребенок как субъект и объект пед. процесса.

Ребенок как объект пед. процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с пед. целями. Ребенок как субъект пед. процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению пед. воздействий или сопротивлению им.

3. Содержание пед. процесса.

Содержание пед. процесса тщательно отбирается, подвергается пед. анализу: обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание пед. процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.

4. Организационно – управленческий комплекс (формы и методы воспитания и обучения).

5. Пед. диагностика – изучение воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога.

К способам и методам диагностики относятся: проверка ЗУН; результаты трудовой, общественной деятельности детей; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; продукты самост. продуктивной и репродуктивной работы.

6. Критерии эффективности пед. процесса.

В их состав входят экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности пед. процесса является повседневное поведение детей, их поступки, практические дела, отношение к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу.

7. Организация взаимодействия с общественной и природной средой.

 

3. Этапы педагогического процесса выделены И.П. Подласым.

I этап – подготовительный: создаются условия для эффективного протекания пед. процесса.

На данном этапе решаются задачи:

- целеполагание - сущность целеполагания состоит в том, чтобы трансформировать общую пед. цель стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке пед. процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики, поэтому след. задача…

- диагностика условий – в процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях детей и пед. коллектива, условиях протекания процесса, о причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных целей;

- прогнозирование достижений – предварительно оценивается возможная результативность процесса в имеющихся конкретных условиях;

- проектирование и планирование развития процесса – завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который воплощается в план перспективной работы.

II этап – осуществления пед. процесса (основной): осуществляется пед. взаимодействие воспитанника и педагога, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который помогает обнаружить отклонения, ошибки и своевременно произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения.

Очень важна на данном этапе обратная связь – ответная реакция ребенка на воздействия.

III этап – заключительный: анализ достигнутых результатов.

Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось мало действенным.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое педагогический процесс, педагогическая система?

2. Каковы компоненты педагогического процесса?

3. Из каких этапов состоит педагогический процесс?

Тема 4.3. Содержание и организация педагогического процесса дошкольного, общего, среднего образования.

 

Основные понятия и термины по теме: компетенция, образование, система образования, модель выпускника, учебный план, учебная программа, их виды, типы построения, структуру.

План изучения темы

1. Обновление системы образования главная задача модернизации образовательных учреждений.

2. Компетентностно – ориентированный подход в образовании.

3. Содержание образования на современном этапе.

4. Модель выпускника как главный целевой ориентир дошкольного, общего, среднего образования (1, 2, 3 ступени).

5. Учебный план, его инвариантная и вариативная части.

6. Учебные программы: типы, виды, способы построения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.