Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






правил о том, как не надо слушать




(Иствуд Атватер «Я вас слушаю…»).

1. Не принимайте молчание за внимание.

2. Не притворяйтесь, что слушаете.

3. Не перебивайте без надобности.

4. Не делайте поспешных выводов.

5. Не дайте «поймать» себя в споре.

6. Не задавайте слишком много вопросов.

7. Никогда не говорите: «Я хорошо понимаю Ваши чувства», лучше – «Вы чем-то разочарованы?».

8. Не будьте слишком чувствительны к эмоциональным словам.

9. Не давайте совета, пока не просят.

10. Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.

 

 

СЛУШАЯ СОБЕСЕДНИКА, НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ СЛЕДУЮЩЕГО (Даниэль Дэна):

1. Не притворяйтесь слушающим. Вас быстро разоблачат: отсутствие и скука неминуемо проявятся в мимике или жестах. А притворство в таких случаях обычно рассматривается как оскорбление. Гораздо лучше откровенно признаться, что в данный момент вы не можете слушать, сославшись на определенные причины.

2. Не перебивайте без надобности. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных Мужчины чаще перебивают женщин. Если вы кого-то перебили, постарайтесь тут же восстановить ход мыслей собеседника.

3. Если Вы с чем-то не согласны, не обязательно сразу возражать. Порой лучше задать несколько уточняющих вопросов, которые побудят собеседника уточнить, разъяснить свою позицию или же понять свою неправоту.

(Или другие увидят, поймут абсурдность его высказываний).

4. Не делайте поспешных выводов. Проявившаяся субъективная оценка заставляет собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.

5. Не попадайтесь на поспешных возражениях. Когда вы мысленно не соглашаетесь с каким-то доводом, то обычно тут же начинаете формулировать возражение, т.е. перестаете слушать. Поэтому выслушайте собеседника внимательно и до конца, а затем уж излагайте возражения.

6. Не задавайте одновременно слишком много вопросов. Это подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и целеусремленность, вынуждает занять оборонительную позицию.

7. Не претендуйте на эмоциональную проницательность.

8. Не давайте непрошенных советов. ТАКИЕ СОВЕТЫ ОБЫЧНО ДАЮТ ЛЮДИ, НЕ СПОСОБНЫЕ ОКАЗЫВАТЬ РЕАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ. Прежде всего, необходимо установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную информацию.

 

КАК НАДО СЛУШАТЬ

(В.Н.Лавриненко)

1. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит собеседник, дайте ему об этом знать: или уточняющими вопросами, или переформулировав сказанное с просьбой поправить вас. Ведь никто не узнает, что его не понимают, если ему не сказать об этом.



2. Будьте физически внимательны, т.е. слушайте собеседника всем телом, Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, Убедитесь в том, что ваши поза и жесты свидетельствуют о том, что вы внимательно слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое удобно для обоих.

3. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек может удерживать сконцентрированное внимание в пределах только нескольких минут.

4. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Декодируйте эмоциональные оттенки сообщений, Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего, т.е. проникайте в смысл его интонации, мимики, жестов и поз. Следите за тем, как часто говорящий смотрит на вас и как он поддерживает с вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, на каком расстоянии от вас сидит или стоит говорящий, а также способствуют ли невербальные сигналы усилению речи говорящего или противоречит словесному содержанию.

5. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает у говорящего напряженность, или напротив, неуверенность и вялость.

6. Старайтесь выразить понимание. Вчувствуйтесь в психодинамику речевого поведения собеседника, чтобы понять, что в действительности он переживает и что пытается сказать.



Эмоциональное одобрение говорящего помогает слушающему точнее понять сообщение (Пр-р: Я уверен, что вы прекрасно знаете. Вы как мудрый человек уже обратили внимание на то. Конечно для вас вас не секрет и не является новым…..).

7. Слушайте самого себя. Это важно для обеспечения своей готовости слушать других. Если Вы озабочены или раздражены и ведете внутренний диалог, вы не способны слушать, что говорят другие. Если это раздражение вызвано словами собеседника, то лучше не затаивать зло, а возразить ему и по возможности успокоить себя, чтобы без помех выслушивать дальнейшие его высказывания.

 

УРОВНИ СЛУШАНИЯ

1-й (высший) слушание-сопереживание .

Слушающий воздерживается от суждений. Испытывает ощущение присутствия здесь и теперь. Проявляет уважение к говорящему. Ощущает контакт с ним, сосредоточен; сконцентрирован на манере общения говорящего, включая язык мимики и жестов. Сдерживает (игнорирует) свои собственные мысли и чувства, сопереживает мыслям и чувствам говорящего.

2-й (средний) поверхностное слушание.

Слушание словестно-смысловое, с опорой на логику, но без учета эмоционального состояния собеседника. Эмоционально отчужденное слушание. Часто приводит к недопониманию. Теряется колорит сказанного, не улавливаются эмоциональные акценты.

3-й (низкий) пассивное отчужденно-оскорбительное слушание.

Слушатель сосредоточен на себе, на своем отношении к информации или отдельных фразах, вырванных из общего контекста. Слышит лишь то, что хочет слышать. Слушает поверхностно, невнимательно. Информация воспринимается неполно, искаженно. В ход пускаются домыслы, предубеждения, опасения и др.

 

Умение слушать играет важную роль в развитии самосознания.

Умение внимательно слушать, что мы говорим и как, может помочь многое понять в нас самих. Если мы будем знать, как прислушиваться к себе, то обнаружим определенные ключевые слова и фразы, которые мы используем наиболее часто. Для многих таким словом является «нужно». Здесь надо спросить себя: «Это «нужно»- на самом деле то, чего я действительно для себя хочу, или все-таки этого хотят от меня другие?» подводит нас ближе к тому, чтобы самому совершать нужный выбор.

Умение слушать себя – это первый шаг к профессиональному и личностному росту.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал