Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Правописание.






1. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами и скобка­ми по видам орфограмм, объясните написание.

2. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Вспомните эти правила, подтверждая их примерами из текста.

Ш> 313. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. В чём особенность употребления терминов в речи? Ка­кие из них вызывают трудности в произношении?

Соглас(?)ный, глас(?)ный, су(ф, фф)икс, подлежа­щее, к..вычки, переносное значение, пр..мое значение, фр..зеол..гизм, орфогра(м, мм)а, д..фис, т..ре, пр..став­ка, орф..эпия, сложение слов, уд..рение, зап..тая, двое­точие, имя числительное, (слово) соч..тание, бе(с, сс)о- юзное сложное пр..дл..жение, деепр..час(?)ный оборот, фонетическая тр..нскрипц..я, ч..стица, притяжатель­ное пр..л..гательное, пр..даточное изъяснительное.

Устно расскажите об основных разделах лингвистики, упот­ребляя указанные термины. Желательно предварительно соста­вить письменный план.

314. Познакомьтесь с высказыванием о русском языке фило­софа Ивана Александровича Ильина (1882—1954). Это — фраг­мент его выступления на Пушкинском юбилее в 1937 году.

I. Выразительно прочитайте текст, интонационно выделите слова, несущие основную смысловую нагрузку («новое»).

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш див­ный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограничен­ных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и па­ренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен всё выра­зить, изобразить и передать.

В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближ­них колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слыш­ные. В нём — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных виде­ний...

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык не­уловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального ха­рактера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его — его язык...

Горе нам, что мы не умели беречь наш язык и береж­но растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в рйзах его органически вырос­шего правописания. Не жалеть его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу родину.

II. Выполните стилистический анализ текста.

Сформулируйте основную мысль текста.

Определите стиль речи, укажите коммуникативную зада­чу и назовите основную стилевую черту, ярко выраженную в данном тексте.

Подумайте над тем, как достигается экспрессивность речи:

— оцените с этих позиций богатство лексики, использован­ной для характеристики возможностей русского языка;

— найдите стилистически окрашенные слова (книжные сло­ва, обозначающие отвлечённые понятия; слова высокого стиля, свойственные ораторской и поэтической речи, среди них — цер­ковнославянские слова и выражения);

— найдите экспрессивные синтаксические конструкции (ря­ды однородных членов, многосоюзие, синтаксический паралле­лизм, неполные предложения);

— определите способы и средства связи предложений в 1, 3 и 4-м абзацах. Оцените роль повтора.

4. Вернитесь к основной мысли высказывания. Не кажется ли вам, что этот текст прекрасно иллюстрирует её?

III. Сжато передайте основное содержание фрагмента речи И. А. Ильина. Сохраните структуру текста: тезис (1-й абзац), обоснование (2, 3, 4-й абзацы), вывод (5, 6-й абзацы). Уберите изобразительность и эмоциональность, оставьте одну информа­цию.

@> 315.1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, рас­ставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.

(Из) д..вн.. на Руси пл..ток был самым жела(н, нн)ым п..дарком. По традиции узорные пл..тки и шали носи­ли и в городах и в деревнях. Красовались в них и моло­денькие девушки и почте(н, нн)ые матери семейств. Пл..ток был (не) просто головным убором а символом любви и кр..соты...

Самые дорогие пл..тки изготовле(н, нн)ы умелыми мастерами и искус(?)ными художниками из ста- ри(н, нн)ого города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад.

Знаменитые наб..вные павловские пл..тки расходи­лись (по) (все) местно. Да разве можно (не, ни) купить та­кую красоту! Пл..тки яркие, н..рядные! Глаз (не, ни) отвести! Красные розы букет..ки полевых цветов зелё­ные листья и травы сплетаются в причудливые узоры. И всё это на (разно) цветном фоне: ч..рном белом крас­ном з..лотистом васильковом коричневом... Поп..да- ю(тся, ться) платки с к..стями. Поп..даю(тся, ться) — с б..хромой. Каждая женщ..на найдёт пл..ток и шаль к лицу!

А почему их называют наб..вными? Иску(с, сс)тво набойки стало особе(н, нн)о популярным способом укр..шения ткани два века (на) зад. Р..сунок нано­сился, ться) на ткань при помощ.. специальных дере- вя(н, нн)ых печатных досок с выреза(н, нн)ым р..льеф- ным узором. Пр..ложит мастер доску на ткань в нуж­ном месте да ещё постучит поб..ёт что (бы) краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. (По) тому и называемся, ться) ткань наб..вной. В Павловой Поса­де всегда бережно хр..нили традиции народного про­мысла.

Накинет на плечи праз(?)ничный пл..ток женщина взглян..т в зерк..ло и улыбнё(тся, ться)... Кр..савица!

(По А. Клиентову)

2. Найдите в тексте все односоставные предложения и прове­дите их синтаксический разбор.

3. Сделайте морфологический разбор пяти наречий (на вы­бор).

4. Нравятся ли вам цветастые набивные платки Павлова По­сада? Или они безнадёжно устарели в наше время? Письменно выскажите свою точку зрения, аргументируя её.

©> 316. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, рас­ставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.

«Морем тинным» называли в ст..рину широкое но (не, ни) глубокое озеро Неро. Стоит на его берегах древ­ний город Ростов жемчуж..на России. Был он когда (то) столицей княжества и в..личали его Ростовом Вели­ким. Город словно пришёл из чудес(?)ной сказки уд..в- ляя нас прекрасными (бело) каме(н, нн)ыми храмами золотыми куполами ц..рквей сторожевыми башнями и крепос(?)ными стенами Архиерейского дома из­вестного как Ростовский Кремль.

Издавн.. славился Ростов финифтью. И(с, сс)ку(с, сс)тво финифти (живо) писной эмали росписи (огне) упорными красками по эмал..вой поверхности мета(л, лл)ических предметов было хорошо извест(?)но ещё в Древней Руси. Разв..вая древние тр..диц..и мастера ук- р..шали финифтью оклады икон рис..вали на медных пл..стинках и сами иконы. Были укр..шения из фи­нифти и на одеждах св..щенников и на церковной утва­ри и на обложках тяж..лых (руко) писных книг. Фи­нифть об..г..щаясь золотом (с..мо) цветными к..мнями и(с, сс)ку(с, сс)ным шитьём пр..вращается в ажурные узоры скани кружево из тоненьких гладких или витых пров..лочек чаще всего золотых и серебря(н, нн)ых.

Позже появились и изящные женские укр..шения ларцы шк..тулки сув..ниры декоративные па(н, нн)о. Их орнаменты р..ждающие ощущение чуда волшебной сказки пор..жают лёгкостью и простотой.

Но скоро лишь сказка сказывается... (Не, ни) сколь­ко раз покроет мастер медную пл..стинку эмалью про- к..лит её в печи. Удивительно но до обжига все краски поч(?)ти одинакового серого цвета! Но жар печи и та­лант мастера р..ждают чудо — живописную финифть.

(По М. Балашову)

2. Графически выделите обособленные члены предложения. Определите, какие виды обособленных членов предложения представлены в тексте.

3. Найдите сложные слова и проведите их морфемный разбор.

4. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

5. Расскажите, какие народные промыслы вы знаете. Попы­тайтесь письменно ответить на вопрос: почему одни народные промыслы находятся сейчас в забвении, а другие востребованы и в наше время?

©> 317. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препи­нания, буквы и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.

В б..ру была та особе(н, нн)ая др..мучая тиш..на полная холодн..й свеж..сти тумана когда яс(?)но слы­шалось как с дли(н, нн)ых зелёных щетин..к сосен ка­па..т роса.

Я ст..ял на п..ляне среди бурых хв..инок розовых зав..тушек и чешу..к коры среди пожухлых ра..щеп- лё(н, нн)ых шиш..к и наел..ждался поко..м.

Почудился смутн..й еле уловим..й ш..рох как (буд­то) под землёй встр..п..нулись мыши. Посм..трел (во) круг — (не, ни)кого. Опять поч..дился т..инстве(н, нн)ый ш..рох и я увид..л как возле к..рзины бурые с..сновые хв..инки пр..поднялись круглой баш..нкой ра..двинул..сь баш..нка лопнула и сквозь трещ..ну вы­глянула блестящая ч..рная головка борович(?)ка. Тон­кие (тонкие) р..синки мгн..ве(н, нн)о покрыли её мат..вым налёт..м словно ягоды в..нограда.

Сел я на к..рзину и стал см..треть как р..стёт гри... Но он больш.. (не, ни) поднимался и с..сновые хв..инки на кр..ях взорв..(н, нн)ой баш..нки то (же) (не, ни) ш..- велились. За (то) под л..ловым кустом вереска я увидел сразу три бор..вика один другого толщ... (Не, ни) гри­бы а ку..шины выточ..(н, нн)ые из морё(н, нн)ого дуба и п..крытые корич(?)н..выми крышк..ми-колпач(?)ка- ми с (бледно) голубыми замш..выми подкла..ками.

Я е..дел на к..рзине и см..трел-см..трел на чудо- кувшины наполне(н, нн)ые хм..льным ар..матом с..снового бора.

(77. Сигунов)

2. Составьте схемы сложных предложений и проведите их синтаксический разбор.

3. Объясните употребление дефиса и тире в данном тексте. Сделайте выводы.

4. Как вы думаете, о каких грибах рассказывает текст? Письменно обоснуйте свою точку зрения.

©> 318.1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте грамматиче­ские основы, установите вид каждого сложного предложения. Объясните постановку всех знаков препинания.

М..ровой океан стихия (не, ни) слишком госте­приимная и в этом загадоч(?)ном мире человеку нужен надёжный помощ(?)ник. Дельфин ок..зался для этого существом (наи) более подходящем (по) тому (что) он имеет (не, ни) сколько (не, ни) оспоримых достоинств. (Во) первых дельфин ид..ально пр..спосабл..вается к среде об..тания. (Во) вторых эти ж..вотные способны контактировать с человеком и (при) том дельфины хо­рошо поддаю(тся, ться) обучению. Уравнений с двумя (не, ни) извес(?)ными они разуме(тся, ться) решать (не, ни) когда (не, ни) будут да и (в) ряд (ли) они способны усвоить да (же) простейшие арифметические действия. Но опыт обучения ж..вотных во многих дельфинариях мира показывает что они могут выйти в воде на опреде­лён, нн)ыйс..гнал отыскать ут..нувший пр..дмет или заблудивш..гося акв..навта доставить поч(?)ту в под­водный бокс. Этому и многому другому научить дель­финов можно (по) этому учёные многих специальнос­тей (б..ологи в первую очередь) а так (же) моряки рыба­ки в..долазы пристально изучают возможности дель­фина.

(По В, Пескову)

2. Проведите синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.

3. Найдите в тексте слова, в состав которых входят иноязыч­ные морфемы аква-, био-. Каково происхождение этих слов? Приведите примеры слов с такими же морфемами и укажите, какое значение они придают этим словам.

4. Напишите небольшой текст, в котором бы содержались 2—3 аргумента, подтверждающих мысль, выраженную в выде­ленном предложении текста. Выполняя эту работу, пользуй­тесь справочной литературой, в которой есть материалы о дель­финах.

©> 319.1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте грамматиче­ские основы, установите вид каждого сложного предложения. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.

Часто приходи(тся, ться) слыш..ть что у книги в на­ше время много соперноков. Утв..рждают что (по) это­му она выходит из моды. Льви(н, нн)ую долю оч..рова- ния похит..ли радио телевид..ние кино у книги! Но од­ного они (не, ни) в состоянии отнять у неё — её тиш..ны и бе(з, зз)молвия. Безмолвие книги — это чаша, кото­рую мы можем наполнить собстве(н, нн)ыми эмоц..ями собстве(н, нн)ым вообр..жением. Кино телевидение на- вязовает нам свой образ (не, ни) позв..ляя пр..дставить его (по) иному. Книга же утв..ждает нашу инд..виду- альность обер..гает нашу лич(?)ность от напора всего того грубого кр..кливого агре(с, сс)ивного что имее(тся, ться) в совреме(н, нн)ой культуре. Я люблю книгу. Она (в, вв)одит меня в собстве(н, нн)ый мир и открывает во мне самом а (не, ни) вне меня те богатства о которых я и сам (не, ни) подозреваю.

(По Я. Ивашкевичу)

2. Выразительно прочитайте фрагмент из статьи польского писателя Ярослава Ивашкевича. Согласны ли вы с мнением ав­тора? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя в сво­ём тексте 2—3 аргумента.

©> 320. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, рас­ставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.

С этого дня я стал частым гост..м в избу..ке на кур(?)их но..ках. Каждый раз когда я прих..дил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н, нн)ым досто..нств..м. Но всегда (по) первому (не, ни) вольно­му движению которое она дел..ла увйд..в меня я зам..чал что она радуе(тся, ться) моему приходу. Ст..руха (по) прежнему (не, ни) переставала бурчать что (то) себе (под) нос но явного (не, ни) доброжелатель­ства (не, ни) выр..жала благод..ря (не, ни) вид..мому для меня но (не, ни) сомне(н, нн)ому заступн..честву внуч(?)ки; так (же) (не, ни) малое вл..яние в бл..готвор- ном для меня смысл.. оказыв..ли прин..симые мною (кое) когда п..дарки: то тёплый пл..ток то банка в..ренья то бутылка в..шнёвой н..ливки <...>.

(Не, ни) одна кр..сота Олеси меня в ней оч..ров..ва­ла, но так (же) и её цельная е..мобытная свободная н..тура её ум одновр..ме(н, нн)о яс(?)ный и окут..(н, нн)ый (не, ни) покол..бимым н..следстве(н, нн)ым су­еверием детски (не, ни) ви(н, нн)ый но и (не, ни) ли- шё(н, нн)ый лукавого кокетства кр..сивой женщ..ны. Она (не, ни) уст..вала меня ра(с, сс)праш..вать п..дроб­но (обо) всём что зан..мало и волн..вало её п..рвобытное яркое вообр..жение: о странах и народах об явлениях пр..роды об устройстве земли и вс..ле(н, нн)ой, об уч..ных людях о больших городах. Многое ей к..залось уд..вительным сказоч(?)ным (не, ни) пр..вдоподобным.

Но я с самого н..чала нашего знакомства взял с нею та­кой серьёзный искре(н, нн)ий и простой тон что она охотн.. пр..н..мала на бесконтрольную веру все мои ра(с, сс)казы. Ин..гда затрудняясь объяснить ей что (нибудь) слишк..м (по) моему мнению (не, ни) понятное для её (полу) д..карской головы а иной раз и самому мне (не, ни) совсем яс(?)ное я возражал на её жадные вопросы: «Вид..шь ли... Я (не, ни) сумею тебе этого ра(с, сс)казать... Ты (не, ни) поймёшь меня».

(А. Куприн)

2. Два-три раза вдумчиво прочитайте текст. Попробуйте письменно пересказать его, по возможности сохраняя наиболее яркие выразительные особенности.

©> 321. Чтобы написать сжатое изложение данного текста, про­делайте следующую работу.

1. Прослушивая (читая) текст в первый раз, записывайте ключевые слова.

2. При втором прослушивании (чтении) составьте план текс­та, отразив в нём основную информацию.

3. Обдумайте, какую информацию можно считать второсте­пенной и почему.

4. Опираясь на ключевые слова и план текста, напишите сжа­тое изложение, передавая в нём только главную информацию.

Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца. Тайга вспыхнула одновре­менно в разных местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам. В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал. Зерно зрело щуплым и мел­ким.

Прошло несколько лет, и на месте пожарищ стали появляться пасеки. Их становилось всё больше. Медо­сборы рекордные: по три бочки с гектара. Взглянуть на сибирское чудо приезжали даже из Америки. И всем этим медовым благоденствием люди были обязаны од­ному растению.

На сибирских гарях сплошной стеной стоял иван-чай. Его ещё называют кипреем. Стебли один к одному, прямые, как хлыст, в рост человека, узкие иво- подобные листья. На макушке, точно пика на новогод­ней ёлке, малиновый султан цветков. В каждом — нек­тар, простым глазом видно. Осенью со стеблей летит блестящий белый пух, несёт семена на другие вырубки, другие гари.

Если протиснуться в гущу иван-чая и стать на коле­ни, чаща покажется густым ельником. Мрачно. Сыро. Душно. На земле только опавшие листья да мелкие грибки. Семена деревьев тут отлично прорастают, но без света гибнут. Между тем лучшие леса берут начало именно в зарослях иван-чая. Чуть поднимутся сосенки, иван-чай начнёт хиреть, чахнуть.

Пчеловоды с болью душевной наблюдают такую картину. И те, что похитрее, втихомолку пускают но­вый пожар по старому пожарищу, не желая терять свои три бочки мёда с гектара. Они думают, что огонь вернёт почве её былое богатство — азотные соли, нитраты. Но на этот раз на гари меньше древесного хлама, чем было в первый раз. Иван-чай расцветает снова, но не так рос­кошно, не так обильно, как в первый раз. Заросли его всё реже, стебли всё ниже и жизнь короче.

В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю. Там, где он цветёт, животные пасутся охот­нее всего. Уходить с такого пастбища не желают. Если заметили вдали малиновые султаны, соблазнить их чем-нибудь другим — дело безнадёжное. Даже зимой, когда глубокие снега, олени чутьём определяют, где он рос, и добывают из-под снега сухие листья.

Это не прихоть копытных. Нужда. Кальциевый го­лод. В лишайниках на Севере кальция почти нет. Доли процента. В пушице, которую олени тоже едят зимой, немногим больше. И жира больше. Как в коровьем мо­локе. Белка тоже больше. Как в мясе.

(По А. Смирнову)

©> 322. 1. Прочитайте текст и объясните, можно ли в качестве заголовка использовать последнюю фразу и почему.

2. Второй раз прочитайте текст и напишите сжатое изложе­ние. Используйте следующие приёмы сокращения: исключение (изъять диалог), обобщение (передать содержание текста в обоб­щённой форме), упрощение (упростить и сократить последний абзац, где подведены итоги и выражена идея текста).

СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСЫ

Наградил как-то трёх братьев великий волшебник, по имени Труд, счастливыми часами за хорошую рабо­ту и сказал:

— Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоряжаться своей жизнью, своим временем. Хо­чешь — работай, хочешь — гуляй. Хочешь — на дудке играй, хочешь — погоду пеняй. Всё позволяют эти ча­сы, пока завод в них не кончится.

Тогда старший брат спрашивает:

— А чем их заводить, товарищ великий волшебник Труд?

— Совестью! — ответил Труд и пошёл другим разда­вать счастливые часы.

Прицепили братья на цепочки свои часы и стали ду­мать, как дальше жить в новой жизни, в которой всё можно и всё дозволено.

— А не гульнуть ли, — спросил сам себя старший брат, — чтобы пыль столбом, чтобы небу жарко было?

Спросил он так себя и пошёл гулять, плясать, пиры пировать, на гармошке играть...

Второй потише был. Спать он любил. Поест, по­пьёт — и на бок, а до этого велит счастливым часам го­ловокружительные сны показывать.

А третий брат свои тайные думы держал в голове. Очень хотелось ему во всём первым быть. Умнее стать. Всех превзойти. Все науки изучить, на всех языках раз­говаривать, всякое искусство одолеть.

Время идёт, счастливые часы тикают, не останавли­ваются, и каждый из братьев по-своему распоряжается своей жизнью, своим временем.

Мало ли, много ли прошло лет — никто не мерил. Настал день, пришла минута, когда остановились сча­стливые часы у старшего брата. Ни тпру ни ну им не по­могает. Как умерли! Кончился пир горой, оборвалась пляска на том колене, на каком часы остановились, и гармонь стихла, будто ей голос перехватило. И второй брат, не доглядев сладкого сна, проснулся. И тоже по­нял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал.

А третий брат тем временем изо всех учёных самым учёным стал. Не только все человеческие языки пре­взошёл, но и с птицами запросто мог переговариваться. А уж насчёт всяких искусств, то хоть на арфе, хоть в опере — всё может. Поёт и рисует. Из мрамора высека­ет, стихи сочиняет, как семечки щёлкает. А...

А часы у него тоже остановились.

— Это как же так? Отчего, почему, по какому слу­чаю, великий волшебник Труд? Я не спал, не гулял, как те двое. Денно и нощно трудился по совести!

— А по совести ли? — спросил его Труд. — Для кого ты науки изучил, искусства постиг? Кому ты этим пользу принёс? Чьё сердце согрел? Чьи глаза ими пора­довал? Себя только тешил.

Опустил третий брат голову. Молчит. А что он ска­зать может, коли совести у него тоже не оказалось, что­бы ею счастливые часы завести.

Сошлись братья и задумались. И было над чем.

Не зря же один мудрец сказал: «Человек в труде по­знаётся, а в отдыхе раскрывается».

(Е. Пермяк)

©> 323. На основе сказки Е. Пермяка «Счастливые часы» (упр. 322) напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл пословицы Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается. Продумайте аргументы, с помощью ко­торых вы будете подтверждать свою точку зрения. Используйте в качестве аргументов факты, содержащиеся в указанном текс­те, и (или) собственные жизненные наблюдения.

©> 324. Выберите одно из высказываний, а затем подготовьте небольшое выступление, подтверждая или опровергая мысль, которая выражена в этом высказывании.

1) Кто много думает, тот мало говорит, стараясь втиснуть возможно больше мыслей в немногие слова. (В. Ключевский) 2) Мудрёно пишут только о том, чего не понимают. (В. Ключевский) 3) Речь, письменная или уст­ная, характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. (Д. Лихачёв) 4) Острый язык — дарование, длинный язык — наказа­ние. (Д.Минаев) 5) Писать безграмотно — значит пося­гать на время людей, к которым мы адресуемся. (Л. Щерба)

©> 325. Прочитайте фрагмент статьи известного современного лингвиста. Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли этого текста. Следите за тем, что­бы ваша точка зрения была аргументирована.

Раскрепощение, возможность свободно выражать свои мысли и чувства, игры с языком и при помощи языка — вот что характерно для русского языка наше­го времени. Опасно ли это для него? Нуждается ли со­временный русский язык в защите?

Нет! Я думаю, что не язык нуждается в защите, а требует коррекции язык подавляющего большинства российских граждан. Нуждается в значительно более высоком уровне культуры всё общество. «Порча» язы­ка, о которой так много пишут, затрагивает не систему языка, а языковую способность, умение говорить. Но­вые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных устных пуб­личных текстов создаёт впечатление о росте количества ошибок. Впрочем, некоторые лингвисты полагают, что «корявость» речи выявляет «заложенные в языке тен­денции развития».

Язык — система самоочищающаяся. Ещё недавно повсюду говорили о «консенсусе», даже — о семейном. Где это слово? Прошло несколько лет, и оно умерло.

В тоталитарные времена язык засушили, ему недоста­вало животворной влаги, теперь — перенасытили ею. Лишняя — уйдёт.

(Е. Земская)

©> 326. Внимательно прочитайте текст и на его основе напиши­те небольшое по объёму сочинение-рассуждение, объясняя в нём, актуальна ли в наши дни проблема, поднятая автором ещё в конце XIX века.

Одно из привычных наших чувств — зависть. Мел­кое, негодное чувство, недостойное человека со сколь­ко-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завидуем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессиль­ны получить. Потому и завидуем.

И напрасно подчас завидуем. По пословице: «В чу­жих руках ломоть больше кажется». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.

Да уж где нам! Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обде­лил, — кто?

Силён тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет си­лу и сознаёт её, тот легко скуёт своё счастье. А завидо­вать не надо никому, — уже потому, что зависть — один из худших грехов, и ведёт к греху ещё противней­шему, — к унынию.

(По Ф. Сологубу)

©> 327. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качест­ве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или оп­ровергните выбранное вами высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.


1)Люди перестают мыслить, когда перестают чи­тать. (Д.Дидро) 2) Плох тот народ, который не помнит, не умеет ценить и не может любить своей истории. (В. Васнецов) 3) Злые языки страшнее пистолета. (А. Гри­боедов) 4) Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ) 5) Сло­варь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А. Франс) 6) Слово ранит быстрее, чем лечит.

(Гёте)

©> 328. Прочитайте отрывок из книги «Друзья мои— книги» пламенного книголюба и писателя В. Лидина. Какие мысли ав­тора, на ваш взгляд, достойны особого внимания и почему?

Выберите одну из выделенных фраз в тексте и на её основе напишите сочинение-рассуждение, объясняя при этом, как вы понимаете смысл этой фразы и согласны ли вы с мыслью автора. Приведите в сочинении не менее двух аргументов, подтверж­дающих вашу точку зрения.

Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги, они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека. У меня есть книги, сохранившиеся ещё с поры моего раннего детст­ва, это мои поверенные сердечные друзья, мои настав­ники. Книжный шкаф в комнате — это не просто собра­ние книг, пусть даже отлично изданных, это то, с чем живёшь, что учит и ведёт за собой. Книжный шкаф в комнате — это дом, где живут друзья. Ведь даже в гости приглашаешь именно тех, с кем испытываешь потреб­ность общения; а что толку, если вокруг будет полно людей, с которыми и говорить не о чем. Книги, как и друзей, надо выбирать по душевной склонности, памя­туя, что именно книге свойственно особенное постоян­ство; любимая книга никогда не изменит и вернётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.