Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1

I. Структурные и коммуникативные свойства языка. (4ч.)

1.Язык как знаковая система передачи информации.

2.Полифункциональность языка.

3.Формы существования языка.

 

1.1.Язык как знаковая система передачи информации

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система – (от греческого – целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

- состоит из множества элементов;

- элементы находятся в связи друг с другом;

- элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем прояв­ляется их единство.

Язык состоит из единиц:

- звук;

- морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

- слово;

- фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);

- свободное словосочетание;

- предложение (простое, сложное);

- текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка Уровни Разделы
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Предложение Синтаксический Синтаксис

Язык – знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает всё, что нас окружает: природа, человек, животное, машина. Язык представляет собой средство мысленного абстрагирования и обобщения, служит для обозначения и наименования объектов. Названная функция языка производна от практической деятельности. Первобытный человек обозначал естественными именами в первую очередь такие предметы, которые были особенно важны для его деятельности и общения с соплеменниками. Различные способы употребления предметов стали рассматриваться в ходе развития общества как их исторические свойства, которые наделялись особыми именами. Выработка абстрактного образа предполагает отказ от фиксации единого, случайного и вычленение общего. Развитие языковых знаковых систем связано с проникновением человека в сущность объектов, с ориентацией на обобщение их свойств не по чисто внешним признакам, а с учётом выявления внутренних отношений этих объектов. В ходе этого процесса функциональные структуры знаковых систем претерпевали всё более значительные изменения. Знаковые системы шаг за шагом становились выражением средств коммуникации, «переключения» системного познания на выявление тех чувственно не наблюдаемых свойств объектов, которые был в состоянии выявлять человек. Постепенно знаковые системы стали соотноситься с внутренними связями объектов, предоставлять их, превратившись в носителей абстрактных образов. Это вело и к преобразованию их формы. В результате знак и знаковая система, приобретя черты большей абстрактности, стали схематическими. Указанный процесс происходил в тесной связи с развитием значения знака, который, утрачивая чувственный характер, всё более превращался в абстрактные понятия. Выработка абстрактного образа предполагает отказ от фиксации единого, случайного и вычленение общего. Развитие языковых знаковых систем связано с проникновением человека в сущность объектов, с ориентацией на обобщение их свойств не по чисто внешним признакам, а с учётом выявления внутренних отношений этих объектов. В ходе этого процесса функциональные структуры знаковых систем претерпевали всё более значительные изменения. Знаковые системы шаг за шагом становились выражением средств коммуникации, «переключения» системного познания на выявление тех чувственно не наблюдаемых свойств объектов, которые был в состоянии выявлять человек. Постепенно знаковые системы стали соотноситься с внутренними связями объектов, предоставлять их, превратившись в носителей абстрактных образов. Это вело и к преобразованию их формы. В результате знак и знаковая система, приобретя черты большей абстрактности, стали схематическими. Указанный процесс происходил в тесной связи с развитием значения знака, который, утрачивая чувственный характер, всё более превращался в абстрактные понятия. Однако главное в развитии языка определяется прогрессом науки и техники, быта, искусства теми процессами, которые придают естественный характер преобразованиям, происходящим в нём. Такие преобразования невозможно в полной мере просчитать или запрограммировать. Они отражают сложную реакцию самого языка на все изменения, происходящие в жизни общества.

Человек, научившись переводить в знаки свой душевный мир, дал тем самым возможность другим людям заглянуть в него. Каждый, кто в состоянии воспринять речь и письмо, обращается к постижению смыслов, зафиксированных знаковыми системами. Это означает, что в ходе функционирования языка система знаков служит своего рода посредником, позволяющим выявлять такие смыслы.

Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или иных объектах, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями. В ходе человеческой истории это беспрецедентное изобретение всё более расширяет возможности взаимного общения, познавательной деятельности, научных исследований. Лежащая в его основе знаково-символическая деятельность связана не только с процессами возникновения человечества, но и с дальнейшим развитием со­временного человека.

Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты). В самом общем плане языки подразделяются на естественные и искусственные. Естественный язык – это язык повседневной жизни, являющийся формой выражения мыслей, чувств и формой общения людей. Что же касается искусственного языка, то это язык, создаваемый людьми для удовлетворения своих определенных, узких потребностей. К искусственным относятся языки математических символов, физических теорий, химических формул, системы сигнализации и т.д.

Например, на дереве появились желтые листья. Это естественный знак. Он – часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Бывает и так: на одной улице города каштаны радуют глаз зеленью листвы, а на другой все листья у них пожухли, а некоторые даже лежат на земле. Это знак того, что на одной из улиц интенсивное движение транспорта и воздух отравлен выхлопными газами. Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить.

Каждый, конечно, объяснит, ка­кую информацию несут естественные знаки: листы в книге приобрели желтоватый оттенок и стали ломкими; ласточки летают низко над землей; у телевизора исчез звук; фрукты оказались слишком мягкими; компьютер не выполняет команду, «завис».

Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.

Информативные знаки – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл – означаемое, а способ выражения – означающее. Например, раздается вой сирены (означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность); на флаге черная лента (означающее – цвет, означаемое – траур).

Языковые знаки – самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой-то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак – слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст – составные знаки разной степени сложности.

 

1.2.Язык по своей природе полифункционален.

Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, художественная литература), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функция – аккумулятивная.

Помимо этих трех основных функций

- коммуникативной;

- познавательной (когнитивной);

- аккумулятивной
язык выполняет:

- эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции);

- функцию воздействия (волюнтативную).

 

1.3. Формы существования языка.

Национальный язык любого народа многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей). Высшую форму национального языка составляет язык литературный. Обслуживая самые разнообразные сферы человеческой деятельности, он обладает следующими признаками: устойчивость (стабильность) языковых элементов; нормированность; обязательность для всех носителей; стилистическое богатство, отраженное в функциональных стилях. Кроме литературной формы (разновидности) национального языка существуют просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны.

Просторечие включает в себя языковые явления (слова и их значения, грамматические формы и обороты, особенности произношения), которые употребляются для грубоватого, сниженного изображения предмета мысли. Например, такие слова и выражения, как «здорово» (здравствуйте), «канючить» (надоедливо просить), «карга» (старуха), «над нами не каплет» (нам спешить не надо), определяются современными словарями как просторечные. Внелитературное просторечие используется теми носителями национального языка, которые недостаточно овладели литературной его формой. Ненормативность используемых элементов, как правило, такими людьми не осознается.

Территориальные диалекты (говоры) занимают в национальном языке особое место. Имея общерусскую основу, они в то же время обладают особенностями, которые распространены лишь на части территории, где используется национальный язык. Существуют фонетические («павук» – паук, «вострый» – острый), фонологические («[у]ерань» – [г]ерань), грамматические («у жене» – у жены, «до сестре» – к сестре), лексические («кочет» – петух, «угадать» – узнать) диалектизмы. Границы их распространения очень сложны и пересекают русскую территорию в различных направлениях. Диалектное членение языка – явление давнее. Все языки на определенной ступени своего развития дробились на местные говоры, которые до появления письменности были универсальной формой существования языка. С возникновением национального языка говоры оттесняются, становясь преимущественно особенностью речи сельского населения.

Под социальными диалектами («тайные» языки, условные языки) подразумеваются профессиональные и разного рода специальные языки (охотников, шорников, офеней). Существенное отличие таких языков от территориальных диалектов состоит в том, что их особенности касаются только лексики и фразеологии, тогда как территориальные диалекты неповторимы в самом строе языка. Создается социальный диалект с целью замкнутого общения в пределах данной группы людей. Такая группа осознает свое исключительное положение, а иногда и прямое противоречие с другими социальными объединениями. В Европе первые сведения о «тайных» языках относятся к средневековью (язык нищих в Германии в XIII столетии). В России наиболее изученным является язык офеней (торговцы-коробейники, XVIII столетие), к нему близки языки нищих, лаборей (профессиональные сборщики налогов), лирников (бродячие певцы), прасолов (оптовый скупщик скота), портных, шерстобитов, Шаповалов и др.

Жаргоны (фр.-социальная разновидность речи, характеризующаяся профессиональной (нередко экспрессивно переосмысленной) лексикой и фразеологией общенародного языка. Жаргоны принадлежат относительно открытым социальным и профессиональным группам людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения (спортсмены, моряки, актеры, медики, юристы, охотники и т.д.). Термин употребляется и для обозначения искаженной, вульгарной, неправильной речи, называемой также арго (фр.). Жаргоны и арго не обладают собственной фонетической и грамматической структурой и формируются на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения: «ишачок» – самолет И-16, «предки» – родители, «баскет» – баскетбол, «финаги» – деньги, финансы, «училка» – учительница, «препод» – преподаватель. Лексика жаргонов неустойчива, отдельные её элементы могут входить в состав разных жаргонов (интержаргон). Экспрессивность и эмоциональность лексики жаргонов способствуют проникновению ряда элементов в литературный язык. В целом употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет разговорную речь.

Перечисленные разновидности (формы) национального языка отличаются от его высшей формы – языка литературного – ограниченностью способов обозначения понятий, выражения мыслей и эмоций. Так просторечие невозможно использовать при произнесении обвинительной речи в суде, на донском диалекте не напишешь деловое письмо, арго воровского мира не подходит для создания литературоведческой статьи. Литературный язык оказывается единственно возможным средством общения в самых разнообразных сферах жизнедеятельности человека, поэтому знание основных правил его использования необходимо каждому.

 

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов – на – Дону, 2000.

Панов В.И. Знаки, символы, языки. – М., 1983.

Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По уровню управления | Классификация по строению углеродной цепи




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.