Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными






В сложноподчинённом предложении с двумя или не­сколькими придаточными возможны разные виды под­чинительной связи:

Соподчинение, при котором придаточные от­носятся к одной и той же главной части. Обобщённые схемы таких предложений таковы:


 

Последовательное подчинение, при ко­тором каждая последующая часть предложения зави­сит от предыдущей. Обобщённая схема таких предло­жений такова:


 

Сочетание соподчинения и последо­вательного подчинения в одном пред­ложении:


 


 

1. Соподчинение — подчинение двух или нескольких придаточных одной и той же главной части.

Соподчинение имеет две разновидности:


 

 


однородное соподчинение:

придаточные одного вида относятся к одному и то­му же слову главной час­ти предложения или ко всей главной части

неоднородное соподчинение:

придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения


 

 


Пример однородного соподчинения:

И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гас­нут друг за другом торжественные звёздные миры. (К. Ваншенкин)


 

Пример неоднородного соподчинения:

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кис- тенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки. (А. Пуш­кин)


 

Если однородные придаточные соединяются непо­вторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как и при однородных членах предло-


 

жения, соединённых таким же образом. Перед второй придаточной частью может отсутствовать подчини­тельный союз:

Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка. (А. Чехов)


 

Лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только-только нарождался вдали. (В. Бе­лов)


 

2. Последовательное подчинение — подчине­ние, при котором придаточные части располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от глав­ной части сложноподчинённого предложения; прида­точное 2-й степени зависит от придаточного 1-й сте­пени; придаточное 3-й — от придаточного 2-й степени и т. д.:

(чтобы

1)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А. Сурков)

1-й степени

как ^ 2-й степени

§< §)

2) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущён, хотя старался этого не показы­вать. (Н. Гоголь)

Т

(так как ^ 1-й степени (который^ 2-й степени хотя ^ 3-й степени

3. Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении — разные комбина­ции подчинительной связи в пределах одного сложно­подчинённого предложения:

однородное + последовательное подчинение; неоднородное + последовательное подчинение; однородное + неоднородное соподчинение и т. д.:

1) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Ка­рениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (JI. Толстой)


 

 


Qcozda^j (шо) (который

(неоднородное +

последовательное

подчинение)


 

 


2) Я был тогда твёрдо убеждён, что всех трёх профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, вы­держу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу. (JI. Толстой)

(последовательное +

однородное

соподчинение)

Если при последовательном подчинении придаточ­ных рядом оказываются два союза (что + когда, так что + хотя, что + если и др.), то между союзами ставится запятая: Сосед знал, что, если он протянет руку, с кустов посыплется роса.

Если же после придаточной части главная начинает­ся с то или так, то запятая не ставится: Сосед знал, что если он протянет руку, то с кустов посып­лется роса.

©> 235. 1. Из текста § 28 о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными выпишите все примеры, подчерк­ните в предложениях грамматические основы, союзы и союзные слова.

2. По схемам предложений, использованных в тексте § 28 (с. 166—170), составьте и запишите свои предложения.

©> 236. Спишите предложения, расставляя пропущенные зна­ки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах?

Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирую­щих данный вид подчинительной связи.

1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) 2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М.Лермонтов) 3) Ребёнок был так умори­тельно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов) 4) Пока я хо­дить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)

1. Объясните знаки препинания в предложениях, осложнён­ных обращениями; обособленными членами.


 

2. Разберите по составу выделенные слова; охарактеризуйте их морфологические признаки.

Д

©> 237. Ответьте на вопросы в форме сложноподчинённых пред­ложений с однородным соподчинением, используя 2—3 прида­точных. Запишите предложения, составьте их схемы.

1) Зачем мы изучаем родной язык?

2) О чём нужно помнить, когда пишешь сочинение?

3) Когда ставится запятая при однородных членах?

Схема разбора

сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1. Определить вид предложения по цели высказыва­ния; восклицательное или невосклицательное.

2. Выделить грамматические основы предложения, указать главную и придаточные части предложения.

3. Определить вид подчинения:

а) соподчинение (однородное или неоднородное);

б) последовательное подчинение;

в) сочетание соподчинения и последовательного под­чинения.

4. Выяснить, к чему относится каждая придаточная часть, чем прикрепляется (союзом или союзным сло­вом); определить вид придаточных.

5. Составить графическую схему предложения (вер­тикальную или горизонтальную).

6. Объяснить знаки препинания.

7. Главную и придаточные части разобрать как простые предложения.

Образец разбора

1 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.