Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как строится научная рецензия






(Памятка)

Рецензия строится по определённому плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специаль­ные обороты речи (клише), которые обеспечивают связ­ность и логичность, свойственные научной речи.


 

 


Содержание (план)

1. Вступление:

Чему посвящено произведение посвящено

рассмотрению вопроса... решению вопроса... проблеме... написано

Клише

на актуальную тему затрагивается тема (вопрос)


 

 


Исходные данные об авторе и произведении


 

 


Какова цель автора, какие задачи им ставятся

Цель автора —...

Автор ставит задачу описать... обосновать... раскрыть... уточнить...




 

 


Содержание (план) 2. Центральная часть:

Каково основное содержание произведения; основные проблемы...

Клише

В центре внимания (находятся)... Главные усилия направлены... Автор ставит и решает, по существу, одну задачу...

... отмечает (ч т о?) ... описывает (ч т о?) ... касается (ч е г о?) ... обращает внимание (н а ч т о?)

... напоминает (о ч ё м?) ... анализирует (ч т о?)


 

 


Постараемся теперь объяс­нить...

Далее подчеркнём... Необходимо остановиться на...

Особо хочется выделить... Приведём пример... Наконец, можно ещё отме­тить...

Что удалось автору

Достоинством... является...


 

 


Есть ли недостатки; в чём они заключаются

К сожалению, работа не ли­шена недостатков... К существенным недостат­кам, на наш взгляд, относит ся...


 

 


3. Заключение

Работа завершается... В заключение отметим,



 

Два совета:

1. Не надо жёстко придерживаться стандартного пла­на. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь неко­торые пункты из числа обозначенных в плане, и, наобо­рот, в неё могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.

2. Не следует увлекаться опорными конструкция­ми. Помните, что это семантически опустошённые обо­роты речи, связки — и ничего больше.

©> 230. Прочитайте рецензию на книгу об истории русских ор­денов. Составьте план рецензии, выделив основные композици­онные части и микротемы.

Определите текстовую роль выделенных оборотов речи.

Каждый из нас время от времени сталкивается с упоминанием о старинных орденах и медалях, видит их на портретах выдающихся деятелей прошлого. Вот почему эта, казалось бы, историческая частность инте­ресна самому широкому кругу читателей.

Книга А. А. Кузнецова «Ордена и медали России», вышедшая в издательстве МГУ, соединяет живое, увле­кательное повествование со строго научным подходом к материалу. Автор даёт полный перечень российских орденов в их иерархии, объясняет, когда и за что давал­ся тот или иной орден.

Всего существовало восемь орденов. Некоторые из них имели одну степень (Андрея Первозванного, Бело­го Орла), другие — по три или даже по четыре степени (Георгия, Владимира и Анны). Рассказ Кузнецова об этих орденах и различиях между ними может служить хорошим комментарием к тем произведениям Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и других писателей-клас- сиков, где орденские знаки играли заметную роль в об­рисовке персонажей.

Далеко не всегда награды давались действительно заслуженным людям, за подлинно геройские или неза­урядные общественные деяния. Упоминаний о незаслу­женных награждениях, в том числе и курьёзных, в кни-


 

ге немало. Однако главное внимание автор сосредото­чивает на примерах, ставших достоянием нашей исто­рии, на личностях, имевших истинные заслуги. Он рассказывает о наградах Суворова и Кутузова, Менде­леева и Лобачевского, Брюллова и Айвазовского...

Особый интерес представляют сведения о наградах русских писателей. Кавалером многих орденов был Г. Р. Державин; Н. М. Карамзин за написание «Исто­рии государства Российского» был удостоен ордена Владимира 3-й степени. Создатель толкового словаря русского языка В. И. Даль за успехи в своей разносто­ронней деятельности был удостоен Владимира, Анны и Станислава.

Много разноречивых мнений бытует о боевой награ­де, к которой был представлен поручик Лермонтов за участие в бою при Валерике. Тщательно изучив все имеющиеся источники, Кузнецов пришёл к выводу, что Лермонтова сначала представили к ордену Вла­димира 4-й степени, затем награду уменьшили до ор­дена Станислава 3-й степени, а впоследствии решили вручить золотую саблю. Но поэт не успел получить и саблю...

А имел ли награды автор знаменитой «Анны на шее»? Ведь известно, что Чехов занимался большой общественной деятельностью, в частности, на свои средства построил четыре сельских школы и создал богатую библиотеку в родном Таганроге. Именно за это он был награждён в 1900 году орденом Станислава 3-й степени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.