Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о сложноподчинённом предложении






СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сф--------------------------------------------------------------

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ

Понятие о сложноподчинённом предложении

Вспомните!

Расскажите, что вы знаете о сложноподчинённом предложении. Приведите примеры сложноподчинён­ных предложений. Одно из них запишите и составьте его схему.

Союзы какого разряда используются в сложносочи­нённом предложении? Приведите примеры.

®> 87. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки.

Укажите виды сложного предложения. Используя данные примеры, объясните, в чём сходство и в чём различие между сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Сделайте вывод.

1) 3..ря уже д..вно погасла и едва белел на (небо) склоне её последний след. Но в (н..) давно рас­калённом воздухе сквозь ночную свеж..сть чувствова­лась ещё тепл..та и грудь всё ещё жаждала холодного ду­новения.

(И. Тургенев)

2) Полюбовавшись на голубое небо усея(н, нн)ое ра­зорвав, нн)ыми обл..ками на д..лёкий берег Крыма ко­торый тяне(т, ть)ся л..ловой полосой я отправился в крепость.

(М. Лермонтов)

§@

1. Проведите морфемный и морфологический разбор при­частий и деепричастий.

2. Выпишите три глагольных словосочетания. Проведите их разбор.

©> 88. Внимательно рассмотрите данные предложения, составь­те их схемы, сравните. Укажите сходство и различие смысло­вых отношений между частями данных сложных предложений. Сделайте вывод.

1) Солнце спряталось, и стало прохладно.

2) Солнце спряталось, стало прохладно.

3) Когда солнце спряталось, стало прохладно.

©> 89. Данные ниже сложносочинённые предложения преобра­зуйте вначале в сложноподчинённые, затем в бессоюзные.

Запишите получившиеся синтаксические варианты (син­таксические синонимы), сравните предложения, устанавливая их сходство и различие, составьте схемы предложений. Сделай­те вывод.

, и
Когда неожиданно выглянуло солнце, всё вокруг осветилось радостным светом.
все вокруг осветилось ра-

Образец. Неожиданно выглянуло солнце, и осветилось всё вокруг радостным светом.

Неожиданно выглянуло солнце достным светом.

1) Кончились каникулы, и началась учёба в школе.

2) Стало душно в комнате, и мне пришлось выйти на балкон.

3) Начался урок, и ученики приступили к самостоя­тельной работе.

1. Сложноподчинённое предложение, как сложносо­чинённое и бессоюзное предложения, состоит из час­тей, представляющих собой тесное смысловое и грам­матическое единство.

Сложноподчинённым предложением назы­вается такое сложное предложение, части которого


 

соединены при помощи подчинительных сою­зов (так как, будто, что, чтобы и т.п.) или союзных слов (относительных местоимений что, который, какой, сколько и др. и местоименных наре­чий куда, как, где, зачем и др.):

1) Запела птица голосом блаженным о о чём?

Х^^союзнГсл^.

том, как мы друг друга берегли. (А. Ахматова) оч ё м?

х

2) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конём. (М. Лермонтов)

2. Сложноподчинённое предложение состоит из двух частей: главной и подчинённой — придаточной.

Придаточная часть может стоять после главной, пе­ред ней или внутри неё: 1 )Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей. (М. Лермонтов) 2) Чтоб чем-нибудь играть от ску­ки, копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин) 3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов)

3. Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, так как, потому что и т. п.) находятся в придаточной части и не являются членами предло­жения. Они используются только для связи придаточ­ной части с главной.

Союзные слова (относительные местоимения и мес­тоименные наречия — который, какой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточной части сложного предложения.

4. Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

Союз иногда можно опустить или заменить сою- зом-синонимом. А союзное слово можно заменить толь­ко словом самостоятельной части речи.


 

Кроме того, к союзному слову можно поставить воп­рос и определить, каким членом предложения оно яв­ляется: 1) Когда б семейственной картиной пленился я на миг единый, то, верно, кроме вас одной невесты не искал иной. (А. Пушкин) Слово когда — союз; к нему нельзя поставить вопрос; это слово не является членом предложения; его можно заменить контекстным сою­зом-синонимом (когда = если = кабы).

^чт о? ^

2) Зайцы отлично понимали, чтпо_ значат следы собачьих лап на их дороге. (Д. Мамин-Сибиряк) Слово что — относительное местоимение (союзное слово); к не­му можно поставить вопрос (значат что? — что); оно является дополнением; его можно заменить словами, описательными оборотами, близкими по смыслу (следы собачьих лап говорят о том, что зайцев преследуют охотники). Кроме того, на союзное слово падает логиче­ское ударение.

Запомните список наиболее употребительных под­чинительных союзов и союзных слов.

Средства связи частей сложноподчинённого предложения

Подчинительные союзы Союзные слова
прос­тые составные относительные местоимения местоимен­ные наречия
что оттого что что где
как как будто кто как
когда потому что какой когда
чтобы так как который куда
пока так что каков откуда
будто с тех пор как чей почему
словно в связи с тем что сколько  
если лишь только    
точно с тем чтобы    
раз ввиду того что    
едва вследствие того что    
лишь      

 

Слова что, как, когда в сложноподчинённых пред­ложениях могут быть и союзами, и союзными словами. Ср.:

что?

Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) Мес­тоимение что в данном предложении является союзным словом. Оно выполняет роль подлежащего (что ждёт) и одновременно соединяет придаточную часть с главной.

в ч ё м?

Я утром должен быть уверен, что с вами днём уви­жусь я. (А. Пушкин) В этом предложении что — подчи­нительный союз. Он не является членом предложения, а служит только для соединения придаточной части с главной.

5. В главной части сложноподчинённого предложе­ния иногда употребляются указательные слова тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Они являют­ся членами предложения главной части и указывают на то, что при ней имеется придаточная часть.

Указательное слово поясняется придаточным: 1) Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны сво­ей. (Н. Некрасов) 2) Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать. (С. Есенин) 3) Счастье зачастую оказы­вается совсем не там, где его ждёшь. (В. Белов)

От сложноподчинённых предложений с указатель­ными словами следует отличать сложноподчинённые предложения с двойными союзами если — то, чем — тем, как — то и др.: Чем дальше в лес, тем больше дров. (Пословица)

6. На письме части сложноподчинённого предложе­ния обычно отделяются запятой.

90. Составьте и запишите тезисный план теоретического текста § 12 о сложноподчинённом предложении.

Из художественных текстов выберите сложноподчинённые предложения и используйте их для иллюстрации каждого пункта плана.

Озаглавьте свой текст и перескажите его.


 

©> 91. Прочитайте текст и перескажите его, подчёркивая вклад учёного в лингвистику и методику преподавания русского языка. Из двух последних абзацев выпишите сложноподчинён­ные предложения и составьте их схемы.

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АБАКУМОВ

Научная деятельность Сер­гея Ивановича Абакумова (1890—1949), яркого предста­вителя отечественной науки, является одной из славных страниц в истории русской лингвистики и методики пре­подавания русского языка в школе. Учёный занимался ис­следованием разных областей русского языка, но особое внимание он уделял вопро­сам русской пунктуации, считая, что главное назначе­ние пунктуации — как можно полнее и точнее переда­вать смысловую сторону речи.

Много работ С. И. Абакумова посвящено синтаксису русского языка и вопросам изучения его в школе. Учё­ный, например, настаивал на том, чтобы на уроках рус­ского языка дети изучали второстепенные члены пред­ложения (определения, дополнения, обстоятельства), которые довольно долгое время назывались в школьных учебниках общим термином пояснительные слова.

Серию книг и статей С. И. Абакумов написал для учителей и студентов педагогических вузов. Вместе с С. Г. Бархударовым он создаёт первый учебник для сту­дентов по современному русскому языку. Авторы хоте­ли, чтобы студенты, будущие учителя-словесники, по­лучили знания, необходимые им для успешного препо­давания русского языка в школе. С 1945 по 1949 год С. И. Абакумов был редактором журнала «Русский язык в школе» и старался на его страницах публико­вать статьи, которые знакомили бы учителей с передо­вой практикой преподавания русского языка в школе.

С. И. Абакумов написал несколько книг для учени­ков: «Учебник русской грамматики», «Как писать со­чинение», «Рабочая книга по орфографии», «Справоч­ник по правописанию» и др.

Выпишите из текста предложения с обособленным приложе­нием. Разберите предложения по членам.

®> 92. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова. Одно из сложных предложений посвятите С. И. Абакумову (см. упр. 91).

1) Тот, кто...,....

2)... к тому, кто....

3)... такой..., который....

4)... там, где....

Проведите морфологический разбор местоимений и наре­чий, выполняющих в предложении роль указательных слов.

Возьмите на заметку!

Существуют разные способы схематического изо­бражения модели сложноподчинённого предложения: вертикальные схемы и горизонтальные схемы.

Вертикальные схемы наглядно показывают подчини­тельный характер связи придаточной части с главной:

Читатель становится участником всего, что пе­режил и перечувствовал поэт. (С. Маршак)


 

Горизонтальные схемы помогают лучше разобрать­ся в пунктуационном оформлении сложноподчинённо­го предложения. В таких схемах главная часть обозна­чается в квадратных скобках, а придаточная — в круг­лых: Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький)

[... таким ], (каким...).


 

®> 93. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

Выпишите сложноподчинённые предложения. Обозначьте грамматические основы, определите структуру этих предложе­ний и нарисуйте по две схемы: вертикальную и горизонтальную.

У детей в нашей стране много любимых героев ска­зок. Один из самых известных — Дед Мороз. С ним дети знакомятся по устным рассказам, по книгам, по художе­ственным фильмам, по телевизионным передачам. А многие маленькие ребята верят, что именно Дед Мо­роз принёс им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку. Откуда же пришёл этот симпатичный и добрый герой — Дед Мороз, старик с длинной белой бородой, повелитель снегов, холодов и метелей, живущий где-то в лесу со своей внучкой Снегу­рочкой?

Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравни­тельно молод. Обычай этот пришёл к нам из Германии после того, как Пётр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а 1 января. А ещё раньше Древняя Русь праздновала приход нового года 1 марта — как приход весны. Постепенно с новым обычаем наряжать ёлку стал связываться и образ Деда Мороза.

(М. Горбачевский)

1. Проведите морфемный и морфологический разбор всех числительных и двух наречий (на выбор).

2. Проведите полный синтаксический разбор последнего предложения.

®> 94. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.

Обозначьте грамматические основы предложений.

Расскажите о каждом сложноподчинённом предложении, ис­пользуя подготовленный вами ранее тезисный план (см. упр. 90).

В УСАДЬБЕ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Проезжая мимо пруда на котором всегда десятки баб переговариваясь били вальками и пол..екали своё


 

бельё князь Андрей заметил что в пруде (н..) кого (не) было, и оторва(н, нн)ый плотик до половины залитый водой боком плавал (по) середине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке.

У каме(н, нн)ых ворот в..езда (н..)кого (не) было и дверь была открыта. Дорожки сада уже зар..сли и т..лята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей под..ехал к ор..нжерее: стёкла были р..збиты, и деревья в кадках (не) которые повале..ы (не) которые засохли. Он окликнул Тараса-садовника. (Н..) кто (н..) откликнулся. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плёл лапоть на зелёной ска­мейке.

(Л. Толстой)

1. Найдите простые осложнённые предложения, объясните постановку знаков препинания в них. Проведите синтаксиче­ский разбор этих предложений.

2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Про­верьте себя по толковому словарику.

3. Объясните, в чём сходство и в чём различие слов полос­кать и поласкать. Какое из этих слов употреблено в тексте и почему?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.