Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И территории






4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв.м на 1 место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв.м на 1 место при вместимости свыше 160 мест.

П р и м е ч а н и е:

На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20 %.

(4.2. В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:

а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;

б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;

в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений;

г) зона огорода, ягодника, живого уголка;

д) хозяйственная зона. в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.

П р и м е ч а н и е:

На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.

4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв.м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв.м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов. относящихся к одной жилой секции (п. 5.6).

4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:

- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;

- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.

П р и м е ч а н и я:

1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

2. К песочных дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.

4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.

Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2, 8(1, 5 м; для волейбола - 9(18 м; для футбола - 40(60 м; для бадминтона - 13, 5(6 м; для физической культуры - 80-100 кв.м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0, 4-0, 6 кв.м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0, 2-0, 4 кв.м. на одного ребенка.

4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.

4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП.

(4.9 Территория школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.

При въезде на территорию следует предусматривать проходную.

(4.10. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.

(4.11. Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.

10.2.1. Общеобразовательное учебное заведение, как правило, состоит из учебной группы помещений и общешкольной. Может также включать дополнительную группу помещений рекреационного центра.

От их взаиморасположения и трактовки планировочных элементов, входящих в эти группы, зависит эффект функционирования здания в целом.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

(5.1. В состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений:

- помещения проживания детей;

- помещения учебно-профессиональной подготовки;

- помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);

- изолятор, приемно-карантинное отделение;

- хозяйственные сооружения.

(5.2. Помещения проживания детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.

 

Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом.

Независимо от вместимости учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.

(5.3. Здания школ-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.

(5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:

- для детей-дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений;

- для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).

П р и м е ч а н и е:

Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы).

(5.5. Численность детей должна составлять:

- в дошкольных группах 6-8 человек;

- в группах-классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел.

П р и м е ч а н и я:

1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка.

2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек.

(5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-4 группы; для школьников - на 4-8 групп-классов.

В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.

Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль.

П р и м е ч а н и е:

Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.

5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников.

В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.

В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.

5.8. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы.

5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой.

Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.

П р и м е ч а н и я:

1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.

2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений.

3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещением 14-16 кв.м.

(5.20. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1, 2-1, 4 кв.м. на одно место в классе или кабинете.

(5.21. В школах-интернатах для инвалидов необходимо предусматривать:

- кабинет биологии-живой уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;

- компьютерный класс 54-72 кв.м с кладовой 18 кв.м;

- кулинарный класс 32-36 кв.м с комнатой приема гостей 32-36 кв.м и кладовой 16-18 кв.м;

- комнату музыкальных занятий 36-54 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;

- класс рисования-изостудию 50-54 кв.м с кладовой 18 кв.м (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей);

- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 300 кв.м в учреждениях для слепых детей, 120 кв.м в учреждениях остальных типов для детей с нормальных интеллектом и 80 кв.м для детей с недостатками умственного развития;

- методический кабинет 36-40 кв. м;

- кабинет заместителя директора по педагогической части 16-18 кв.м;

- кабинет заведующего учебной частью 16-18 кв. м;

- учительскую комнату 36-40 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.

П р и м е ч а н и е:

Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18-24 кв.м в составе помещений каждого блока.

5.22. В школах-интернатах рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:

- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4, 0-4, 5 кв. м;

- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5-6 кв.м.

При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.

Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.

5.23. В школах-интернатах допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского и воспитательного персонала площадью 36-кв. м с кладовой учебных пособий.

5.24. В составе учреждений рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими размерами:

- спортивный зал 12(24 кв. м;

- бассейн с ванной 5(10 или 6(12 м глубиной 0, 8 до 1, 1 м.

П р и м е ч а н и я:

1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.

2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.

(5.25. В школах-интернатах следует проектировать актовые залы и кружковые помещения:

(актовые залы должны быть предусмотрены на 120 % (в расчете на персонал и гостей) детей школьного возраста из расчета не менее 1, 8 кв.м на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1, 2 кв.м - для остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15-20 % в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3 % - для остальных типов (кроме учреждений для детей больных сколиозом, а также слепых детей);

(в состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв.м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета не менее 1, 2 кв.м на 1 место в зале, помещение для артистов (30-35 кв.м) с санитарным узлом (3-4 кв.м), помещение пожарного поста (15-16 кв.м), студия кабельного телевидения (18-20 кв.м), фильмовидеотека (16-18 кв.м), кладовая аппаратуры (10-12 кв.м). кладовая мебели и реквизита (20-24 кв.м);

(рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:

- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий;

- танцевальная студия (54-72 кв.м) с раздевальной (14-18 кв.м) и санитарным узлом;

- театральный кружок (30-36 кв.м) с кладовой (16-18 кв.м);

- шахматный кружок (24-36 кв.м) с кладовой (8-10 кв.м).

П р и м е ч а н и я:

1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60 % детей школьного возраста.

2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается.

3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование.

5.26. В школах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специальном зале.

5.27. В школах-интернатах, за исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития, рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП «Общественные здания и сооружения».

5.28. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование.

5.29. В школах-интернатах всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо предусматривать кабинеты логопеда площадью 18-20 кв.м:

- для школьников - в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на 30-40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение;

- для дошкольников - 1 кабинет на группу (8-10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в учреждениях других типов.

(5.30. В состав помещений медицинского обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей следует включать: кабинет офтальмолога площадью 75-80 кв.м длиной не менее 25 м; кабинет развития остаточного зрения 36-42 кв.м с подсобным помещением 16-18 кв.м; зал для развития пространственной ориентаций 54-72 кв.м с кладовой 8-10 кв.м.

(5.31. В школах-интернатах для детей больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарат необходимо предусматривать гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов, а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными помещениями; кроме того в школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - кабинет электрогрязелечения.

5.32. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1.

5.33. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4-5 кв. м, в кабинетах подводного массажа - 18-20 кв.м, индивидуального массажа - 16-18 кв.м, в кабинетах остальных типов - 7-8 кв.м (на одну ванну или кушетку).

5.34. В состав медицинских помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15-16 кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) - 20+8 кв.м, стоматолога 16-18 кв.м, психоневролога - 14-16 кв.м, гинеколога (уролога) - 20-22 кв.м, гидропатии - 28-30 кв.м с раздевальной 14-16 кв.м, механотерапии - 36-72 кв.м, психологической разгрузки - 18-24 кв.м, помещения процедурной - 18-20 кв. м, стерилизационной-автоклавной, аптечной комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв.м.

П р и м е ч а н и я:

1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует.

2. В составе медицинских помещений в соответствии с заданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24-26 кв.м с подсобным помещением 8-10 кв.м.

3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются.

5.35. Производственные помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.

5.36. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 2, 3 кв.м на одно место в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и 1, 6 кв.м на 1 место - в учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, раздаточная 18-24 кв.м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв.м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв.м при ручной мойке и не менее 30 кв.м в расчете на механизированную мойку.

5.37. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета на 1, 8 кв.м на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.

(5.38. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 3-4 % от числа мест для детей школьного возраста и 5-6 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом.

(5.39. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.

5.40. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным, или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре.

Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.

П р и м е ч а н и е:

Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование.

5.41. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того, помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельный вход.

5.42. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв.м - в боксах на 1 место и 30 кв.м - в боксах на 2 места.

5.43. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1: 8.

 

10.2.2. Учебная группа помещений должна быть обособленной, автономной, не зависящей от общешкольной группы помещений и рекреационного центра. Поэтому вестибюльная группа учебных помещений должна решаться с учетом этих требований.

10.2.3. Общешкольная группа помещений, в условиях использования ее учащимися и взрослым населением во внеучебное время должна быть автономной, эксплуатироваться независимо от учебной группы помещений.

10.2.4. Рекреационный центр рекомендуется располагать таким образом, чтобы он служил связующим звеном между названными выше основными группами помещений и одновременно являлся ядром пространственной композиции помещении, был архитектурной доминантой.

10.2.5. Для достижения гибкости пространственного решения современного общеобразовательного учреждения предлагается методика проектирования с выделенными блоками из заданных объемных элементов:

1) учебные блоки разной этажности на 11, 22 и 33 класса, на основе учебных ячеек размером 18x18 м с зальными рекреациями.

2) блоки общешкольных (клубно-спортивных) помещений четырех типов, разработанные с учетом их возможных сочетаний с вышеназванными учебными блоками и формирования таким образом школ и школьных комплексов на 11, 22, 33, 22+22, 33+33 класса.

На рис. 5 приводится пример композиционных решений школьных зданий (показаны черным цветом) на основе сочетания учебных блоков с выделенным блоком общешкольных помещений. Применение перспективных типов учебных ячеек (18x18 м) с единым пространственным модулем дает возможность разработки достаточно разнообразных композиционных решений школ, со-масштабных архитектуре жилых и общественных зданий микрорайона. Универсализация элементов ячеек учебного корпуса в потенциале дает возможность снизить количество типоразмеров сборных конструктивных элементов.

10.2.6. Система объемных элементов позволяет достичь известной степени архитектурной гармонии в объемно-пространственном построении школьных комплексов на - основе различных композиционных взаимосвязей учебных блоков с блоками общешкольных помещений.

Кроме того, блоки учебных и общешкольных помещений могут использоваться для пристройки к существующим зданиям школ.

10.2.7. Особое значение в зданиях общеобразовательных учреждений придается объемно-планировочному решению учебной группы помещений, основанному на автономии учебных секций, как по возрастным требованиям к формированию учебных помещений, так и по функциональным требованиям к специфике формирования специализированных групп помещений. Учебная секция трактуется как группа помещений, включающая учебные помещения (классы, или классы-кабинеты, или специализированные кабинеты), рекреацию и санузлы.

10.2.8. Для начальной школы в учебную секцию включаются классные помещения (1-4, или 1-2, или 3-4, или 1 и 3-4 классы), рекреационное пространство зального типа для активизации двигательной активности ученика, санитарный узел и ряд обслуживающих помещений, в зависимости от вида учреждения, рассчитанного на традиционную систему занятий или на игровые методы обучения.

Эти учебные секции должны быть автономными (изолированными) от других учебных секций учебного заведения. Это обусловлено особенностями организации учебно-воспитательного режима учащихся младших возрастов.

10.2.9. Учебные секции основной школы (5-9 или 5-8 классы) также рекомендуется обосабливать в автономные ячейки. Они должны содержать классы-кабинеты рекреационный зал и ресурсные центры. Последние могут решаться централизовано (один на секцию) либо рассредоточено при каждой паре классов-кабинетов. Ресурсный центр это особое помещение, где сосредоточен дидактический материал, учебные пособия и ТСО, связанные с профильным обучением. В данном случае санитарные узлы могут быть вынесены за пределы учебной секции.

10.2.10. Учебные секции старшей школы состоят из учебных кабинетов, закрепленных за этими учащимися или размещающими в группе специализированных кабинетов, в зависимости от того, как функционирует школа: с закреплением классов-кабинетов за каждой учебной группой или без него. Для второго варианта не обязательна организация автономной секции.

10.2.11. В современной школе учебная секция не должна решаться в виде линейной системы классов " нанизанных" на коридор. Это должны быть компактные образования с тремя, четырьмя или шестью учебными помещениями, для ведения активной системы организации уроков, когда учащиеся в зависимости от педагогических задач урока могли бы перемешаться из одного помещения в другое и обратно

10.3. Проблема универсальности зданий.

10.3.1. Требование универсальности зданий общеобразовательных учреждений продиктовано многообразием видов и типов этих учреждений, а также многообразием местных условий, вытекающих из множества вариантов построения сети зданий в условиях нового строительства, и в условиях реконструкции школ в сложившейся застройке.

 

10.3.2. Эта проблема должна быть отражена:

 

1) В составе помещений, который определяется исходя из возможного увеличения числа параллелей старших классов, требующих расширенной номенклатуры специализированных кабинетов;

 

2) В структуре здания, построенного по принципу автономных учебных секций или учебных блоков помещений, позволяющих создавать разные организационно-педагогические структуры в процессе эксплуатации с разным количеством параллелей классов.

 

10.3.3. Концепция гибкой объемно-планировочной структуры здания показана в Приложении 2, рис. 6 по схеме: планировочный модуль - учебная секция - здание.

 

10.3.4. Возможности универсальной эксплуатации здания зависят от состава помещений. В общеобразовательной школе, лицее, гимназии, преобладающими должны быть группы специализированных учебных, помещений для реализации задач профильного, дифференцированного обучения учащихся старших классов, начиная с 8-го. Это дает возможность учреждению также быть учебно-методическим центром для групп существующих школ со старой нормативной, базой помещений.

 

Примером может служить разработанная программа для конкурса на перспективную модель школы для города Москвы (1995-96гг.), где в основу школы были предложены не 22 традиционных класса, а 24, исходя из задач превращения ее в школу с увеличенным числом учащихся старших классов (организационно-педагогическая структура от 1: 2: 4 до 0: 0: 12).

10.3.5. Универсальности здания также связана с особенностью решения учебных секций, с таким расчетом, чтобы при разных вариантах эксплуатации (функционирования) здания, возрастные группы учащихся 1-4, 5-8(9) и старших оказывались всегда в обособленных секциях.

Примером подхода к решению общеобразовательной школы как универсального здания может служить экспериментальный проект перспективной модели школы на 22-24 класса, отмеченный на конкурсе в г. Москве 1-ой премией

Состав и площади помещений школы принимаются, исходя из возрастной структуры учащихся: начальная школа 1-4 классы, основная - 5-8 классы, старшая - 9-11 классы. Наиболее сложным является состав школы с профильным обучением.

Здание, запроектированное как универсальное, рассчитывается на следующее функционирование:

а) в качестве полной средней школы с организационной структурой начальной, основной и старшей школы 2: 2: 2(3) для применения в жилых микро районах с охватом 550(625) учащихся, в том числе 200 учащихся начальной школы, 200 учащихся основной и 150 учащихся старшей школы, при закрепленных помещениях или 225 учащихся старших классов занимающихся по кабинетному принципу.

б) в качестве сетевой школы I, II и III ступеней или II и III ступеней обучения с организационно-педагогическими структурами соответственно 1: 2: 4 и 0: 3: 6, рассчитанными на обслуживание учащихся, обучающихся в начальных или основных существующих школах муниципальных районов (округов).

 

Число учащихся при закрепленных классах-кабинетах 600 человек, а при кабинетной системе обучения старших классов - 750 человек.

 

в) В качестве сетевой школы III ступени в сложившейся застройке для учащихся оканчивающих основные школы с организационно-педагогической структурой 0: 0: 12 (900 учащихся).

г) В качестве гимназии или лицея с размещением в муниципальных районах или округах города.

Это оказывается возможным благодаря тому, что (1) все основные учеб-секций (классов-кабинетов) сосредоточены на втором - верхнем этаже и связаны между собой горизонтальными коммуникациями и (2) каждая учебная секция включает в себя по 6 классных помещений, из которых 2 помещения связаны с внутренней обшей коммуникацией и при трансформации могут служить дополнительными специализированными кабинетами, а 4 основных помещения учебной секции служат задачам возрастного деления школьников. Таким образом, предлагается гибкая система (4+2), позволяющая по разному компоновать возрастные группы учащихся и спецкабинетов.

10.4. Комплексное решение универсальности здания.

10.4.1. Примером может служить экспериментальный проект школы на 22-24 класса перспективной модели для г. Москвы получивший на конкурсе первую премию в 1995 г..

10.4.2. Комплекс школы четко разделен на две автономных группы помещений: учебную и общешкольную, объединенные между собой центром досуга (форумом). Последний, являясь архитектурным ядром, объединяет вокруг себя зрительный зал, спортзалы, бассейн, студии художественного воспитания, клубные помещения (дополнительные мелкие помещения центра досуга), что создает интересную содержательную среду пребывания в ней учащихся и взрослого населения. Для ее полноценного функционировании предложена система автономных входов и гардеробов, позволяющих пользоваться отдельными функциональными группами помещений изолированно друг от друга из разных входных точек, не мешая обшей работе всего комплекса (автономность эксплуатации входящих в комплекс залов).

10.4.3. В этих целях предусмотрены: 1) вестибюль-гардероб для учебной группа помещений; 2) вестибюль-гардероб для центра досуга (форума), зрительного зала и бассейна; 3) вестибюль-гардероб для спортзалов, бассейна, зрительного зала, студий художественного воспитания и дополнительный вестибюль для игрового спортзала и студий хореографии (завышенное число вестибюлей-гардеробов принята для улучшения эксплуатационных качеств функционирования всех групп зальных помещений).

10.4.4. Учебная группа помещений решена в два этажа. Все классы-кабинеты выведены на 2-й (верхний) этаж. Это обстоятельство имеет принципиальное значение для школы в целом:

1 - все 24 класса-кабинета получают дополнительное верхнее естественное освещение, а следовательно высокую степень инсоляции помещений, что определяет свободную ориентацию школы по сторонам света при привязке к местным условиям и сквозное проветривание.

2 - Верхние источники естественного света предопределяют высокий комфорт световой среды в помещении (равномерность освещения по всей плоскости и повышенное К.Е.О. более 2, 5), что необходимо для введения активных методов обучения при групповых и индивидуальных формах ведения урока.

3 - Создавать гибкие возможности комплектования системы классов и кабинетов в школах различной модификации 2: 2: 2, 1: 2: 4, 0: 3: 6, 0: 2: 5, т.е. в школах одиннадцатилетних, II и III ступеней обучения, школах III ступеней бучения, гимназиях, лицеях. В этих целях две средние учебные секции запроектированы по системе 4+2 (два кабинета связаны с внешней коммуникацией) о чем было сказано выше.

4 - Обеспечивать горизонтальные связи между учебно-методическим центром - библиотекой со всеми 24 классами-кабинетами, а также учебного центра с ресурсными центрами при учебных секциях для динамики использования дидактического учебного материала в процессе учебного года.

10.4.5. Учительские с методическими кабинетами расположены на периферии библиотеки - учебно-методического центра и организационно с ним связаны. Одна предназначена для младшей школы, вторая для старшей.

10.4.6. Классы сформированы в учебные секции, каждая из которых состоит из 6-ти классов-кабинетов, зальной рекреации и ресурсного центра. Зальные рекреации имеют повышенную высоту и стеклянный витраж. Учебные секции дают возможность эксплуатировать их автономно для школ I, II и III ступеней в зависимости от назначения и организационно-педагогической структуры здания.

10.4.7. На 1-м этаже размешается основной вход в учебный корпус (рис. 1) со своим вестибюлем-гардеробом, администрацией, столовой и группой учебно-воспитательных помещений для начальной школы, специализированных групп помещений по естественным наукам и технологические группы помещений, связанные с трудом и профильным обученим.

Эти группы помещений могут включаться в сферу вне учебной деятельности в купе с центром досуга (решены на одном горизонтальном уровне).

Рис. 1

10.4.8. Специальные группы учебно-воспитательных помещений для начальной школы сгруппированы в компактную ячейку; состоящую из двух спален - групповых с раздвижной перегородкой и помещения труда, моделирования, природы, ИЗО, и приближенную к специальному залу интернет - кафе. Последнее может эксплуатироваться в виде дополнительного игрового пространства, т.к. основной обеленный зал может по нормам обеспечивать питание учащихся, включая начальную школу.

10.4.9. Эта группа помещений для - детей младшего возраста сознательно отделена от классов, т.к. школа трактуется, как объект универсальной эксплуатации и классы могут превращаться в кабинеты. Эта группа может существовать также в качестве зоны пребывания детей, когда их родители будут заняты в центре досуга.

В столовой, видеокафе и кухне предусмотрены верхние источники естественного освещения вдоль стен форума.

10.4.10. Кухня столовой расширена в 1, 5 раза и рассчитана на обслуживание вечером посетителей центра досуга (имеет вторую раздаточную). Столики размешаются непосредственно на подиуме центрального зала (форума), прилегающего к зоне столовой.

10.4.11. Коммуникации 1-го этажа освещены через стеклянные " стаканы" лестниц, одновременно являющиеся зимними садиками (всего их четыре).

Учебная группа помещений связана с общешкольным центром по 2-му этажу и с центром досуга по 1-му этажу.

Система коммуникаций, в отличии от традиционных коридорных решений, предложена в виде криволинейных очертаний в сочетании с зальными помещениями и световыми " стаканами" лестниц. Они могут использоваться для выставок детских рисунков и др. мероприятий. Решается задача преодоления синдрома обычной " коридорности" в школе.

10.4.12. Сочетание разнообразных по форме, очертаниям и размеру внутренних пространств по нашему мнению создает эффект интересной среды обитания, в которой центральное ее помещение - форум трактуется как многофункциональное помещение, т.к. имеет связь со зрительным залом через общую эстраду (раздвижная стена). Форум предназначен для театральных и эстрадных действ, собраний, проведения зимних елок, маскарадов, танцев, музыкальных мероприятий и просто досуга. При этом важное место отводится устройству декоративной стены со сменной декорацией в течение года, связанной с деятельностью форума, что будет способствовать изменению архитектурно-психологической среды центра, его художественному воздействию на человека.

10.4.13. В проекте предусмотрены полноценные студии художественного воспитания по изобразительному искусству, хореографии и музыке с соответствующими обслуживающими помещениями.

10.4.14. Архитектура фасадов решается на основе пластики заложенной в кирпичной стене и серо-белых бетонных ее элементах. Особенность фасадов состоит в том, что они не традиционны для школ, которые всегда изрезанны монотонными окнами. На фасадах выявлены стеклянные фонари, двухсветные зальные рекреации по контрасту к плоскости стены

10.4.15. Бассейн имеет две ванны для обучения плаванию 10х6 м (глубина 60-80 см) и ванна размером 25× 115 м (глубина 1, 2-1, 8 м) для учебных занятий по плаванию и оздоровительных процедур. Зал бассейна решен как единое двухсветное пространство с двумя группами раздевален (всего четыре), оборудованных индивидуальными шкафами в одном уровне, душами и уборными. Зал освещается естественным светом через верхнее боковое стекло.

10.4.16. В школе предусмотрено две группы помещений администрации: при вестибюле учебного корпуса и при вестибюле группы зольных помещений. В составе последней имеется группа медицинских комнат.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.